ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 11 сентября 2014, 18:19

Социология для храбрости

Текущие выборы не богаты на социологические исследования. Руководители известных социологических контор рассказывали ЗАКС.Ру, что замеры электоральных настроений проводят, однако не публикуют, а сдают заказчикам. Поэтому публикация неких исследований, проведенных ранее неизвестной фирмой "Эпицентр" и пророчащих губернатору ровно столько процентов, сколько мечтает получить его штаб, привлекло внимание общественности. Вслед за цифрами исследования по городу поползли слухи о том, как и через кого Смольный его оплачивал.

"Цифра, полученная неким случайным образом"

Свое первое социологическое исследование, касающееся петербургских выборов, компания "Эпицентр", именующая себя "кросс-коммуникационным агентством", опубликовала 26 августа. Кроме довольно очевидных результатов для кандидатов на пост губернатора (публиковать их 11 сентября запрещает законодательство), агентство пророчило высокую явку и, что важнее, высокий процент людей, которые выразят желание проголосовать досрочно.

Спустя 9 дней, 5 сентября, "Эпицентр" снова порадовал сторонников курса на стабильность новым исследованием, слегка "углубившим и расширившим" и без того хорошие показатели действующего губернатора.

Именитые социологи уже после публикации первого исследования отнеслись к представленным цифрам весьма скептически. Старший научный сотрудник Социологического института РАН Мария Мацкевич, рассуждая в беседе с ЗАКС.Ру о количестве граждан, намеревающихся прийти на досрочное голосование, отмечала, что "нет уверенности, что это не цифра, полученная неким случайным образом". Профессор кафедры методов и технологий социологических исследований Высшей школы экономики Андрей Вейхер объяснял ЗАКС.Ру: "они в качестве предполагаемой явки просто указали тот процент людей, который утвердительно ответил на вопрос, пойдет ли голосовать. Прогнозирование явки - это самый тонкий момент в любом исследовании. Если действительно, например, 50 процентов сказали, что пойдут на выборы - эту цифру не надо воспринимать как прогноз". Научный руководитель "Агентства социальной информации" Роман Могилевский резюмировал, что "очень много вопросов возникает по организации опроса".

Войти в эту реку однажды

Между тем, если социологов результаты настораживают, то в предвыборном штабе Георгия Полтавченко цифры, вероятно, пролились, как бальзам на душу. О том, что технологи губернатора рассчитывают на явку в 50% и 75% - за Полтавченко, ЗАКС.Ру писал еще в середине августа. Ближе к началу "досрочки" заинтересованным лицам были озвучены "желательные" цифры и по ней – до 20% (очевидно, что позже, в разгар скандалов, связанных с многочисленными случаями принуждения к голосованию, цифры были понижены).

Именно в эти дни – последние до начала досрочное голосования и первые после (оно началось 3-го сентября) – и вышли оба исследования "Эпицентра". Поскольку их достоверность социологами была оценена единодушно, многие предположили, что через данное агентство Смольный просто "легализует" в общественном сознании свои планы. И довольно быстро выстроили цепочку от предвыборного штаба к "Эпицентру".

Руководит данным агентством Алексей Яушев. В "нулевых" годах Яушев работал в Петербурге журналистом: начинал с муниципальной газеты "Посадский вестник", с 2006 по 2009 годы трудился на "Фонтанке", чем и запомнился широкой общественности. Позже Яушев перебрался в Москву.

Алексей Яушев является предприимчивым человеком. Создал сайт "Журдом", который, как и сайт Лениздат.Ру, пишет о СМИ. Придумал проекты "Пресс-служба.com", предлагающий коммерческим фирмам услуги по рассылке пресс-релизов, и "Лахта-центр.РФ", который является "неофициальным сайтом, посвящённым строительству самого высокого здания в Санкт-Петербурге". Здесь Алексей Яушев выступил в роли одного из жителей Приморского района, потому что, согласно описанию, именно ими создан сайт. А год назад Алексей Яушев, как он сам рассказывает, придумал агентство "Эпицентр"

- "Эпицентр" был создан всего лишь год назад, это моя собственная фирма, которая занимается тремя направлениями: связи с общественностью, издательская деятельность и исследовательская работа. Социологией мы занимались и раньше, но не афишировали, потому что исследования носили исключительно коммерческий закрытый характер, - пояснил Яушев ЗАКС.Ру.

Злые языки намекают, что в роли посредника между предвыборным штабом и "Эпицентром" могла выступить Александра Медведева. Сейчас Медведева руководит петербургским Домом Молодежи. Общественности она, как и Алексей Яушев, запомнилась работой на "Фонтанке". Там она трудилась 10 лет: с 2002 по 2012 годы. За это время успела написать книгу "Пять лет с Валентиной Матвиенко", после издания которой в 2009 году не отрицала, что хотела бы занять должность пресс-секретаря губернатора.

Впрочем, и Яушев, и Медведева, не отрицая, что хорошо знают друг друга, всячески открещиваются от сотрудничества с предвыборным штабом Полтавченко.

- Если бы мы проводили исследование совместно со Смольным, поверьте, мы так бы его и позиционировали. Это было бы, думаю, интересно. Но, увы, администрация к нам не обращалась с подобным заказом, - констатировал Яушев. - Мы поймали момент, чтобы заявить о себе не только как о пиар-агентстве, но и исследовательской организации, чем мы являемся. Десятки публикаций в городских и федеральных изданиях – это хороший пиар для компании, которая заявляет о себе, делает первые шаги.

Александра Медведева заверила ЗАКС.Ру, что впервые слышит об агентстве "Эпицентр".

- Алексея Яушева я хорошо знаю. Но какие исследования? Я знаю "Журдом". Но никакого "Эпицентра" не знаю. Я живу своей жизнью, работаю в определенном учреждении, я не занимаюсь выборами. Я не знаю, о чем речь, - пояснила Александра Медведева.

Олег Мухин

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости24 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама