ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 13 января 2004, 15:16

Конец эпохи политических бомжей

Фракция Единой России получила твердое конституционное большинство. Важно, однако, не столько число депутатов победившей кремлевской махины, сколько ее качественный и персональный состав.
Миграция думцев в ряды единороссов началась практически сразу после подсчета голосов на выборах. В итоге заявления во фракцию подали столь несхожие персонажи как один из лидеров СПС Павел Крашенинников, так и избранный по списку Родины Александр Лебедев. И если правого одномандатника понять несложно после провала СПС на выборах, ему не приходилось рассчитывать на создание даже депутатской группы, то Лебедев предпочел единороссов тем, с кем только что прорвался в здание на Охотном ряду.
Апогеем унификации Госдумы стал поступок Геннадия Райкова. После почти месячных раздумий он стал 301-м членом фракции Единой России.
Выбор у Народной партии, возглавляемой Райковым, действительно был небогатым. НПРФ, за которой стоят некоторые питерские чекисты, не сумела, как и предсказывали аналитики, преодолеть пятипроцентный барьер. Она, однако, провела в парламент по одномандатным округам 20 депутатов, еще 19 независимых кандидатов выиграли выборы при поддержке народников. На первый взгляд результат великолепный, как никак, второе место после Единой России по числу побед в округах. Но успеха оказалось недостаточно для создания собственной фракции.
На первом же заседании новой Думы центристы немедленно переписали думский регламент, установив численность депутатской группы на уровне не менее 50 депутатов вместо прежних 35. Тем самым был задан четкий вектор движения всем кремлевским, околокремлевским или хотя бы не антикремлевским силам в парламенте никакой оппозиционности или даже полуоппозиционности среди сил, числящих себя лояльными президенту быть не может.
Вариант вступления в КПРФ и ЛДПР народники даже не рассматривали, вопрос о Родине был отвергнут практически сразу. В условиях, когда началось постепенное перетекание бывших членов фракции в Единую Россию, у лидеров партии оставалось только два варианта статус независимого депутата или вступление в прокремлевскую фракцию. Первый путь, Райков, естественно, отверг: независимые депутаты для него тождественны политическим бомжам. Интереснее другая его ремарка от таких депутатов ничего теперь не зависит. И в этом суть проблемы президентская администрация получила Думу, в которой от депутатов ничего не зависит.
Не стоит тешить себя иллюзиями конституционное большинство Единой России вовсе не делает ее мощной парламентской или политической силой. Еще в прошлом созыве Государственной Думы депутаты-центристы получили от руководства пейджеры для оперативного оповещения о том, как именно надо голосовать. Нет оснований ждать отказа от этой традиции и сейчас. Вспомним печальную истину как в России не строй партию власти, получается все время КПСС.
Что же касается самой Народной партии, формально она продолжает работать. Однопартийцы Райкова, однако, не питают сомнений о судьбе шефа внутри партии, утверждая: он становится политическим трупом. За судьбу тюменского одномандатника Райкова переживать не стоит он неплохо приживется и в Единой России. А вот для НПРФ настанут нелегкие времена - мало кто из российских партий переживал отлучение от парламента. Остатки народников в регионах неизбежно начнут дрейфовать в сторону Единой России, Родины и, не исключено, ЛДПР и Яблока.

Борис Воронин

Борис Воронин


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама