ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 4 февраля 2012, 22:07

Не скованные морозом

Если пройти всю улицу Жуковского, по Литейному - на Белинского, а потом - по Фонтанке, мимо замка выйти к Летнему саду и идти к Спасу-на-Крови, дорога не покажется извилистой. Но если этот путь нужно проделать колонне в 10 тысяч человек, она невольно превращается в огромную змею. Голова уже переходит Садовую к Марсову полю, а хвост только спускается с моста у цирка. И когда, находясь где-то в середине этой змеи, оглядываешься по сторонам, ни ее головы, ни хвоста не видишь. А видишь только бесконечный живой поток. Петербуржцы вышли на марш.

Колонна горожан, в двадцать с лишним градусов мороза вышедших 4 февраля на акцию протеста с требованием проведения честных выборов, монолитна только на первый взгляд. Внутри нее есть четкое разделение на подколонны, устроенное разными политическими силами. В самой голове едет "Газель", в кузове которой оборудована сцена. Там установлены микрофоны, звукоусиливающая аппаратура, и обслуживающий их персонал – ораторы, которые хоть и сменяют друг друга, но по ходу движения все равно все больше и больше выдыхаются и выкрикивают лозунги со все более утомленными и обреченными нотками в голосе. Обреченные они потому, что демонстранты первой подколонны – которые все-таки договорились прийти на общегражданскую акцию без флагов – лозунги ораторов подхватывают вяло.

За первой подколонной, в которой идут тысяч 7 человек, следуют остальные. Они малочисленнее. Под имперскими триколорами идут националисты. Их около тысячи человек. Под лимоновскими флагами – человек 500. КПРФ и "Справедливая Россия" пришли с партийными знаменами. Первых – человек 300. Вторых раза в два меньше. Отдельно держатся несколько десятков демонстрантов, над которыми реют штандарты Ингерманландии. Последней подколонной следуют экологи, требующие спасти Сиверский лес, Кавголовское озеро и прочие уничтожаемые природные объекты. Замыкают колонну "Уралы" ОМОНа.

Каждая группа демонстрантов старается держать дистанцию с другими. Почти у каждой – свой баннер, свои ораторы с мегафонами, которые "заряжают" кричалки. В такой четкий распорядок несколько не вписываются обычные горожане. Многие из них смастерили транспаранты с плакатами и затесались в разные группы. В результате с имперскими триколорами мирно уживается плод фантазии одного из участников шествия – плакат с надписью "146% следят за вами!", где-то в толпе покачивается ватман с надписью "Мы стали более теплее одеваться!", портрет Путина перечеркивает стилизованная под штамп надпись "Уволен", улыбающееся кавказское лицо в немой беседе на фоне кремлевских стен обращается к растерянному лицу премьера: "Я твой Кремль стена шатал".

Впрочем все эти подгруппы, подколонны и т.д. бросаются в глаза только при пристальном разглядывании шествия. Людям, притаившимся за закрытыми, а иногда, несмотря на мороз, распахнутыми окнами окружающих домов, колонна представляется вполне монолитной и абсолютно бесконечной.

- Смотри, сколько нас. На Конюшенной всем не поместиться, надо на Дворцовую идти, - делится опасениями со своим спутником немолодая женщина.
- Да на какую Дворцовую… - неопределенно отмахивается мужчина.

К моменту, когда голова колонны достигла места проведения митинга, ее хвост проходил только мимо Михайловского замка. На Конюшенной демонстрантов уже ждала сцена, из колонок неслись излюбленные оппозиционерами песни Виктора Цоя. Первый же взгляд на сцену и ее местоположение подтверждал опасения о недостаточности места. Хотя митинг формально проходил на площади, в реальности людям в основном пришлось толпиться на мосту перед Спасом-на-Крови – оппозиционерам выделили только самый краешек площади, на который и водрузили помост для ораторов.

Вскоре участники митинга познакомились с его ведущими – Ольгой Курносовой из ОГФ и Татьяной Дорутиной из "Лиги избирательниц", которые представили друг друга. Знакомство вызвало у собравшихся неопределенные чувства, выразившиеся в глухом "ууооууооууу".

- Уважаемые петербуржцы, проходите за сцену, чтобы не толпиться всем перед ней, - любезно приглашали ведущие.

Предложение переместиться за сцену оказалось не единственным предусмотренным для демонстрантов благом. С краешку площади над головами людей вверх поднимались струйки дыма – в самоварах варился сбитень, которым всем желающим предлагалось угоститься. Еще одной мерой, призванной согреть замерзающих, были периодические озвучиваемые со сцены предложения вместе попрыгать или послушать песни пришедших музыкантов.

Правда, до выступления музыкальных самородков дело дошло уже под конец мероприятия. Хотя организаторы накануне и обещали сократить список ораторов, на деле он оказался чуть ли не таким же бесконечным, как и обычно. При этом персоналии выступающих, согласованные заранее, по какой-то непонятной причине сочли возможным менять прямо по ходу митинга. Так, например, слово досталось националисту Николаю Бондарику. Первое, что он сделал, поднявшись к микрофону, – назвал выступавшего до него Игоря Кочеткова из ЛГБТ-движения "педерастом". Пытаясь развить тему гомосексуалов, Бондарик психологически оттолкнул от себя слушателей – они тут же начали требовать, чтобы у него отобрали микрофон. В результате на сцене даже завязалась непродолжительная потасовка, однако оратору все же дали сказать еще несколько слов уже непосредствен про выборы, а потом отпустили с миром.

Чем яснее становилось, что организаторы и не думают оканчивать митинг, тем больше людей покидало площадь. Примерно через час после начала выступлений из 10 тысяч участников перед сценой осталось всего около тысячи самых стойких оппозиционеров.

"Убыль" демонстрантов обнажила стоящих с краешку площади трех молодых людей с баннером "Упыри голосуют за Путина!" Сами они были одеты в черные балахоны, лица закрывали масками мертвецов, чем, видимо, подчеркивали свою принадлежность к числу сторонников кандидата в президенты.

В результате митинг продолжался около 1,5 часов. Под самый его конец на сцене вновь случилась потасовка с националистами. Один из них заговорил о финансировании либералов американцами и вновь поднял тему "гомосеков". Тут же с криками "Мы здесь власть!" подключился Бондарик. Кто-то потянул за шнур микрофона, Бондарик упал вниз. На этих нотах, хотя в запасе оставалось еще 30 минут согласованного со Смольным времени, организаторы предпочли мероприятие плавно сворачивать.

Олег Мухин

Фоторепортаж с марша и митинга смотрите здесь.

О том, как организаторы митинга ссорились непосредственно во время его проведения, читайте здесь.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама