До прихода в Законодательное собрание Сергей Михайлович Купченко был заместителем главы муниципального образования Чкаловское. Ксения Владиславовна Ляпина, пока не устроилась работать в ЗакС, трудилась в администрации одного из муниципалитетов Петроградского района. Надежда Степановна Соломахина до оформления в Мариинском дворце являлась зампредом Петроградского района и подсудимой по делу о хищении 3-х миллионов рублей. Теперь все трое, не переставая числиться сотрудниками городского парламента и советниками спикера Вячеслава Макарова, фактически возглавляют исполком петербургской "Единой России", в чем недоброжелатели партии усматривают признаки преступления, предусмотренного сразу несколькими статьями УК.
"Мать Тереза Петроградского района"
"В Петроградском районе поздравления принимали золотые и бриллиантовые супружеские пары, – сообщает одна из новостей сайта петербургского отделения "Единой России". – Со знаменательными датами собравшихся поздравили Глава администрации Петроградского района Юрий Гладунов и Надежда Соломахина, помощник Председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслава Макарова". Надежду Соломахину влечет в родной для них с Вячеславом Макаровым Петроградский район. Нынешний спикер ЗакСа, как известно, с 1992 года является начальником кафедры Военно-космической академии имени Можайского. С 2000-го регулярно избирается депутатом: сначала муниципального образования Чкаловское, находящегося как раз по месту голосования курсантов "Можайки", а с 2003-го – уже Законодательного собрания. Надежда Соломахина тоже посвятила Петроградскому району долгие годы своей жизни, однако отдала себя исполнительной ветви власти. В октябре 2011 года, на момент своего неудавшегося задержания по делу о хищении более трех миллионов рублей, 58-летняя Соломахина занимала пост заместителя главы администрации района. Курировала социальный блок – образование, здравоохранение, культуру.
По мнению следователей, с октября 2010 года по июнь 2011-го Соломахина помогала на тот момент помощникам депутата Ольги Литвиненко Илье Хлусову и Руслану Прасолову похитить 3,6 млн рублей. Хлусов, используя подставные компании, выигрывал конкурсы на проведение районных праздников, тратил на эти мероприятия значительно меньше, чем указывал в сметах, а Соломахина эти сметы подписывала. Таким образом могли выводится деньги, заложенные в депутатской поправке Литвиненко (последняя на тот момент уже вовсю погрузилась в конфликт с отцом – ректором Горного института Владимиром Литвиненко, и, видимо, мало вникала в происходящее, а позже и вовсе покинула страну, опасаясь за свою жизнь).
Уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ ("Мошенничество в особо крупном размере") возбудили в июне 2011 года. Как считали некоторые – в рамках "расправы" над помощниками Ольги Литвиненко. 26 октября следователи собрались арестовать Соломахину. Однако до этого не дошло. Прознав о том, что решение о задержании принято, Соломахина сказалась больной и слегла в больницу.
– Она действительно была мать Тереза Петроградского района, – спустя всего несколько дней, 31 октября, рассказывал ветеранам Петроградского района, собравшимся поддержать Соломахину, Вячеслав Макаров. – Она действительно в моем представлении – высочайший профессионал и честнейший человек. Я понимаю, какое давление на следствие. Я понимаю, какой заказной характер (очевидно, носит следствие – прим. ЗАКС.Ру). Я все это осознаю. В этой ситуации я хочу подчеркнуть: нам главное, чтобы было все по правде, по справедливости и по совести.
Ветераны с Вячеславом Макаровым не спорили. В полупустом, зато большом зале они весь вечер выступали друг перед другом в поддержку замглавы, вспоминая, что праздники, на которых якобы украли миллионы, не только были, но еще и очень понравились жителям.
Надежду Соломахину в конце концов так и не арестовали. Поправив свое здоровье, она вышла на работу. И провела в статусе замглавы еще полтора года. Лишь в конце февраля 2013 года, за несколько дней до того, как Дзержинский районный суд должен был рассмотреть ходатайство следователя об отстранении Соломахиной от занимаемой должности – она уволилась по собственному желанию. Официально – в связи с достижением пенсионного возраста. Опустевшее кресло стремительно – уже 1 марта – заняла дочь Вячеслава Макарова Марина Лыбанева, до этого депутатствовавшая в их "семейном" муниципальном образовании Чкаловское.
В конце июня 2013 года стало известно, что СК завершил расследование дела против Соломахиной и Прасолова (Хлусов признал свои вину и уже осужден). Оба обвиняемых начали ознакомление с материалами дела, после чего оно будет направлено прокурору, а потом в суд. Эту новость бывший зампред встретила уже в новом качестве – весной Вячеслав Макаров взял Надежду Соломахину ответственным секретарем председателя Законодательного собрания.
Гораздо менее остросюжетно складывался трудовой путь двух других сотрудников Законодательного собрания. Сергей Купченко является заместителем главы муниципального образования Чкаловское, избран председателем контрольно-финансовой комиссии. Сейчас он – советник председателя Законодательного собрания. Последним местом работы Ксении Ляпиной была администрация одного из муниципальных образований Петроградского района. Весной она получила чин ведущего специалиста канцелярии ЗакСа.
"Начальники вообще над всеми"
Однако госдолжности не манили выходцев из Петроградского района. Еще в начале 2013 года Сергей Купченко и Ксения Ляпина фактически на правах начальников обосновались в исполкоме петербургской "Единой России". Вскоре к ним присоединилась и Надежда Соломахина.
Все трое, во-первых, исполняют роль "глаз и ушей" Вячеслава Макарова, руководящего, как известно, не только парламентом, но и региональным отделением партии власти. А во-вторых, координируют вверенные им направления работы. Так, Купченко отвечает за подготовку к грядущим муниципальным выборам, курирует работу отделения в целом и районных организаций в частности. Ляпина отвечает за агитацию и пропаганду, курирует партучет и работу приемной. Соломахина более официально выступает в роли представителя "Самого". Так, в отличие от Купченко и Ляпиной, упоминания о Соломахиной можно встретить на сайте регионального отделения партии. 5 июня 2013 года Соломахина вручала грамоты "Единой России" "лучшим из лучших социальных работников" Петербурга, 2 июля она чествовала "золотые и бриллиантовые супружеские пары" Петроградского района, а 5 июля поздравляла "юбиляров супружеской жизни" в районных ЗАГСах. Все это – от имени Макарова.
Рассказывают, что Купченко и Ляпина появись в партии одним хмурым весенне-зимнем утром. Их представили коллективу и пояснили, что теперь они будут "помогать". Затем появилась Соломахина. Все трое, как говорят в партии, "сидят в качестве личных консультантов" Вячеслава Макарова и являются "начальниками вообще над всеми". У них есть право зайти в любой отдел и спросить, что делает его руководитель, что-то "посоветовать". На вопрос о том, обязательны ли к исполнению такие советы, партийцы уклончиво отвечают, что "к их мнению прислушиваются". Кроме того, в функционал "консультантов" входит написание докладных Вячеславу Макарову о происходящем в исполкоме.
Факт существования в исполкоме Сергея Купченко, Ксении Ляпиной и Надежды Соломахиной строго засекречен. Официально никаких должностей в партийной структуре они не занимают. А Соломахина фигурирует на сайте именно как человек, приходящий на праздник и вручающий грамоты от имени спикера, а не как партийный функционер.
От зарплаты до надбавки
Такая конспиративность связана с тем, что зарплату "наместникам председателя" платят не из партийной казны, а из городского бюджета. Рассчитать ее – крайне сложно. Однако можно вычислить максимальный размер содержания.
Согласно закону "О… реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга" (от 8 июня 2005 года), советнику председателя Законодательного Собрания положен оклад в размере от 22 до 24 расчетных единиц. Региональный закон "О расчетной единице" установил, что в 2013 году она равняется 1080 рублям. Ксения Ляпина занимает должность ведущего специалиста. Ее оклад варьируется в пределах от 17 до 19 расчетных единиц. Однако это только должностные оклады.
Закон "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" (от 30 июня 2005 года) гласит, что денежное содержание гражданского служащего состоит из должностного месячного оклада и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином. Купченко является государственным советником Петербурга 2 класса. Ему полагается ежемесячный оклад за классный чин в размере 12 расчетных единиц. Ляпина – советник государственной гражданской службы 1 класса. Ей предусмотрен оклад за классный чин в размере 10 расчетных единиц.
То есть, в месяц Сергей Купченко получает как минимум 36 тысяч 720 рублей ("просто" оклад + оклад за классовый чин). Ксения Ляпина зарабатывает не менее 29 тысяч 160 рублей.
Но самое главное – это ежемесячные "и иные" дополнительные выплаты, предусмотренные все тем же законом. Они способны значительно увеличивать общую зарплату. В законе прописаны лимиты, из которых составляется фонд оплаты труда гражданских служащих. То есть написано, на какую максимальную сумму надбавок может надеяться сотрудник.
Так, в год служащий может получить оклад за классовый чин на сумму не более пяти должностных окладов, ежемесячная надбавка за выслугу лет может составить три оклада, ежемесячная надбавка за особые условия службы – шесть окладов, ежемесячное денежное поощрение – шесть окладов, премии за выполнение особо важных и сложных заданий – один оклад, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год – два оклада, материальная помощь – один оклад, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими гостайну – полтора оклада.
Кроме того, "гражданским служащим производятся иные выплаты, не входящие в состав денежного содержания".
Если сложить все надбавки, предусмотренные законом, то получится, что Сергей Купченко не может получать больше 946 тысяч 80 рублей в год или, в среднем, 78 тысяч 840 рублей в месяц (это если высчитывать его должностной оклад по максимальному количеству расчетных единиц). А Ксения Ляпина, если считать по той же схеме, получает не более 748 тысяч 980 рублей в год или, в среднем, 62 тысячи 415 рублей в месяц.
Впрочем, это вовсе не значит, что Купченко и Ляпина действительно получают эти деньги. Руководитель государственного органа (то есть Макаров) вправе перераспределять средства фонда.
Посчитать, сколько получает Надежда Соломахина сложнее. Она не состоит на госслужбе, а работает по обычному договору (поэтому на нее не распространяются вышеперечисленные законы) на должности ответственного секретаря председателя Законодательного собрания. При этом – на полставки. Целая ее ставка составляет 19 тысяч рублей. Впрочем, трудно предположить, что человек, еще недавно работавший заместителем главы района, довольствуется 9 тысячами 500 рублями в месяц и пенсией.
Состав не-преступления
Собеседники ЗАКС.Ру в Законодательном собрании уверяют издание, что Купченко и Соломахина, трудящиеся в исполкоме, формально могут и не нарушать закон. Соломахина, работающая на полставки, вправе находиться на том рабочем месте, которое прописано в ее договоре. А Купченко, будучи советником, якобы имеет право трудиться на благо начальника и по партийной линии. Сложнее обстоит дело с Ляпиной, которая, будучи специалистом канцелярии, все же должна работать в Мариинском дворце.
Однако претензии о неисполнении данными сотрудниками должностных обязанностей могут предъявить лишь наниматель или прокуратура. Нанимателем всех троих является Санкт-Петербург, а его представителем в этом вопросе – руководитель государственного органа. То есть Вячеслав Макаров.
Другого мнения относительно законности данного трудоустройства придерживается адвокат Антон Шальков.
– Нужно смотреть их трудовые договоры, должностные обязанности. Возможно, есть локальный нормативно-правовой акт – приказ руководителя – делать то-то и то-то. Если этот приказ обязывает их заниматься работой, не предусмотренной их должностными обязанностями, может иметь место статья 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями. Это в том случае, если эти лица за бюджетные деньги работают на партию, хотя из должностных обязанностей видно, что они должны работать на город, – считает Шальков.
Кроме того, по его мнению, если руководство сотрудников "покрывает факт невыполнения должностных обязанностей, подписывает акты выполненных работ, хотя они не выполнены или не актирует сотрудника, не появляющегося на работе", можно говорить о 292 статье УК РФ – служебный подлог.
По части первой 285 статьи УК предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет. По части перовой 292 статьи УК – до двух лет.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1