ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Ху из ху 5 марта 2004, 13:40

Сергей Миронов. Человек в поисках места

Кандидат в президенты Сергей Михайлович Миронов родился 14 февраля 1953 года в городе Пушкин (ныне вошедшем в состав Санкт-Петербурга) в семье военнослужащего.

Закончив техникум и отслужив в воздушно-десантных войсках, он поступил на геофизический факультет Горного института им. Г.В. Плеханова. Еще в период обучения он начал разъезжать по геологическим экспедициям вместе с сотрудниками НПО Геофизика. Он проделал карьеру от рабочего и лаборанта до инженера-геофизика - первые несколько лет в Зеленогорской (на Карельском перешейке) экспедиции НПО "Геофизика" и Министерства геологии СССР, затем в геологической аэропартии на территории Монголии. Там же он спокойно пересидел роспуск КПСС, не успев поучаствовать в тогдашних политических баталиях. Впрочем, в прессе не раз муссировались слухи о том, что долго трудившийся за рубежом Миронов являлся штатным или внештатным сотрудником КГБ. Сам он решительно отвергал подобное мнение.

В конце 1991 г. Сергей Михайлович меняет профиль работы, уйдя из геофизики и став исполнительным директором пушкинского АОЗТ Русская торговая палата. Проработав там до 1993 г., он перешел на пост начальника производственного отдела "Фирмы СТР". Параллельно он не забывал расти интеллектуально: в 1992 году он закончил Санкт-Петербургский технический университет, а в 1997 году обзавелся дипломом Академии госслужбы. Год спустя он уже стал выпускником юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Впрочем, цена всем этим дипломам, приобретаемым одновременно с работой, никогда не была тайной. Поэтому-то Миронову и не пришлось работать юристом.

Впрочем, он и так оказался трудоустроен. С конца декабря 1993 г. он трудился исполнительным директором ЗАО Строительная корпорация Возрождение Санкт-Петербурга, гендиректором которой был Андрей Молчанов (сын нынешнего вице-губернатора города). Миронов, кстати, оказался и исполнительным директором "Северного инвестиционно-финансового фонда" - одного из официальных учредителей ЗАО СК "Возрождение Санкт-Петербурга".

Работа в стройкорпорации не прошла для Сергея Михайловича даром. Юрий Молчанов свел его с председателем комитета мэрии по внешнеэкономическим связям Владимиром Путиным. Ныне такие знакомства дорогого стоят.

В марте 1994 года Миронов баллотировался от блока "Весь Петербург" (лидером его был Сергей Беляев) в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга по округу N12 в своем "спальном" районе на Гражданке. От мэрии блок курировал как раз Владимир Путин, которому помогали Александр Беспалов и Алексей Кудрин. Впрочем, Миронов тогда, хотя и обыграл конкурента-коммуниста и главу Промстройбанка Владимира Когана, депутатом не стал выборы в округе не состоялись из-за низкой явки избирателей.

Поскольку осенью того же года выборы по ряду округов проводились заново, геолог-строитель выдвинулся вновь, получив теперь поддержку Единого демократического списка, и во втором туре прорвался в Мариинский дворец. В городском парламенте Миронов вошел в группу независимых депутатов. Поначалу он поддерживал лоббировавшегося Смольным Ватаняра Ягью как кандидата в спикеры ЗакСа. Но в итоге Сергей Михайлович согласился на компромиссный вариант: оппозиционеры из Любимого города выдвинули Юрия Кравцова, за которого проголосовал и Миронов. Сговорчивый же депутат вскоре оказался первым заместителем спикера.

Впоследствии он организовал и возглавил центристскую фракцию Мариинская, куда вовлек еще 4 депутатов Игоря Высоцкого, Станислава Зыбина, Валерия Островского и Константина Серова. В те годы Мариинская входила в ряды прособчаковского лобби в Законодательном собрании. Именно Миронов был инициатором повышения депутатского жалования. А в конце 1995 г. он предложил создать так называемые депутатские резервные фонды, утвержденные мэром в обмен на согласие депутатов проголосовать за бюджет 1996 года. Именно Миронов помогал спикеру Кравцову вести переговоры с Владимиром Путиным, представлявшим мэрию.

В марте 1996 года вице-спикеру довелось сыграть немалую роль в деле переноса выборов главы города с июня на май, дабы действующий мэр Анатолий Собчак получил преимущества перед менее раскрученными конкурентами. Оппозиционные мэрии депутаты срывали кворум, игнорируя регистрацию и голосования, что крайне раздражало Собчака и его заместителя Путина. 20 марта (последний день, когда можно было принять закон о переносе выборов) кворума по-прежнему не было. И тогда председательствовавший на заседании Миронов неожиданно объявил, что будет исходить из реального наличия депутатов в зале. Он начал поименно перечислять тех, кто присутствовал, назвав итоговое число (33 человека) и успешно провел голосование за перенос даты выборов. Уже после подписания закона мэром Собчаком выяснилось, что назвал Миронов лишь 31 фамилию, то есть кворума собрать не удалось. Но было поздно.

Первую ошибку политический карьерист совершил, поддержав Анатолия Собчака на выборах и выступив против Владимира Яковлева. После избрания последнего губернатором ему пришлось уйти в оппозицию. В марте 1997 г. в момент сбора коммунистами подписей за проведение городского референдума о недоверии губернатору ведомые Мироновым мариинцы активно сопротивлялись попыткам Смольного поменять городской закон о референдуме и внести поправку о невозможности требования досрочной отставки губернатора и депутатов. Яковлев предпринял ответные меры и к апрелю 1997 г. сумел развалить Мариинскую.

Но Миронов повел атаку по всем фронтам. В конце лета он написал и опубликовал в федеральной "Независимой газете" статью "Завхоз культурной столицы", критиковавшую градоначальника. Вместе с Кравцовым он активно лоббировал принятие проекта Устава Санкт-Петербурга, разработанного группой парламентариев во главе с Леонидом Романковым. Несмотря на недовольство Смольного, в январе 1998 г. Устав был принят.

Впрочем, Смольный не сидел сложа руки. В 1998 г. был инициирован процесс смещения Кравцова со спикерского поста. В борьбе против него объединились как коммунисты, так и сторонники НДР, как яблочник Игорь Артемьев, так и девеэровец Валерий Островский. Миронов собрал группу в поддержку спикера, столь же разношерстную (от Олега Сергеева и Анатолия Кривенченко до Сергея Андреева и Леонида Романкова), но гораздо менее многочисленную. В итоге несколько недель деятельность ЗакСа была фактически парализована и сконцентрировалась исключительно вокруг вопроса о Кравцове.

Наконец, 2 апреля 1998 г. тот все же оказался в отставке, а на Миронова было возложено исполнение обязанностей спикера. Ему, впрочем, не удалось заменить Кравцова в Совете Федерации (как представителя ЗакСа) запретил городской суд.

В мае 1998 г. Миронова пригласили войти в состав учредителей предвыборного блока "Северная столица" (организованного Галиной Старовойтовой), а в августе его позвали в свои ряды болдыревцы. Но от обоих предложений он отказался. Правда, уже в ходе выборов он вошел в состав Гражданского антикриминального фронта, образованного блоком Согласие-Объединенные демократы, Яблоком и Северной столицей. Преимущественно в ГАФ оказались противники Смольного.

Яковлев отплатил Миронову ответной благодарностью. В своем округе N12 и.о. спикера столкнулся с двумя двойниками-однофамильцами, один из которых был негром. Впрочем, злые языки утверждали, что последнего привлек к участию в выборах сам Миронов для обеспечения повышенного внимания прессы. Переизбрался Миронов с оглушительной победой, собрав почти 70% голосов. Но в целом в ЗакСе сложилась ситуация равновесия и ни одна из группировок не имела требуемых 26 голосов.

Не сумев договориться с болдыревцами, Сергей Миронов, как и Яблоко, решил пойти на пакетное соглашение с просмольнинскими депутатами. Законодательное собрание долго сотрясали баталии по поводу избрания спикера и его замов. Утешать Миронова могло только то, что в рейтинговом голосовании он вошел в четверку лидеров, а пока суд да дело, он исполнял обязанности помощника председательствующего. Временно председательствовал же Виктор Новоселов. Именно за ними было оставлено право финансовой подписи от имени ЗакСа.

В сентябре 1999 года прокуратура Санкт-Петербурга предъявила С.Миронову обвинение по ст. 171 часть 1 УК РФ "превышение власти или служебных полномочий". Обвинение было предъявлено в рамках расследования нового "дела Кравцова", которое прокуратура начала в декабре 1998 года. Следствие установило, что Кравцов трижды с марта 1996-го по апрель 1997 года единоличным решением выделял издательскому дому "Смена" в общей сложности 400 млн рублей беспроцентного кредита из городского бюджета (в ценах 1997 года). На одном из документов - о кредите в 100 млн рублей - стояла подпись Сергея Михайловича Миронова. Свой автограф он поставил по устному поручению шефа. Прокурор Санкт-Петербурга Иван Сыдорук обвинил депутата в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 171 УК РСФСР (являясь должностным лицом, умышленно превысил свои служебные полномочия, явно выходящие за пределы прав, предоставленных ему законом, и причинил существенный вред государственным интересам). Комиссия по вопросам правопорядка и законности ЗС Санкт-Петербурга по инициативе депутата Крамарева предложила Миронову до завершения дела добровольно отказаться от права финансовой подписи от ЗакСа. Дело закрыли в январе 2000 г.

Миронов играл активную роль в противодействии идее переноса губернаторских выборов с весны 2000 г. на декабрь 1999 г. Оппозиционерам не удалось обыграть Смольный. Но свое слово сказал Верховный суд, и выборы не состоялись.

Вскоре после очередной перегруппировки в Мариинском дворце на свет появилась фракция Законность, координатором которой стал Миронов, а основу ее составили экс-члены Блока Юрия Болдырева. Фракция немедленно продемонстрировала свою оппозиционность, проголосовав вместе с яблочниками и болдыревцами против попытки губернатора совместить выборы с президентскими. Но едва Владимир Путин дал понять, что ничего дурного в этой идее не видит, Законность (кроме депутатов Романкова и Толстого) проголосовала за принятие закона о переносе за основу. При этом сам Сергей Михайлович катастрофически опасался неправильно понять и.о. президента. Едва поползли слухи, что на самом деле Путин не хочет переизбрания Яковлева, большинство законников сорвали кворум, не зарегистрировавшись перед голосованием законопроекта в последнем чтении. Выборы прошли в мае, но губернатор спокойно переизбрался, буквально разгромив оппозиционера Игоря Артемьева (Яблоко).

Между тем Сергей Миронов вместе с ректором Горного Института Владимиром Литвиненко организовал инициативную группу по поддержке Путина на президентских выборах. Участники группы стали доверенными лицами кандидата. Лояльность была оценена по достоинству.

В конце января 2000 Генеральная прокуратура в лице заместителя генпрокурора Василия Колмогорова отменила постановление о привлечении Миронова в качестве обвиняемого по делу о беспроцентных кредитах издательскому дому "Смена", после чего прокуратура города вынесла решение о прекращении уголовного дела по двум основаниям (возвращены деньги по договору, подписанному Мироновым, и в ходе проверки не обнаружен преступный умысел, Миронов действовал по поручению Кравцова). Кравцов же был осужден в сентябре 2001 года на 2 года с освобождением от наказания в связи с истечением срока давности.

Но президентско-прокурорское прощение не могло помочь Сергею Михайловичу попасть на вице-спикерское место в феврале 2000 г. депутаты вновь остались без руководства. Хотя в голосовании участвовало аж 46 парламентариев, голосов для избрания не хватило никому.

После победы Путина на президентских выборах 26 марта 2000 года Миронов уставил кабинет портретами из серии "Я и Путин", что вызывало насмешки коллег и слухи о том, что он стремится изобразить себя самым близким другом главы государства. Словно в ответ, депутат вставил в рамку еще одно документальное свидетельство: письмо Путина с благодарностью за помощь в избирательной кампании.

На городском уровне Миронов продолжал выступать как одна и движущих сил антияковлевской коалиции. В апреле 2000 года он выступил с законопроектом о создании в Петербурге должности председателя правительства, который избирался бы членами правительства из своего состава и отвечал за городское хозяйство, экономику, финансы (с оставлением губернатору функций публичного политика). Но законопроект поддержала лишь треть депутатов.

Зато в июне 2000 года парламентарии сумели, наконец, осуществить пакетное голосование, избрав спикером Сергея Тарасова, а его первым заместителем Миронова. Осенью того же года Сергей Михайлович стал председателем политсовета нового регионального политического общественного движения "Воля Петербурга". В движение вошли доверенные лица Владимира Путина на президентских выборах марта 2000 года и члены его избирательного штаба на этих выборах.

Как сообщалось в прессе, в начале апреля 2001 года губернатору Яковлеву позвонил президент Путин и попросил приватно передать председателю ЗакСа Тарасову свое желание видеть в Совете федерации от Петербурга именно Сергея Миронова. В июне того действительно избрали представителем городского парламента в российском сенате. Сразу после утверждения полномочий как сенатора Миронов сложил с себя полномочия вице-спикера ЗакСа, а его преемником оказался Вадим Тюльпанов.

Главный виток карьеры Сергея Михайловича только начинался. 28 ноября 2001 года лидер группы "Федерация" Валерий Горегляд сообщил после встречи с Владимиром Путиным, что совет группы обсуждает кандидатуру Миронова на пост спикера Совета Федерации вместо уходящего Егора Строева. Избрание прошло как по маслу: Строев предложил Миронова, 152 сенатора проголосовали за, 4 против, 2 предпочли воздержаться.

Сразу после своего избрания спикером новый глава Совета Федерации заявил о необходимости увеличить срок полномочий президента с четырех лет до семи. После того так сам Путин заявил, что не поддерживает эту идею, Миронов уточнил, что имел в виду вопрос вообще, а не нынешнее четырехлетие. Ехидные журналисты отреагировали быстро в газетах были опубликованы высказывания анонимных политиков в духе Калигула сделал сенатором своего коня, а Путин своего осла.

Пытаясь восстановить реноме либерала-законника, Миронов критически отозвался о начатом против журналиста Григория Пасько судебном процессе. Впрочем, тут же он продемонстрировал своеобразное понимание либерализма, посоветовав Пасько в случае лишения свободы просить президента о помиловании. То, что прошение означало бы признание вины, Миронову в голову, видимо, не пришло.

Периодически Сергей Михайлович продолжал радовать публику своими экстравагантными заявлениями и поступками. Во время визита в Израиль он наотрез отказался встречаться с главой Палестинской Национальной автономиии Ясиром Арафатом, заставив российский МИД чуть ли не наизнанку вывернуться, чтобы замять скандал.

А в 2001 году он заявил, что важным достижением власти стал подъем остатков подводной лодки Курск - и это после того как только ленивый не прошелся по бездарным военным руководителям, не сумевшим в свое время спасти экипаж подводников. Впрочем, президент Сергею Михайловичу судья.

Еще летом 2002 года Миронова многие называли потенциальным преемником Путина. Но, вступив по указанию из Кремля в странный блок с Партией Возрождения России, спикер Совета Федерации умудрился окончательно дискредитировать свою новую политическую структуру Российскую партию возрождения жизни (знаменитой по борьбе за спасение выхухолей). Блок не только не перешел пятипроцентный барьер, но не собрал и 2 процентов голосов. Самого Миронова это не обескуражило и теперь он намерен попытаться занять второе место на выборах президента РФ. Если верить социологам, надежды эти напрасны.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама