ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 21 июня 2011, 21:52

Правое дело: почему вернулся председатель?

Петербургское «Правое Дело» отмотало время назад. Сергей Цыбуков, которого сместили было с поста председателя отделения в прошлую пятницу, снова обрел утраченный статус. За него вступилась Москва. Впрочем, делать выводы, что именно его будет поддерживать федеральный центр партии, пока рано.
 
В понедельник вечером свое слово в конфликте между петербургскими праводелами сказал федеральный политсовет партии. Он отменил решения местной конференции, которая переизбрала председателя петербургского отделения. Кроме того, москвичи лишили поста председателя исполкома Юрия Онищенко. Его место занял сторонник Цыбукова Евгений Маутэр. Вернувшееся руководство грозится возбуждением против своих оппонентов уголовных дел.
 
Конфликт в петербургской организации вылился в публичное пространство вечером пятницы. Тогда стало известно, что прошло «секретное собрание» «Правого Дела». Оно решило лишить полномочий председателя отделения Сергея Цыбуков и назначить на его место бизнесмена Максима Долгополова. О последнем было известно, что он якобы недавно покинул ряды «Единой России». Справедливости ради отметим, что и Цыбуков не отличается особой оппозиционностью – в свое время он возглавлял движение «За Путина!», а в сейчас тяготеет к «Народному Фронту». Последнее Цыбукову как раз и вменяют в вину его оппоненты – якобы председатель все петербургское отделение собирался записать в путинский "Фронт".
 
В пятницу означенные перестановки можно было связать с вмешательством Москвы. Избрание в качестве председателя партии бизнесмена Михаила Прохорова считают уже практически состоявшимся. Федеральная конференция пройдет 25 июня, в субботу. Ожидается, что именно там праводелы обретут своего лидера, а заодно и спонсора в одном лице. Соответственно, на выборы из столицы должны пойти деньги. Ряд экспертов считает, что «Правое Дело» «пустят» в качестве оппозиции в ГосДуму, а заодно и в петербургский ЗакС. Если эти предположения верны, партийцам придется вести серьезную предвыборную кампанию. Соответственно, она будет дорогостоящей. А зачем Прохорову давать деньги малознакомому Цыбукову? Поэтому-то и предполагалось, что либо петербургское руководство удержит позиции, либо его поменяют на более верных и знакомых федеральному председателю людей. Именно в этой связи могло рассматриваться избрание местным главой некоего Максима Долгополова.
 
Однако сейчас можно констатировать, что эти предположения не имели под собой почвы. Конфликт в петербургской организации произошел на местном уровне. Его стороны представляют Игорь Кучеренко, петербургский политик, в свое время активно занимавшийся «Союзом Правых Сил», а сейчас являющийся замом Цыбукова и, соответственно, сам Цыбуков. ЗАКС.Ру пообщался с обоими и восстановил хронологию событий последнего времени.
 
До конференции

Кучеренко:

«Чтобы разобраться в ситуации, нужно сначала обратиться не к пятничным событиям, а к событиям более ранним. 9 июня у нас прошел политсовет, который Цыбуков отказывается признавать. Цыбуков уверяет, что на политсовете не было кворума. Однако это не так. Правда - что с кворумом были проблемы. Мы долго не могли его собрать и ждали последнего недостающего члена. Не дождавшись его, Цыбуков уехал. То есть до кворума стало не хватать двух членов. Мы тогда подняли всех, даже больных и в итоге нужное число участников собрали. Позвонили Цыбукову, сообщили, что кворум есть и попросили вернуться. Однако он это сделать отказался. Пришлось проводить совет без него. Именно на этом политсовете была назначена региональная конференция и необходимые по Уставу предшествующие ей конференции районных отделений».
 
Цыбуков:

«На самом деле 9 июня должен был произойти не политсовет, а расширенная встреча членов партии. Примерно месяц назад мы собрались активом и договорились ее провести. Я вообще предлагал проводить либо общее собрание – то есть всех членов «Правого Дела», либо по квоте один человек от десяти. А остальные члены политсовета хотели все решать в гораздо более узком кругу. В итоге 9 июня мы должны были собраться с большим количеством членов партии и договориться, как проводить региональную конференцию. Однако в последний момент председатель исполкома Онищенко место встречи 9 июня перенес. Большая часть людей в новое место не приехала, поскольку должным образом о нем не была извещена. Я лично приехал. И сидел там полтора часа, дожидаясь кворума. В итоге не дождался и уехал. Было это примерно в 20:30. Спустя два часа мне звонит Кучеренко и сообщает, что кворум есть. На самом деле даже это кворумом не было – привезли людей, которые давно уже написали заявление о выходе из политсовета. Я сказал Кучеренко, что это не политсовет. Я в нем принимать участие отказываюсь и их не уполномочиваю. А по Уставу открывать политсовет имеет право либо председатель, либо лицо, им уполномоченное. Они его открыли, чем Устав грубо нарушили. И именно из-за этого нарушения теперь Москва отменяет все те решения, которые затем были приняты».
 
Конференция
 
Кучеренко:

«Всего у нас 13 районных конференций. Они после 9 июня провели свои конференции и делегировали на региональную конференцию 41 человека. Явились 34. Из них Цибуков и Маутэр регистрироваться отказались. То есть получается 32. Кворум все равно есть. Наступило время конференцию открывать. Цибуков это делать отказывается. Люди ждут. В итоге я обратился к собравшимся и мы решили конференцию открыть. Вопросов в повестке дня было два: избрать делегатов на федеральную конференцию и вывести из состава политсовета 6 членов, которые давно на собрания не ходят. Согласитесь, вопрос технический.
 
Делегатами решили избрать Цибукова и Маутэра (первый – председатель, а второй – самый молодой его заместитель – ведь у нас курс на омоложение кадров). Они должны были выступить перед собравшимися. Однако Маутэр вообще ничего говорить не стал, а Цибуков продолжил называть конференцию «просто собранием актива», настаивал, что она нелегитимна, и что в петербургском отделении партии вообще состоит только 300 человек. Это при том, что в марте он лично подписывал документы в Минюст, в которых значится, что у нас более 1300 членов!
 
В итоге на фоне всех этих претензий в зале начался ропот. Кто-то из делегатов предложил лишить полномочий все руководство отделения. Я поставил этот вопрос на голосование, и он прошел. Избирать нового председателя мы не могли по Уставу, поэтому избирали исполняющего обязанности. Предложили Максима Долгополова. Делегаты его кандидатуру поддержали».
 
Цыбуков:

«Сразу после «политсовета» 9 июня я написал о происходящем в Москву. От Онищенко попросил объяснений – почему были допущены нарушения Устава, но их не дождался. Затем я уже приехал на конференцию и объяснил людям, что на самом деле это просто собрание актива. Рассказал, что несколько часов назад встречался с Прохоровым и он просил меня сделать все юридически чисто. Когда я выступал перед залом, обратил внимание на 20 молодых людей справа, которые в партии никогда не состояли. Кроме того, по залу ходили какие-то накачанные ребята.  
 
Нас с Маутэром выбрали делегатами на конференцию. Я рассказывал собравшимся о проблемах петербургского отделения партии, что у нас есть «брошенные отделения», что люди пишут заявления о выходе. Потом выступил Леонид Гозман (на данный момент федеральный сопредседатель). Он говорил очень зажигательно. Когда он закончил, я пошел провожать его к выходу. Именно в этот момент кто-то предложил переизбрать председателя. Как раз молодые люди, которых я упоминал, выдвинули Долгополова. Не дожидаясь голосования, я уехал. Потом узнал итоги выборов».
 
Решение федерального политсовета
 
Кучеренко:

«Федеральный политсовет отменил решение нашей конференции вообще без аргументации. Мы эту ситуацию обсудили и решили, что такое решение правильно. Цыбуков и Маутэр начали жаловаться в Москву, и в партии просто решили, что оставлять их делегатами (а именно такое решение, как мы помним, в частности, было принято на конференции) нелогично. Потому что они могут начать скандалить на федеральной конференции. Именно поэтому – чтобы все прошло без сучка, без задоринки – наши итоги отменены. Мы все теперь поедем в Москву в качестве гостей, а делегатов от Петербурга вообще не будет.
Возможно, мы проведем потом новую конференцию. Может, на ней переизберут Цыбукова, может – Долгополова, может – еще кого-то. Но в любом случае Цыбуков теперь будет знать, что переизбрать его – вполне реально».
 
Цыбуков:

«В понедельник я отослал документы в Москву. Федеральный политсовет согласился с моими доводами и признал политсовет 9 июня нелегитимным. Именно на основании того, что без моего участия его не имели права открывать. Большое собрание мы действительно будем делать. Но сначала почистим партию от тех, кто перестал принимать участие в ее работе. Думаю, в ближайшее время конференции не будет, потому что сейчас борьба шла за места делегатов на федеральный съезд. Съезд пройдет, и борьба утихнет».
 
Кандидатура Долгополова
 
Участники конфликта расходятся в оценках Максима Долгополова, лишь три дня занимавшего пост председателя. Кучеренко считает, что его бывшее участие в деятельности «Единой России» вовсе не носит негативный характер.
 
«Он просто руководил несколькими проектами, которые проводились под эгидой ЕР, и пришел в «Правое Дело» в октябре прошлого года. К тому же если люди бегут из ЕдРа к нам – это не плохо, это хорошо. Плохо, когда наоборот», - говорит Кучеренко.
 
А вот Цыбуков настаивает на том, что Долгополов не является и никогда не являлся членом «Правого Дела».
 
«Я посылал запрос в федеральные органы партии. Этот человек никогда в наших базах данных не числился», - уверяет Цыбуков.
 
Претензии сторон
 
Кучеренко:

«На самом деле у нас происходят нормальные демократически процедуры. Есть некое непонимание сторон. Точнее, сторона только одна – политсовет. В этом политсовете есть два человека, которые не согласны с остальными – Цыбуков и Маутер. Поэтому это не раскол. Раскол – это когда существуют две группировки. А у нас это скорее «откол».
 
Дело в том, что Цыбуков с момента создания «Народного Фронта» все время говорил, что нам нужно туда вступать. Мы считали это глупостью. Кроме того, Цыбуков постоянно везде говорил: «меня сюда председателем просто назначили», «мне ничего не надо, могу уйти хоть сейчас». Этими заявлениями он всех достал. В итоге начиная с декабря прошлого года недовольство зрело и вылилось в переизбрание».
 
Цыбуков:

«Ну как я могу записать всю организацию в «Народный Фронт»? Это же противоречит здравому смыслу! Я же заявлял, что мы идем собственным списком в ЗакС. А с "НарФронтом" собственным списком идти невозможно.
 
Я думаю, что произошедшие события случились не без участия московских кукловодов. Вся конференция напоминала старые собрания СПС, на которых как раз и использовались такие «массовки и дискотеки». Сейчас Онищенко передаст дела Маутеру и, я думаю, нас будет ждать еще множество сюрпризов. Я сейчас говорю мягко и спокойно, но когда мы получим все документы, мы поймем все их технологии. Вполне возможно, за этим последует ответственность не только административная»…
 
Отношение друг к другу

Кучеренко к Цыбукову, как он рассказал ЗАКС.Ру, относится очень хорошо. Считает, что, за исключением позиции по "Народному Фронту" у них противоречий нет. Цыбуков Кучеренко «не воспринимает никак».
 
«Единственное, что я знаю, это то, что Кучеренко поставил на голосование кандидатуру человека из другой партии, который никогда в «Правом Деле» не состоял. При этом Кучеренко – профессионал и юрист. Это не могло быть сделано по незнанию. Как я могу к нему относиться»? – добавил Цыбуков.
 
Резюме

ЗАКС.Ру пообщался и с другими участниками и свидетелями конфликта, которые попросили не упоминать их имен. Собеседники издания рассказали, что отмена решения петербургской конференции была вынужденным шагом для федерального политсовета. Противоречия Уставу при проведении петербургского политсовета 9 июня были столь значительны, что их нельзя было игнорировать. Пока рано говорить, останется ли Цыбуков во главе партии или нет. Впрочем, факт смещения Онищенко без сомнения говорит в его пользу. Однако Кучеренко является более авторитетной в городе фигурой. С другой стороны, Кучеренко авторитетен скорее как политик, а «Правое Дело» позиционирует себя как партия успешных бизнесменов. Цыбуков как раз и является бизнесменом. Не нужно также забывать о возможности появления нового, «доверенного» человека.  В любом случае, пока чаши весов лишь поколебались, но не склонились ни в одну сторону.

Олег Мухин

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 сентября
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама