Контрольно-счетная палата проверила муниципальное образование Георгиевское и передала полный текст своего отчета ЗАКС.Ру. Выяснилось, что за последние 1,5 года там пропали почти 10 миллионов рублей. Но – не бесследно. Если часть этой суммы относится к стандартным нарушениям муниципалов (поставили скамейку на территории другого МО или отвезли детей в область, чтобы там военно-патриотически воспитать), то несколько миллионов незаконно осели в карманах самих депутатов и сотрудников администрации. Оказалось, что они регулярно устраивали себя сразу на несколько работ при муниципалитете (например – и в администрацию, и в дружину), оформляли себя на несуществующие должности в собственной администрации и незаконно поднимали себе зарплату. Характерно, что если с ЗАКС.Ру руководство муниципалитета общаться не захотело, перед аудиторами КСП оно всеми силами пыталось оправдаться. Однако тщетно. Впрочем, пока о возбуждении уголовных дел против бывшего и нынешнего глав совета Алексея Окуня и Юрия Иванова, а также против бывшего и нынешнего глав администрации Марины Сидоровой и Ульяны Третьяковой, ничего не известно.
Непосадочное
Проверка КСП установила, что в одном только 2012 году администрация округа допустила нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 6 млн 388,5 тысяч рублей. Самым "безобидным" нарушением скандального муниципалитета можно считать военно-патриотическую работу по начальной военной подготовке для молодежи. Она проводилась за пределами территории муниципального образования, в Ленинградской области, что запрещено законом. В МО Георгиевский на эти цели потратили 2 млн 167,8 тысяч рублей. Впрочем, военно-патриотическая работа лишь малая часть нарушений, хищений и увода денег, которые имели место в муниципалитете в проверяемый период.
Нецелевыми в 2012 году были признаны расходы на благоустройство чужой территории (более 4 млн). На эти деньги муниципалы Георгиевского округа благоустроили школьные территории, за которые отвечает город, а также территорию, являющуюся имуществом многоквартирного дома. Как отмечает депутат МО № 54 Сергей Трошин, благоустройство частных домов муниципалами – отнюдь не уникальный случай.
- Председатели ТСЖ часто просят поставить какую-то качель, - объяснил ЗАКС.Ру Трошин. - Мы объясняем, что, к сожалению, это нельзя. Может, в данном случае муниципалы просто не смогли отказать. Им говорят – "Вы власть, близкая к жителям. Что, вы не можете сделать качельку?" Да, возможно, с каким-то председателем ТСЖ у Георгиевского есть хорошие отношения, и это на ком-то хорошо и выгодно отразилось. Но мне все-таки кажется, что в данном случае либо сотрудники МО не смогли кому-то отказать из добрых побуждений, либо не до конца знают юридические тонкости.
Более четко интересы выгодополучателей прослеживаются в истории с благоустройством школьных территорий.
- Несколько депутатов Георгиевского работают директорами школ, - рассказал ЗАКС.Ру депутат соседнего МО № 72 Иван Федоренко. - Можно предположить, что таким образом они лоббировали свои непосредственные профессиональные интересы.
Предположение Федоренко красноречиво подтверждаются фактами, установленными аудиторами КСП. Так, директором 325 школы работает депутат МО Георгиевский Ольга Рогозина. В 2012 году муниципалитет за 97 тысяч купил сервер, который был передан этой школе. Муниципалитет якобы тратился на оборудование, необходимое для обучения неработающего населения. Однако, как установлено ревизорами, никакое обучение ни в 2012-м, ни в 2013-м годах в школе не проводилось, а покупка сервера была признана нецелевым использованием средств.
За 2012 год депутаты МО Георгиевский ухитрись 13 раз внести изменения в собственный бюджет, что не укрылось от глаз аудиторов КСП. В отчете Контрольно-счетной палаты подчеркивается, что данное обстоятельство демонстрирует несоответствие принципу достоверности бюджета, установленному 37 статьей бюджетного кодекса РФ.
- Это ненормально, потому что это говорит о качестве планирования бюджета, - подчеркнул в беседе с ЗАКС.Ру депутат МО Екатерингофский Александр Шуршев. - Но это нормально с той точки зрения, что нарушения закона здесь нет. Можно хоть на каждом заседании совета вносить изменения в бюджет. Какие-то изменения вызваны необходимостью. Другое дело, что в данном случае их многовато.
Другой казус случился у чиновников Георгиевского с компьютерами. За 250 тысяч в 2011 году они заказали ремонт компьютерной техники. А вместо этого купили у ООО "Северо-Западный бизнес-интегратор" 6 системных блоков. То есть по 40 с лишним тысяч за системный блок. Однако и этого оказалось мало. Когда в Георгиевский с проверкой нагрянула КСП, ее сотрудникам "на следующий день" (видимо, в день проверки системных блоков в администрации не нашлось) предъявили системные блоки, характеристики которых не соответствовали якобы приобретенным за 250 тысяч.
Посадочное
Как выясняется из того же отчета КСП, муниципалы все же не разменивались по мелочам и бюджет из раза в раз правили со все большей пользой для себя. Излишнее расходование средств, допущенное депутатами, составило 880,8 тысяч рублей (в 2012 году – 823,2 тысяч, в 2013 – 57,6 тысяч). Эти деньги почти целиком пошли на зарплату третьему заместителю главы администрации муниципалитета. Беда в том, что такой должности в штатном расписании муниципалитета нет и перечисление зарплаты человеку, ее занимающему, незаконно.
335,5 тысяч рублей администрация МО потратила на имущество, которое в результате так и не использовала. На 488,5 тысяч рублей были приняты работы по благоустройству, при том, что фактически они выполнены не были.
Упоминаются в отчете и скандальные мифические лекции, обошедшиеся муниципальному бюджету почти в 2 миллиона рублей. Георгиевский якобы проводил их в конце 2012 года. Тогда ни жители, ни муниципалы никак не могли прокомментировать эти мероприятия, и по всему получалось, что никаких лекций не проводилось. Отчасти это подтвердила проверка КСП. Она обнаружила, что документы, подтверждающие проведение этих мероприятий, отсутствуют, в связи с чем невозможно оценить обоснованность расходов. В частности, в контрактах, заключенных с муниципальным унитарным предприятием "Альпийский" на проведение этих мероприятий, фигурируют внутренние противоречия. В одном пункте написано, что исполнитель обязан лично их организовывать, в другом – что он имеет право привлекать для исполнения контрактов третьих лиц.
Почти на 400 тысяч ООО "УНР-Ресурс" должно было подготовить расчетно-сметную документацию для размещения муниципального заказа. Однако, как пишут ревизоры КСП, проверить, насколько объективно были израсходованы эти деньги, невозможно из-за неконкретно сформулированного муниципалами задания.
Это лишь несколько из множества примеров, когда установить, были ли выполнены работы, или нет, оказалось невозможно. Так, не представляется возможным оценить, были ли выполнены мероприятия по обучению неработающего населения вопросам чрезвычайных ситуаций. Между тем, на эти мероприятия ушло почти 3,5 миллиона рублей.
Организованная депутатская группа
Муниципальное унитарное предприятие "Альпийский" вообще заслуживает отдельного внимания. В отчете КСП ему посвящена самая разоблачительная часть. В ведении Георгиевского находятся два предприятия "Пловдивское" и "Альпийский". Директором МГУП "Альпийский" с ноября 2011 по февраль 2012 являлся депутат, сейчас работающий ответственным секретарем совета Леонид Бугорков. Затем пост директора "Альпийского" занимал Юрий Иванов – до тех пор, пока в декабре 2012 года не был избран главой муниципалитета. Затем к власти в "Альпийском" пришла сотрудница администрации МО Ирина Краусп.
Информация о деятельности обоих предприятий полна несоответствий различным нормативным актам. В нарушение ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" на 2012 и 2013 годы не были утверждены сметы доходов МКУП "Альпийский". В свою очередь, какие-либо сведения о "Пловдивском" вовсе не были представлены КСП, а само предприятие снято с учета в налоговом органе на территории РФ.
В 2012 году выручка "Альпийского" составила больше 21 миллиона, из них 600 тысяч – чистая прибыль. При этом 99,9% всех доходов были получены предприятием "в результате заключения муниципальных контрактов" с МО Георгиевский. Характерно, что в 2012 году в "Альпийском" работало 16 человек, из которых 6 человек являлись депутатами совета Георгиевского.
Как выяснили аудиторы КСП, муниципальные предприятия, вероятно, служили депутатам для отмывания бюджетных средств. При этом не только главам совета и администрации, а чуть ли не всем депутатам совета. За полтора года местная администрация неправомерно выделила около 2 млн рублей на деятельность дружин, которые должны были следить за общественным порядком, частным лицам, а не организациям, как того требует закон. При этом 490 тысяч рублей из этой суммы напрямую пошли в карман 8 депутатам совета. Выяснилось, что они работали одновременно и в вышеупомянутом "Альпийском", получая там зарплату, и в качестве дружинников, получая зарплату и там тоже. Фактически же народные избранники при всем желании не смогли бы совмещать две работы, поскольку, согласно документам, дружинники должны были патрулировать территорию по восемь часов в будние дни еженедельно, что исключает возможность трудиться на благо избирателей в муниципальном предприятии.
- Это достижение КСП, за что им спасибо, - отметил в беседе с ЗАКС.Ру активист Фрунзенского района Владимир Волохонский. - Нам, местным активистам, эта практика муниципалов Георгиевского не была известна, потому что у нас элементарно нет доступа к документам по муниципальной дружине. А вообще, конечно, очень трудно предположить, что муниципальные депутаты ходят куда-то в качестве дружинников. Всё-таки, учитывая экипировку, это для них несолидно – всюду дамы. Да и страшно, наверное – всё-таки, небезопасно ночью дорогу айфоном освещать.
Грешили муниципалы и напускной скрытностью. Аудиторы Контрольно-счетной палаты уличили руководство Георгиевского в том, что сведения о численности муниципальных служащих и затратах на их содержание за весь рассматриваемый период не были опубликованы. На 2013 год муниципальный совет запланировал потратить на зарплаты своим сотрудникам 837,6 тысяч рублей, однако в итоге потратил 872,1 тысяч. В свою очередь, фонд оплаты труда сотрудников администрации аналогичным образом незаконно увеличен с 975,4 тысяч до 1 млн 10 тысяч.
Сотрудники Георгиевского руководствовались принципом "с муниципалитета - по нитке". Так, например, когда ответственный секретарь муниципального совета Леонид Бугорков решил отправиться в отпуск, то срок последнего был высчитан не в календарных, а в рабочих днях. Мелочь, а погулять подольше позволяет.
Другой пример "всеядности" местных муниципалов – карточки на проезд. 46 тысяч рублей были потрачены из бюджета Георгиевского на возмещение транспортных расходов сотрудников администрации. Видимо, объезжали свою вотчину на трамвае и охотились за "счастливыми билетиками", чтобы загадать что-нибудь хорошее. Администрация МО даже незаконно внесла изменения в трудовые договоры с сотрудниками, особо оговорив разъездной характер работы. Подтверждений разъездов в ходе проверки муниципалы не представили.
Зато руководство Георгиевского предпочитало работать в дружной команде. Проверка КСП установила многочисленные факты приема на работу сотрудников, не соответствовавших требованиям закона по критериям стажа, образования, возраста и так далее. Данная вольность, вероятно, служила муниципалам для трудоустройства себя самих, своих родственников, друзей и прочих.
Не чуждо было муниципалом и высокое. Они стремились к знаниям. 96 тысяч рублей пошли на "информационно-методические занятия по практическим навыкам проведения общих собраний, оформлению протоколов". Занятия проходили так. Администрация совета сформировала 10 групп по два человека в каждой ("по два человека" в отчете КСП даже специально подчеркнуто) и с каждой из групп должны были работать по 2 специалиста: специалист и доктор наук. Все это, по мнению аудиторов, не соответствует принципу эффективного использования бюджетных средств.
Руководство с пересадками
Муниципалитет Георгиевский славится своей невосприимчивостью к причастности к уголовным историям. Это одно из самых скандальных муниципальных образований Петербурга, его с известной регулярностью уличают в оплате лекций, которых на самом деле не проводится, асфальтировании того, что на самом деле уже заасфальтировано, и т.д. и т.п. Однако пока ни одно уголовное дело против руководства Георгиевского не заведено. Между тем, постоянные смены глав как совета, так и администрации показывают, что даже Георгиевскому не чуждо чувство беспокойства.
Так, с 2009 по 29 ноября 2012 года МО руководил Алексей Окунь, ныне являющийся одним из депутатов муниципального совета. С 3 декабря по 13 декабря обязанности главы исполнял Анатолий Ульянов. С 14 декабря и по сегодняшний день главой работает Юрий Иванов, а Ульянов трудится его заместителем. Кроме того, за рассматриваемый период успело смениться первое лицо и в местной администрации. С 2009 по 16 января 2013 года им была Марина Сидорова. С 1 февраля нынешнего года главу местной администрации МО Георгиевский зовут Ульяна Третьякова. Последняя, кстати, известна тем, что, как подозревают активисты, участвовала в фальсификации результатов выборов президента в 2012 году, будучи председателем УИК №1705
Попытки связаться с главой МО Юрием Ивановым традиционно успехом не увенчались.
Аналогично сложился разговор и с главой местной администрации Ульяной Третьяковой.
- Вы кто и чего вы хотели? – спросила у ЗАКС.Ру секретарь Третьяковой. – Всё только в письменном виде.
Впрочем, нежелание общаться с прессой вовсе не означает, что обитателям Георгиевского безразлична их судьба. Из отчета КСП можно понять, что перед аудиторами, по материалам которых теперь могут быть возбуждены уголовные дела, предприимчивые муниципалы пытались оправдаться. Но – безуспешно. Практически каждый факт хищения или нецелевого использования средств, представленный в отчете, заканчивается абзацем, в котором сказано, что чиновники представили свое объяснение нарушений, но объяснение это "не может быть принято".