ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 21 января 2004, 14:46

Центризбирком играет на сокращение?

Глава Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков регулярно пробует себя в роли политического прогнозиста. 20 января он заявил о вероятности сокращения списка претендентов на высший государственный пост до 4 человек (2-3 кандидата плюс глава государства Владимир Путин).

Напомним, что на данный момент имеется десять претендентов на президентское кресло: председатель практически неизвестной публике Всероссийской партии народа Анзори Аксентьев (самовыдвиженец), единоросс Владимир Брынцалов (самовыдвиженец), экс-глава Центробанка и депутат Госдумы Виктор Геращенко (выдвинут Партией российских регионов), сопредседатель блока Родина Сергей Глазьев (самовыдвиженец), Олег Малышкин (выдвинут ЛДПР), спикер Совета Федерации Сергей Миронов (выдвинут Российской партией жизни), действующий президент Владимир Путин (самовыдвиженец), экс-секретарь Совета безопасности Иван Рыбкин (самовыдвиженец), сопредседатель СПС Ирина Хакамада (самовыдвиженка), председатель Агропромышленного союза Николай Харитонов (выдвинут КПРФ). Одиннадцатого соискателя Германа Стерлигова снял с дистанции Верховный суд РФ, не признавший легитимности его инициативной группы.

Срок подписей самовыдвиженцев истекает 28 января, после чего Центризбиркому предстоит проверить подлинность представленных автографов россиян и по итогам экспертизы зарегистрировать кандидатов. Сбор немалого числа подписей в короткие сроки становится серьезной проверкой на прочность для большинства самовыдвиженцев, но и ЦИК ждет не менее серьезное испытание: нескольким десяткам экспертов предстоит за считанные дни определить, кто может претендовать на пост главы государства. Так или иначе, время у главы ЦИК есть, однако он поторопился высказать прогноз уже сейчас.

К его словам стоит прислушаться: два-три кандидата помимо президента страны - это меньше половины от собирающих подписи. Двое кандидатов избавлены от неприятной процедуры и зарегистрированы как выдвиженцы партий, представленных в Думе это Малышкин и Харитонов.

В том, что нужное число подписей соберет действующий президент Путин также может сомневаться лишь нездоровый психически человек. Вопрос в том, кто становится оставшимся кандидатом. Можно предположить, что это спикер Совета Федерации, инициативная группа которого уже заявила о преодолении заветного двухмиллионного рубежа.

Не беря в расчет Аксентьева, который не раз пытается стать президентом, и который вряд ли сумеет собрать нужное число подписей, и Брынцалова, которого родная партия может убедить отказаться от выборов в пользу действующего президента, мы увидим интересную картину.

Потенциальными аутсайдерами оказываются те, кто уже занял откровенно оппозиционную нишу или же может аккумулировать протестный электорат. Это Сергей Глазьев, Ирина Хакамада и Иван Рыбкин. Виктор Геращенко, впрочем, несколько выбивается из этой плеяды кандидатов. Он действительно может сойти с дистанции, погорев на отсутствии четкого механизма выдвижения партийных кандидатов его выдвинул не блок Родина, а одна из блокообразующих партий, что не избавляет его от необходимости сбора подписей (к чему экс-банкир не приступал). Уже понятно, что вышеназванная тройка претендентов намерена активно позиционировать себя как противников существующего социально-экономического или политического курса Сергей Глазьев активно критикует экономическую составляющую деятельности правительства, Ирина Хакамада и Иван Рыбкин объявляют о борьбе против складывающейся диктатуры. А это совершенно не нужно политтехнологам из окружения действующего президента, намеренным обеспечить своему кандидату победу в первом туре.

Сложно сказать, насколько можно верить данным, поступающим из штабов соискателей президентского кресла, согласно которым подписи собираются более чем активно. Но то, что работа развернута немалая, сомнений не вызывает.

В связи с этим возникает вопрос почему достаточно осторожный Александр Вешняков заранее озвучивает пессимистический прогноз? Ответ на него может оказаться не вполне приятным для главы ЦИКа. В нынешних условиях подобные заявления оказываются формой давления на избирателей, еще не решивших расписываться или нет за оппонентов фаворита выборов. Однако в давлении на избирателя не заинтересован и Кремль, стремящийся повысить явку 14 марта для признания выборов легитимными требуется преодолеть 50-процентный порог.

Декларативный прогноз Вешнякова больше напоминает намек для ряда кандидатов: в своей агитации не стоит переходить определенные неписаные барьеры, поскольку возможности для снятия с предвыборной дистанции остаются и после 28 января. Достаточно забраковать часть представленных подписей. В известной мере это и предостережение политическим структурам, еще не определившимся со своей линией на выборах. Проигравшие думские выборы СПС и Яблоко мучительно размышляют: бойкотировать ли поход к урнам 14 марта, голосовать ли против всех или поддержать кого-то из действующих кандидатов (причем ряд местных организаций - и правых, и яблочников - всерьез раздумывает не только об оппозиционерах, но и о действующем президенте). Нет ни малейших сомнений, что мнение Кремля будет учтено, по крайней мере, некоторыми руководителями этих партий.

Виктор Хейфец

Виктор Хейфец


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама