Эксперты: ОМОН не станет умирать за Путина, он присоединится к оппозиции
Несмотря на драки на "Марше миллионов", ОМОН не стал бояться оппозиционеров, считают социологи. ОМОН не только не боится, но и готов присоединиться к демонстрантам, уверяют наиболее радикально настроенные петербургские несогласные. О том, чего ждать от правоохранителей, а чего – от несогласных на последующих акция протеста эксперты размышляли в беседе с ЗАКС.Ру.
Мария Мацкевич, научный сотрудник Социологического института РАН:
- Люди, настроенные на радикализацию, и раньше были. Просто теперь ограничения внутри самого протестного движения, не дававшие проявляться таким тенденциям, не сработали или просто не применились. ОМОН тоже действовал 6 мая не так, как раньше, отчасти можно этим объяснить. Я не думаю, что омоновцы начнут всерьез бояться, что их станут убивать. Они специально тренированы для таких действий. Призывников, которые могли бы испугаться и стрелять от испуга, выставляют только в оцепление и без оружия. Озлобиться они могут, однако жесткость их действий будет скорее зависеть от приказа сверху.
Татьяна Протасенко, старший научный сотрудник Социологического института РАН:
- Когда я вижу и слышу об этой ситуации (столкновении с ОМОНом - прим. ЗАКС.Ру), мне, честно говоря, становится смешно. Можно бить ОМОН, что-то там ещё - это спонтанные эмоциональные мероприятия. Это несерьезно. Потому что я знаю данные социологических опросов. Они показывают, что поддержка таких радикальных действий - она минимальна. Народ у нас живет разной параллельной жизнью. Кто-то поддерживает власть, кто-то не поддерживает. Нападения на ОМОН отражают настроения незначительной доли населения. Большинство хочет жить нормальной спокойной жизнью.
Андрей Дмитриев, руководитель петербургской “Другой России”:
- 6 мая стало своего рода выплеском отчаяния. Всю зиму народ активно ходил на митинги. Там, как правило, никого не разгоняли, но и добиться ничего не удалось. Поэтому это закономерный выплеск энергии разочарованных масс. Когда ОМОН применяет силу, массы тоже начинают драться. Я считаю, это нормально, они молодцы. Но лидеры протеста, которые пытались устроить сидячую забастовку, немножко запоздали с этой историей. Радикализировать протест надо было раньше. Если бы 10 декабря или на крайний случай 5 марта огромные массы людей, которые выходили на улицы, повести к Кремлю или к Центральной избирательной комиссии - власть была к этому не готова. Вполне можно было туда пройти, и даже без особого насилия бы обошлось, и добиться можно было многого.
Протест будет продолжаться, но не факт, что это будет происходить уже летом. Он будет радикализироваться, и это правильно. Стояниями в загончике нашу власть не прошибешь.
По опыту общения с омоновцами, они сами не в восторге от этого всего. Когда они выезжали в командировки на Северный Кавказ, они понимали, зачем это происходит. А зачем разгонять своих же сограждан на улицах российских городов, понимания у них нет. Думаю, когда будут выходить большие толпы, ОМОН не станет оказывать большого сопротивления. Умирать за Путина они не собираются и стрелять в людей точно не будут. Надо помнить, что это не враги, а такие же граждане нашей страны.
Андрей Вейхер, профессор кафедры методов и технологий социологических исследований Высшей школы экономики:
- Прошедшие несколько месяцев показали, что у нас в обществе изменилось отношение к тому, что происходит в стране и во власти. Причина, по которой произошла радикализация (по сравнению с происходившим в декабре и феврале) - сейчас на митингах осталась более решительная, радикальная часть участников. Именно такие люди сейчас готовы к выходу на улицу. Я не берусь оценить, испугался ли ОМОН и будут ли он более жестко действовать. Как и во всяких структурах, там есть противоречия.
Игорь Чепкасов, идеолог российских национал-синдикалистов:
- В пику тем, кто пытается опорочить настоящих представителей оппозиции, хотелось бы сказать, что попытки причинить “неудобства” защитникам режима я поддерживаю. Это была попытка безоружных граждан осуществить свое право на свободу мирных собраний. Наверно, у народа все-таки “накипело” - это очевидно. Скорее всего, люди обращали внимание на то, как происходит протест в других государствах. И нашелся смельчак, который вместо листовки на митинг принес что-то более выразительное. Не хочу призывать к насильственному свержению государственного конституционного строя. Но в то же время хотел бы декларировать: конституционного строя у нас нет, и поэтому российский народ имеет полное право на изъявление своей воли в виде народного протеста. Если на сегодняшний день это происходит в виде того, что люди дают отпор режиму, то это правильно.
Чувство страха у защитников режима напрочь отсутствует, как и стыд и любовь к Родине. Естественно, среди них есть понимающие, здравомыслящие люди. Но все попытки омоновцев защитить протестующих заканчивались тем, что их подвергали остракизму.
Поскольку силы сейчас распределены неравномерно, следует ожидать ужесточения действий со стороны правоохранительных органов. Поэтому оппозиции следует набраться терпения и мужества и избавиться от иллюзий в виде проведения новых и новых митингов. И подумать над более радикальными способами борьбы за справедливость - теми, которые используют в других государствах. Лидеры оппозиции, похоже, забыли, что права не выпрашивают, их все-таки берут. И иногда с потом и кровью. В общем, я за бунт - русский, беспощадный и справедливый.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1