ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 2 марта 2004, 16:26

Михаил Второй? Нет Владимир Первый!

Михаила Фрадкова на посту премьер-министра российская политическая и бизнес-элиты, прямо скажем, не ждали. И шуточки по поводу восшествия в Белый дом Михаила Второго (после Михаила Первого Касьянова) вызваны на самом деле стремлением затушевать растерянность. Но правильнее было бы говорить не о личности самого премьера, а о тенденциях в формировании современного российского государства. По сути, сделан еще один шаг к созданию авторитарного государства. И не исключено, что через какое-то время мы будем всерьез обсуждать перспективы коронации Владимира Первого.

От того, кого назначил бы Владимир Путин главой правительства (именно назначил бы, а не предложил бы, поскольку нет сомнений в беспрепятственном прохождении им через думское горнило), зависело многое. Попадание на премьерский пост Виктора Христенко, Алексея Кудрина, Германа Грефа или, к примеру, Григория Явлинского, означало бы взятый президентом курс на либеральные модернизаторские реформы. Если бы он остановился на Сергее Иванове или Борисе Грызлове, такой выбор знаменовал бы собой долговременный триумф силовиков. И не в меньшей степени Грызлов или Иванов в премьерском кресле могли бы рассчитывать стать преемниками действующего президента.

Но Владимир Путин не стал торопиться и четко определять курс в сфере развития экономики. Ведь Фрадков не может быть отнесен ни к либералам, ни к чекистам. Ни его работа в либеральном МВЭС, ни его служба в ФСНП не дают возможности оценить его экономические воззрения. Зато известно другое Михаил Ефимович никогда не делает резких политических движений и не замечен в слишком явных политических и бизнес-связях. Он самый настоящий технический (без кавычек) премьер-министр, то есть человек предсказуемый и управляемый, не имеющий собственной линии поведения и не претендующий на нее.

И это характерно. За время первого срока Путина на посту главы государства он последовательно превращал государственные институты страны в технические инстанции.

Совет Федерации, долго являвшийся средоточием политически самостоятельных региональных элит, позволявших себе иметь собственную точку зрения, сегодня превращен в орган по штамповке нужных решений, а члены российского Сената полностью подконтрольны и лишились остатков независимости.

Последние думские выборы ознаменовались не только повсеместным торжеством административного ресурса. Они явились триумфом партии власти - Единой России, получившей конституционное большинство. Сразу же после этого оппозиции было наглядно продемонстрировано участвовать в разработке законов и обладать хоть каким-то влиянием не будет позволено никому, кроме членов правящей группы. Дума также стала техническим органом для одобрения представленных законопроектов. Так же, как раньше, лишилась самостоятельности Администрация президента после устранения из нее Александра Волошина.

Назначение Фрадкова из этого же ряда. Фрадков не вызывает откровенного отторжения ни у одной из серьезных политических сил. Его фигура может временно утихомирить противоречия между разными группами питерских в окружении Путина и прежде всего по поводу фигуры преемника. Поскольку действующий глава государства недвусмысленно дал понять сам он еще никого не выбрал. Сам же Фрадков не только не может претендовать на роль преемника Путина (по крайней мере, в ближайшие годы), но и не связан напрямую ни с одним из кланов питерских. А значит, ему удастся стать своеобразной точкой равновесия. В этих условиях при слабом премьере без амбиций - президент Путин неизбежно обретает еще большую роль.

Фактически именно ему предстоит руководить правительством как это, кстати, делал одно время Борис Ельцин. При этом жертвой негативного восприятия тех или иных реформ станет не президент, а Фрадков. Для этого его и призвали в правительство. Путину совершенно не нужно подставить своего сменщика. Ему также вовсе не хочется дискредитировать себя лично на случай очередных технических катастроф и роста социального недовольства. Ведь к 2008 году можно поменять Конституцию и заново попробовать себя на выборах.

Вряд ли оправданна точка зрения, согласно которой нынешний премьер является компромиссом. Путин давно все для себя решил и неспешно, но неуклонно ведет страну к режиму упрочения централизованного государства и президентской власти. При этом либеральная риторика может употребляться более чем активно, но роль ее сводится к минимуму. Как это нередко происходит уже сегодня. Фрадков же, в отличие от Михаила Касьянова, не только не будет мешать Владимиру Путину, но вряд ли решится даже возражать. Что и требовалось.

Борис Воронин

Борис Воронин


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама