ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 22 мая 2012, 20:57

"Дело 12": Амнезия обвинения

Сегодняшнее заседание по делу другороссов, обвиненных в экстремизме ("Дело 12"), можно охарактеризовать как день несбывшихся надежд. Не сбылись надежды судьи, что обвиняемые с защитой придут вовремя – адвокат Романа Хренова опоздал на почти на 1,5 часа. Не сбылись надежды обвинения, что свидетели дадут свои показания без запинок.  И надежды другороссов увидеть одного из основных свидетелей обвинения тоже не сбылись.

Досудебное

Обвиняемые почти в полном составе жались в небольшом коридорчике здания Выборгского районного суда, обсуждая по порядку самые популярные темы: когда народ повалит из лагеря оппозиции на Исаакиевской; молится ли круглыми сутками Георгий Полтавченко, вместо того, чтобы подписывать документы; почему так плохо организуются праздники в городе и где лучше припарковаться.

Заседание задерживалось. Адвокат другоросса Хренова не успел вовремя приехать. Среди обвиняемых началось обсуждение того, а не стоит ли подсудимому на один день отказаться от защиты, чтобы побыстрее начать заседание. Адвокаты остальных оппозиционеров выходили покурить на улицу, обсуждая, что, в общем-то, уголовное дело плевое, и если бы не политический заказ, его можно было легко выиграть.

Основные юристы – Ольга Цейтлина и Глеб Лаврентьев - обсуждали перспективу ходатайств. До начала заседания они намеревались подать прошение о прекращении рассмотрения дела по эпизодам, связанным с собраниями другороссов – 21 мая, то есть вчера, по ним истек срок давности. Но узнав, что судья намерен заслушать в один день 5 свидетелей, решили перенести подачу заявления на пятницу, когда свидетелей будет поменьше.

Показания свидетелей – читать не перечитать

С самого начала слушания судья был не в настроении. Если прошлый раз один из подсудимых опоздал на 20 минут, то сейчас адвокат задержался более, чем на час.

- Давайте тогда заседания назначать на 9 утра, может, тогда вы будете приходить к 11, - ругался он, обращаясь к защите и обвиняемым.

Вызвали первого свидетеля – заместителя начальника 2 отдела по обеспечению охраны общественного порядка и взаимодействию с органами исполнительной власти Андрея Федорова. Он улыбался. Прокурор задавала вопросы.

Да, Федоров по своей работе знает о деятельности НБП – он ответственен за проведение общественно-политических мероприятий. Да, он видел всех присутствующих обвиняемых на несанкционированных акциях. Нет, он не может их назвать поименно. Нет, он не скажет, кто именно в каких акциях участвовал. Акции? Заявку на акции другороссы подают всегда, но им никогда их не согласовывали. Причины?

- Комитет (комитет по законности и правопорядку – прим. ЗАКС.Ру) всегда найдет причины отказать, - отвечает он спокойно.

В зале хохот.

Спрашивали у свидетеля и про символику – основное средство пропаганды деятельности НБП по версии следствия. Символику двенадцать подсудимых использовали, уверяет свидетель. До запрета НБП – красный флаг с белым кругом. После запрета тоже использовали, но только до первого задержания в 2007 году. Потом цвета поменяли – красный сменили на черный. Тем самым, по словам Федорова, символика по законодательству не попадала под запрещенную. Между тем, сами акции "Стратегии-31", на которых Федоров в течение полугода, по его словам, видел запрещенную символику, начали проводиться в Петербурге лишь с 2010 года.

- В тот момент (момент запрета НБП – прим. ЗАКС.Ру) упоминания НБП пропало. Они стали позиционировать себя как "Другая Россия", - ответил Федоров на вопрос адвоката обвиняемого Марочкина.

НБП и "Другая Россия", по признанию Федорова, воспринимаются им как единое целое. Откуда он знает о деятельности НБП и "Другой России"? Из интернета и СМИ. "Поисковик – вот что я использую", - замечает он. Но деятельностью отдельных личностей он не занимается, в его функции входит лишь анализ самих мероприятий, поэтому из всех обвиняемых что-то конкретное может сказать только об Андрее Дмитриеве. "Никуда не деться", - как бы извиняясь перед руководителем петербургских другороссов, говорит свидетель. Называет его лидером.

Позже Федоров вспомнил Андрея Милюка и Владислава Ивахника, назвав их наиболее активными участниками. Но особенно досталось Равилю Баширову. "Помню его по красивой акции на крыше нашего автобуса, когда он сломал люк и кричал "Нам нужна другая Россия!", - поделился впечатлениями свидетель.

Адвокат Петрова воспряла духом. "Встань", приказала она подзащитному. "Узнаете? В каких акциях он участвовал?", спросила она у Федорова. Федоров ничего сказать не мог, поэтому адвокат разрешила своему подзащитному сесть.

Путаница в головах

Потом вошел Владимир Никитин – еще один свидетель обвинения. Заместитель командующего взвода ППС, который разгонял акции у Гостинки. Он стал просто подарком для защиты. Внимательно осмотрев всех присутствующих, он заявил, что не сможет узнать никого из них.

Прокурор замешкалась. В зале улыбались. Может быть, он вспомнит кого-нибудь, если перечислить фамилии, подумалось обвинению. Она начала зачитывать пофамильно список подсудимых. Дмитриев – нет, Песоцкий – нет, Марочкин – нет.

- Это не имеет смысла. Если я сказал, что не помню, значит, не помню! - обрушился Никитин на прокурора.

Прокурор сконфузилась, но быстро взяла себя в руки, попросив судью потом зачитать показания Владимира Никитина, которые он давал следователю в октябре 2011 года. Тогда он говорил совсем иное. "Наиболее активными участниками акций МОО "НБП" являются Песоцкий А.А., Дмитриев А.Ю., Баширов Р.Х., Милюк А.Н., Яшин А.М., Ивахник В.С., Петров О.А., Бойков И.А., Хренов Р.Ю., Зенцов А.С., Пороховой С.Д., Мамедов В.А", - читал протокол допроса Никитина судья по ходатайству прокурора.

Свидетель заверил, что показаниям, которые он давал на допросе, верить можно. А то, что теперь он не может вспомнить ни одной фамилии, так "это потому что прошло слишком много времени с того допроса, я уже всех забыл". Поэтому сказать, кого и когда он задерживал или как они при этом себя вели, Никитин не может.

Третий свидетель, тоже Никитин только Юрий, командир полка ППС также никого опознать не смог, как ни вглядывался в лица обвиняемых. Ему снова пришлось зачитывать его же собственные показания, которые он давал полгода назад следователю. Показания точь-в-точь повторяли слова первого Никитина. Фамилия Дмитриева ему показалась знакомой.

- Правда, я не могу сказать, при какой ситуации слышал ее, может быть, однофамилец какой-нибудь, - проговорил свидетель.

В зале посмеивались. Как же тогда он говорил, что именно 12 подсудимых были активными участниками НБП, если даже не помнит их. Адвокат Петрова по привычке попросила своего свидетеля опознать своего подзащитного. Свидетель не смог.

Еще один свидетель - сотрудник правоохранительных органов Сергей Мошков. В его показаниях также значится, что "наиболее активными участниками НБП являлись Песоцкий А.А., Дмитриев А.Ю" и далее по списку, "которые систематически принимали участие в публичных мероприятиях". По сложившийся традиции опознать никого Мошков не смог. Как же он тогда перечислил другороссов на допросе? Свидетель долго юлил и конфузился, пока не выдал, что следователь показывал ему фотографии и спрашивал, узнает ли он изображенных на ней людей. В обвинительном заключении следователя об этом ни слова.

- Запесоцкого вроде знаю, - вдруг признался Мошков, когда ему еще раз перечислили фамилии, перепутав ректора университета профсоюзов Александра Запесоцкого с подсудимым Андреем Песоцким.

В зале засмеялись. Сама прокурор не смогла больше молчать и спросила, можно ли в таком случае доверять его словам, которые записаны у следователя. Можно, конечно, он же знает закон о свидетельских показаниях, парировал Мошков.

После суда

Судья обещание сдержал – следующее заседание состоится на полчаса раньше. Перенесли слушание показаний еще двоих приглашенных свидетелей обвинения: мать одного из подсудимых и соседка не явились в суд. Судья предупредил, что приставы их все равно доставят. Скорее всего, к пятнице. Правда, самих другороссов это не пугало – на показаниях свидетелей обвинения, у которых наблюдается амнезия и родственников подсудимых обвинительный приговор не построить. Правда остается еще два основных свидетеля – "полицейские провокаторы", внедренные в организацию Сазонов и Соколов. Они пока на суде не появлялись. Их прихода ждут также 25 мая.

Ольга Мясникова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама