Смешно было наблюдать, как после появления манифеста «Правого дела» разного рода аналитики бросились обсуждать его плюсы и минусы. Мол, то-то в нем не указали, а там-то, мол, рассуждения неправильные. Манифесты никто из избирателей не читает, и выборы с их помощью не выигрываются.
Столь же смешно было видеть, как политологи анализировали слова на постерах с портретом Михаила Прохорова. Слова там абсолютно не важны. А важен томный взгляд героя, убийственный для женщин бальзаковского возраста. Именно на этот электорат ориентируется «Правое дело». На богатого двухметрового красавца Михаила Дмитриевича легко переориентируются и поклонницы Владимира Владимировича, и поклонницы Владимира Вольфовича. Думается, традиционного электората, собранного еще Егором Гайдаром, среди избирателей нынешнего «Правого дела» будет меньше всего, поскольку эти люди обладают идейными ценностями. Но сегодня нет никаких гарантий, что ценности Гайдара имеют для Прохорова хоть какое-нибудь значение.
Немного упрощая, можно сказать, что «Правое дело» является преемником не гайдаровского «Выбора России», а движения «Женщины России», которое не слишком удачно подвизалось на политической сцене 90-х годов. Женский электорат предполагается привлечь не модернистскими идеями политического представительства по гендерному принципу, а старой, как мир, идеей «Позови меня с собой. // Я приду сквозь злые ночи.
В начале этой недели даже сама Алла Пугачева, столько раз страстно твердившая эти слова с эстрады, призналась, что готова откликнуться на зов Прохорова и вступить в «Правое дело». Алла Борисовна чуть ли не впервые подробно высказалась о политике и столь позитивно охарактеризовала Михаила Дмитриевича, что этих слов хватит ему, пожалуй, для прохождения семипроцентного барьера.
Понятно, что здесь сработало не только его мужское обаяние, но и кое-что другое. Прохоров теперь в списке миллиардеров опустится на строчку-другую ниже, а Пугачева начнет строить в устье реки Смоленки давно обещанный поклонникам театр песни имени самой себя.
«Правое дело» обрело имя, которое занимает в российской иерархии второе место после имени Путина. А может быть, даже первое. Понятно, что любовь к эстрадному кумиру конвертируется в любовь политическую с довольно низким КПД. Но поскольку поклонников примадонны у нас чрезвычайно много, даже такой процент станет ощутимой прибавкой к электоральному результату «Правого дела».
Помнится, кто-то из журналистов еще в канун парламентских выборов 1993 года сказал, что ЛДПР есть не что иное, как движение «Мужчины России». Партия Жириновского опирается не на либерально-демократические ценности, а на психологические комплексы взрослых мальчишек, не наигравшихся в войнушку. Маркетинговая идея Владимира Вольфовича оказалась столь удачной, что на политическом рынке он неизменно востребован уже 20 лет, поскольку число инфантильных мужичков в России не уменьшается.
Прохоров сегодня пытается адаптировать идеи Жириновского для женского электората. Делает это довольно профессионально и с невероятным размахом. К политической жизни как таковой подобная тактика в общем-то никакого отношения не имеет. Войдя в парламент, «Правое дело» может на практике проводить идеи правые, левые, нижние, верхние, самые верхние, высочайшие или же просто те, которые получат высочайшее одобрение. Реальная политика все равно у нас делается не в Государственной Думе, а в борьбе между башнями Кремля.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1