18+
 PDA
   Наши соцсети:   
           
  

Муниципал - Новости

23 октября 2013, 18:27

Конвейер воровства

фото ЗакС политика Конвейер воровстваВ следующем году должен вступить в силу новый федеральный закон о государственных закупках, который заменит существующий, 94 ФЗ. Действующее законодательство в этой сфере вызывает массу нареканий. По словам одних, слабыми местами закона безнаказанно пользуются муниципальные чиновники и всячески нарушают принцип конкуренции во время проведения торгов. По утверждению других, закон, наоборот, делает муниципалов бесправными, в результате чего им часто приходится иметь дело с непрофессионалами. ЗАКС.Ру собрал примеры обеих ситуаций и выяснил, что для знающих людей обойти требования 94-го ФЗ не представляет никакого труда.

Многообразие уловок

С учетом того, что львиная доля любого муниципального бюджета расходуется на работы по благоустройству, именно эти конкурсы проводятся чиновниками с применением самых хитрых приемов. Конечная цель этих хитростей – ограничение, а то и вовсе исключение конкуренции на торгах с целью передать подряд "своей" организации. Сделать это можно как в формальных рамках 94 закона, так и в нарушение его. Обычно нарушение фиксируется после соответствующей жалобы. Как выяснилось, ущемленные в правах конкуренты жалуются редко. Более того, иной раз муниципалы договариваются с дружественными компаниями столь  виртуозно, что другие претенденты не замечают обмана.

- Муниципалы любят выставить такие технические характеристики, каких в принципе нет у оборудования, имеющегося на рынке, - рассказал ЗАКС.Ру руководитель организации "Муниципальная пила" Дмитрий Сухарев. - Таким образом, проходят только свои, которые якобы готовы поставить соответствующее оборудование. Но, конечно, их оборудование тоже не подходит заданию. Такая практика распространена, например, в МО Невская застава, МО Княжево.

Существуют и более виртуозные способы избавиться от ненужных партнеров. По-своему эксклюзивен в этом смысле МО Георгиевский.

- МО Георгиевский – отдельная история, - отметил Сухарев. - В документации они пишут, что оборудование должно храниться на складе поставщика. Это означает, что, если выигрывает не свой, нормальный поставщик, ему говорят: "привози две тонны своих газонных ограждений, сгружай, мы принимаем, потом загружай обратно и увози к себе на склад". Это слабое место 94 закона. В Георгиевском в течение многих лет конкурсы по благоустройству выигрывают два поставщика – либо "АВЕН", либо "УНР-Ресурс". Конечно, они не хранят оборудование у себя. На склад никто к ним не придет проверять – у них куча всего есть на складе. Говорят, это еще распространено в Москве, но в Питере этим балуется только Георгиевский.

В Красном Селе, продолжает Сухарев, техническое задание регулярно пишется под конкретного под поставщика – компанию "КСИЛ". В нем даже указываются коды из каталога компании. Поскольку поставщик требуемого оборудования, "КСИЛ", сам регулярно участвует в местных конкурсах, то потенциальные конкуренты не в состоянии предложить цену дешевле.

- В Красном Селе Никто даже не будет участвовать, потому что получит проблемы с закупкой этого оборудования в дальнейшем, проблемы с поставщиком, если составит ему нежелательную конкуренцию, - констатирует Сухарев. – Там все решается по-простому, по-человечески: "видите, мы участвуем, давайте вы не будете лезть".

Помимо всего прочего, муниципалы любят скрывать в документации подробности технического задания таким образом, что не посвященным подрядчикам попросту не понять, какого рода работа нужно выполнить.

- Есть еще ход – закрыть документацию от копирования и печати, когда конкретные требования к подрядчику не предъявляются, - рассказал руководитель "МунПилы". - МО Сосновское, МО Екатерингофский пытались, в частности, это делать. МО Ивановский закрывает документацию. В Княжево пытались объявить конкурс на выпуск тематического сборника по профилактике терроризма и экстремизма. 100 тысяч они на это выделили, а что будет в этом сборнике, не указали. Сенной округ любит такие штуки делать: в феврале они пытались к своему дню рождению заказать какую-то непонятную фотокнигу. На закрытую документацию поставщики, оставшиеся не у дел, как правило, не подают жалоб, потому что попросту не знают, как это делать. Многим просто не до этого. Действительно – зачем лезть туда, где уже всё решено, если они спокойно могут работать с другими заказчиками.

Ветровки - на ветер

Один из примеров якобы беспомощности муниципалов перед буквой 94 закона – недавний праздник в Невской заставе. Ко дню пожилого человека муниципалы подарили жителям 400 курток-ветровок. За них было заплачено 400 тысяч из бюджета. На первый взгляд, муниципалитет выглядит вполне невинно: есть конкурсная процедура, и если участвующие в ней компании не снижают цену, то муниципалы вынуждены ее принимать, даже когда она необоснованно завышена. Однако, по словам Дмитрия Сухарева, в этом заключается лишь часть правды. На самом деле у заказчика есть варианты альтернативного поведения.

- Если муниципалитет просто найдет в интернете места, где эти куртки подешевле, и сделает туда запрос, то тогда он сможет сформировать цену, которая будет ниже, - рассказал ЗАКС.Ру Сухарев. – Это должен быть обычный коммерческий запрос – "сколько стоит куртка?". В ответ им сделают официальное коммерческое предложение – "такая куртка стоит 300 или 500 рублей". На основе этих предложений и формируется начальная цена, которая может как вырасти, так и упасть – в зависимости от того, хочет администрация сэкономить или нет.

Отметим, что праздничные мероприятия этого года в Невской заставе, в число которых входил День пожилого человека с куртками, попадают в особую категорию: при их проведении используется некое специальное оборудование. В названии лота так и прописано: "Оказание услуг по организации и проведению праздничных и военно-патриотических мероприятий с использованием специального оборудования для нужд МО Невская застава". Общая сумма контракта – 2 млн 650 тысяч на 4 мероприятия. На конкурс были поданы две заявки, из которых одна почти сразу же была отклонена. Таким образом, компания-победитель – "ООО Перфект" - не имела конкурентов при проведении торгов. Соответственно, "сбивать" цену было некому, и, видимо, сама местная администрация не стремилась сэкономить.  

- Есть любопытная тенденция, касающаяся названий конкурсов, - отметил Сухарев. - В них иногда встречается такая формулировка "с использованием специального оборудования". Мы заметили, что, как правило, конкурсы, где это есть в названии, имеют характеристики, которые ограничивают конкуренцию. Либо же в таких конкурсах участвует только один поставщик. "С использованием специального оборудования"  - это как своего рода "маячок" для своих.

Другая тактика, которая позволила бы заказать ветровые куртки дешевле, условно обозначается так: поощрение конкуренции. Сделать это, по словам депутата МО Екатерингофский Александра Шуршева, легко: прописывать в техническом задании конкурса такие характеристики товара или продукта, которые подходили бы максимальному количеству подрядчиков. Дело здесь не совсем в деньгах, а именно в технических возможностях.

- При организации праздников техническое задание для того, чтобы ограничить конкуренцию, может требовать какого-то специального артиста, который есть только у одной конторы, - пояснил ЗАКС.Ру Шуршев. - Или такое сочетание определенных заслуг и наград, которое соответствует единичным артистам. Такая практика раньше была распространена при покупке автомобилей. Выставлялись такие характеристики, которые были только у одного поставщика. Правда, конкретно муниципалы редко заказывают автомобили.

Охтинский сговор

В МО Малая Охта схема, упомянутая Шуршевым, много лет подряд реализовывается при организации работ по благоустройству. Техническое задание включает такие точные детали, которые распугивают подавляющее большинство претендентов.

- Суть в том, чтобы так составить техническое задание, чтобы еще на подходе к конкурсу отсеять 9 из 10 претендентов, - рассказала ЗАКС.Ру координатор организации "Охтинская дуга" Татьяна Красавина. - Например, корень у дерева должен быть не короче 25,32 см, но и не длиннее 25,38 см. И таких деревьев должно быть 200 штук по 4,5 тысячи каждое. Компании, занимающиеся благоустройством, стремаются – когда такие претензии и за такие деньги, они на это не подписываются. В результате за дело берется единственный участник, который стоит за кучей фирм-однодневок – Олег Грошев, и сажает какие больные недоноски. И ни одно из 200 деревьев в итоге не соответствует техническому заданию.

Таким же дотошным образом в документации МО Малая Охта прописываются требования к детским горкам. По словам Красавиной, за этими работами стоят те же люди, которые сажали деревья и которые давно и взаимовыгодно сотрудничают с главой МО Дмитрием Монаховым.  

- Этот Грошев уже 10 лет кормит всю шайку в Малой Охте со своими фирмами – "Зеленстрой", "Петроландшафтстрой", "Ореол" и так далее, - рассказывает Красавина. – Один из последних случаев - это контракт на 7 млн в ноябре прошлого года. Легендарная детская горка на Гранитной улице, которая понадобилась МО под определенным углом наклона, в точности до десятых долей. Горка эта стоит 66 тысяч за углом, они ее заказали за 315, и потом еще ремонтировали.

Тем временем, отдел по борьбе с экономическими преступлениями не торопится расследовать факты, изложенные в заявлениях охтинских активистов.

- Виновно не одно лицо, а групповые преступные действия сообщества по предварительному сговору с заранее распределенными ролями, - подчеркнула Красавина. - Сговор между бюджетными организациями и коммерческими организациями. Это целый конвейер воровства. Что характерно, то главы администраций в Малой Охте меняются, а глава МО Монахов остается, в то время как мои заявления тлеют в ОБЭПе. ОБЭП всё никак не может посчитать ущерб, нанесенный местному бюджету, и выявить лиц, которые украли 3 миллиона, тогда как первое заявление было подано еще в декабре 2010 года.

Программисты-озеленители

94 федеральный закон удобен не только нечистым на руку муниципалам. Наоборот, закон сплошь и рядом ограничивает муниципалов в правах, в то же время давая простор для всевозможных махинаций нечестным подрядчикам, уверен заместитель главы МО Город Колпино Олег Милюта.

- За 2 года, что закон существует, про него было написано безумное множество отрицательных статей, - отметил в беседе с ЗАКС.Ру Милюта. - Он своими неудобствами аналогов в мире не имеет. Почему-то все ищут в нем возможности для какого-то бюджетного распила. И при этом очень мало пишется об использовании этого закона недобросовестными подрядчиками для наживания денег. А между тем постоянно заявляются куча контор и ведут между собой договоренности, чтобы "правильно" снижать цену. Они все друг друга знают и отлично умеют договариваться, чтобы уходить от падений цены. Заказчик никак не может повлиять на сумасшедший демпинг: бывают падения и на 60%, и на 80%. В одном из МО, когда закон только вступил в силу, подрядчик снизил цену до рубля, сказал, что ему непринципиально получение прибыли, он хочет что-то продемонстрировать.

Самое парадоксальное и вопиющее в законе о госзакупках, с точки зрения замглавы МО Город Колпино, то, что фактически на любых торгах может победить кто угодно, вне зависимости от профиля организации и наличия у нее профессиональной подготовки для выполнения работ.

- Самое главное – что заказчик не может предъявить никаких требований к квалификации участников процедуры, - отметил Милюта. - Им достаточно только сказать "да", а мы даже не знаем, кто это. Отбор – только по цене. А эта организация могла два дня назад зарегистрироваться. Это сейчас всего 10 тысяч рублей стоит – заплатил и сразу пошел играть на торгах. Доходит до того, что компьютерные фирмы делают озеленение, и наоборот. Или, например, зимой заявляется убирать внутридворовые территории организация, у которой даже техники нет. А всё потому, что закон не позволяет муниципалам требовать наличие базы или транспортных уборочных средств. Хорошо еще, что в июне в 94 закон было внесено изменение, которое дало заказчику право в одностороннем порядке расторгать договор в случае существенных нарушений контракта. До этого только суд давал такое право.

Прощание с законом

С 1 января вместо 94 федерального закона должен заработать новый, усовершенствованный закон о госзакупках, под номером 44. Минувшим летом муниципалы узнали, что для вступления его в силу правительство Санкт-Петербурга должно выпустить около 60 подзаконных актов. В связи с этим его введение может быть отложено на середину следующего года. Так или иначе, нынешним правилам госзакупок осталось жить совсем немного, чем крайне доволен Олег Милюта.

- Нынешний закон сырой и корявый, - продолжает Милюта. - Если бы этот закон был такой хороший, то, наверное, он проработал бы долго и счастливо, а не 2 года. В новом 44-м законе будет сделан ряд изменений. Вряд ли они будут глобальными, но некоторые из них дадут больше прав заказчику при проведении процедуры, при подведении итогов. Появится механизм, который не даст подрядчику снижать цену ниже 25%. В противном случае подрядчик должен будет заплатить заказчику сумму, в 2,5 раза превышающую начальную цену. И это правильно, потому что начальная цена должна обосновываться. Рынок должен быть изучен. Соответственно, мера правильная. 25% - еще нормально, а если падает ниже, это означает, что изначальная цена бралась с потолка.

Резюмируя практику госзакупок за последние два года, Александр Шуршев не щадит ни муниципалов, ни 94 закон, полагая, что это два дополняющих друг друга фактора, благодаря которым возможны недобросовестные сделки.

- В завышенных ценах на что бы то ни было, в отсутствии конкуренции на торгах виновата, конечно же, мотивация всех сторон и участников, - полагает Шуршев. - Но виноват и закон, который доживает свои последние недели, и слава богу. Сейчас, при проведении реальных торгов, слишком многое зависит от конкретного сотрудника, что не очень правильно. Мне кажется, что на электронной площадке процедура организована честнее.

Владимир Дукельский


Упоминаемые муниципальные округа, рейтинг в этом материале
Упоминаемые муниципальные депутаты, рейтинг в этом материале
Обсуждение
Правила комментирования

Запрещается:
  • Оскорбление участников дискуссии и иных лиц
  • Употребление нецензурных слов и брани
  • Разжигание межнациональной розни, пропаганда насилия
  • Спам и реклама других сайтов
  • Комментарии не по теме материала
  • Обсуждение действий администрации сайта
Администрация сайта оставляет за собой право удалить комментарий, если он нарушает эти правила.




Перейти к дате
    


Мунициводство: рейтинг муниципалитетов и депутатов


© ZakS.Ru, 2002—2024. Все права защищены. Размещение рекламы на сайте ЗакС.Ру.
При использовании материалов гиперссылка обязательна. [18+]
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (812) 331-71-80 zaks.ru@inbox.ru