ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Голос блога 5 октября 2011, 18:32

Блогеры об Алексаняне: "А Василий был мужиком"

Умер бывший вице-президент "ЮКОСа" Василий Алексанян. У арестованного в 2006 году Алексаняна еще в следственном изоляторе обнаружили СПИД, рак печени, лимфому, туберкулез и кардиомиопатию. Такой букет смертельных недугов, по словам врачей, практически не оставлял больному шансов на спасение. Однако он выдержал 2,5 года в СИЗО, а затем протянул еще почти три года на воле.

«А Василий был мужиком… Смертельно больного его в тюрьме мариновали и обещали отпустить, если он сдаст друзей и партнеров, но он не сдал. Только этот факт уже говорит о его настоящем русском характере», - пишет  viking-nord. «Какой бы человек ни был, если он болеет, а ты нет, ты всяко выигрываешь у него, и поэтому он достоин сочувствия и поддержки», - поделился своими соображениями mbiwb. И еще сотня подобных сообщений от пользователей блогплатформ.

Представим себе любого образованного россиянина, не любящего власть, но уважающего справедливость. Он может быть любого возраста и пола, проживать в любом уголке нашей необъятной страны. Он образован и умен, ему все надоело. В общем, интеллигент. Как он относится к процессу "ЮКОСа"? С его точки зрения (обусловленной тем, что СМИ он уже не верит, а единственный источник информации для него — оппозиционные сайты), Ходорковский  — жертва. Но жертва отнюдь не невинная. При всем том безобразии, которое сопровождало «дело "ЮКОСа"», при всем отвращении к целям и методам власти в этом вопросе россиянин не в состоянии поверить, что буквально все предъявленные обвинения были липой.

Алексанян, как бы это не звучало цинично и жестоко, благодаря своим тяжелейшим недугам выиграл у Ходорковского в борьбе за человеческое сострадание. Не просто жертва системы, символом которой считается МБХ, а тяжелобольная жертва системы. Искалеченный человек, к которому эта система не просто не проявляет никакого сочувствия, а наоборот, еще издевается (вспомнить хотя бы историю, когда суд сократил срок содержания под стражей бывшего главы юридического управления "ЮКОСа" на один день по предписанию Европейского суда).

И вот, на фоне топ-менеджмента, несущихся по встречке с мигалками, образ Василия Алексаняна в глазах либеральной общественности и ей сочувствующих приобрел совершенно новые черты. Арест имущества, тяжелые недуги и незаконное заключение под стражу как бы пропустили Василия Алексаняна через своеобразный катарсис зрителей, и этот зритель, то есть обычный интеллигент, «очистил» обвиняемого от грехов и злодеяний. Чем дольше больной человек находился под стражей, тем чище и светлее становился его образ. Не святой, конечно, но какое мужество, какой характер.

В противостоянии Системы и Характера с моральном точки зрения всегда побеждает Характер. Даже если сам носитель Характера Системой был раздавлен и размазан. Характер ставится на своеобразный пьедестал, пока Система нависает над ним. И правильно. Потому что у носителя Характера почти нет шансов победить Систему, так она включает в себя массу бесхарактерных носителей идеи. И любой человек, которому в детстве объясняли, что такое хорошо, а что такое плохо, воспринимает Систему только резко отрицательно.  «Российская судебная система самая смертельная вещь на этом свете», - пишет  staroverov1. «Люди, которые обещали допустить к нему врачей в обмен на самооговор, до сих пор стоят на страже суверенной российской законности. И даже, наверное, получили с тех пор повышения по службе», - считает  Антон Носик

С точки зрения политических интриг для оппозиции все проходящие по делу "ЮКОСа" важны именно как «зеки». Пока они за решеткой, смотрящий на них наш интеллигент видит мучеников, «Нельсонов Мандел» местного масштаба. Именно за решеткой Ходорковский стал «духовным лидером» оппозиции, человеком, несущим крест за всех не согласных с Кремлем.

Похожее с Алексаняном. Пока его мертвенно-бледного судили, он был жертвой системы. Когда же он умер – он стал символом того, что можно бороться и не сдаваться, даже если ты знаешь, что проиграешь в любом случае. И именно борьба не дает делать из жертвы систему Жертву с большой буквы. Говоря проще, человек, ступивший на сложный путь мученика по собственному желанию, по собственному выбору, жертвой быть перестает, хотя и остается мучеником. Искалеченный, но не сломленный Алексанян - своеобразный символ мужества и чести: «Он не предал своего товарища, несмотря на пытки и издевательства», - считает  vova-maltsev.

Таким образом, смерть, запрограммированная самим фактом тяжких недугов Алексаняна, стала его моральной победой за умы над несправедливой судебной системой, в которой телефонное право решает больше закона. Печально лишь то, что, как заметил в своем журнале Валентин Панюшкин «для доказательства правоты нужно умереть».

Ольга Мясникова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости24 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама