ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 13 сентября 2004, 14:17

Полпредства президента: finita la comedia?

Очередной кадровой перестановкой, предпринятой президентом Владимиром Путиным стало назначение экс-начальника Генштаба Анатолия Квашнина полпредом в Сибирском федеральном округе вместо Леонида Драчевского. Понятно, что российские чиновники практически никогда не уходят просто на пенсию, по каким бы причинам они не расстались с прежним занимаемым постом. В этом плане новая должность Квашнина своеобразная компенсация за вынужденное расставание с Генштабом. Важнее, однако, иной аспект проблемы. Полпредство, задуманное как средство усиления президентской вертикали власти, медленно, но неуклонно превращается в синекуру для федеральных политиков и чиновников, более не нужных в Москве. Иначе говоря, пациент (полпредства), скорее мертв
Впервые об изменении роли полпредств стали говорить после отставки Виктора Черкесова с поста полпреда в СЗФО в 2003 году. Как никак, речь шла об одном из соратников президента.
Стоит вспомнить, что институт полпредства (не предусмотренный, кстати, Конституцией РФ) был введен практически сразу после избрания Владимира Путина президентом страны в 2000 году. Полпреды были назначены для решения вполне конкретных задач: отдаления региональных элит от федеральной политики, минимизации влияния крупных финансово-промышленных групп на принятие решений в стране, повышения управляемости региональных парламентов и подчинения глав субъектов федерации общему направлению политического процесса. Наконец, полномочные президентские представители должны были контролировать процесс приведения местного законодательства в соответствие с федеральным.
Логика действий Путина в тот момент была очевидна: думские выборы 1999 года продемонстрировали широкий масштаб столкновения региональных и федеральных элит, и успех путинцев был достигнут с немалым трудом. Регионалы обладали влиятельным лобби в Госдуме, Совете Федерации и исполнительной власти, были самостоятельными (если не сказать, независимыми), и нередко контролировали даже местные силовые структуры. Примером губернаторской фронды стало движение Отечество-Вся Россия, совершенно явно направленное на обеспечение избрания своего преемника Ельцина экс-премьера Евгения Примакова. По сути дела, между регионами и федеральным центром шла необъявленная война. Неудивительно, что подавляющая часть полпредов (за исключением Сергея Кириенко) была выходцами из силовых структур.
Уже за первый президентский срок Владимир Путин добился построения управляемой вертикали власти. Совет Федерации превратился из транслятора губернаторской воли в малозначимый организм по штамповке нужных Кремлю решений Госдумы, неспособный к минимальной политической самостоятельности. Немалая часть расхождений между местными Конституциями и российским Основным законом ушла в небытие. Губернаторы и президенты ельцинского призыва впредь стали участвовать в федеральной политике исключительно с санкции главы государства (пусть и даваемой в неофициальном порядке). Весьма показательны в этом плане уголовные дела, возбуждаемые против одного за другим губернаторов, получивших свои посты до 2000 года.
В сложившейся ситуации институт полпредства стал себя изживать. Отныне контроль за региональными баронами преимущественно осуществлялся силовиками, ставшими частью вертикали власти.
И здесь мы вновь вернемся к отставке Виктора Черкесова, полномочного представителя президента в СЗФО. Его временно сменила экс-вице-премьер правительства России Валентина Матвиенко. В данном случае еще можно было говорить об исключении из правил. Дама-полпред пришла в здание на Петровской набережной явно ненадолго. Новая должность потребовалась лишь для демонстрации всем непонятливым Кремль определился со своим фаворитом на губернаторских выборах в Петербурге и сделает все необходимое для победы.
А вот назначение полпредом Ильи Клебанова исключением из правил было никак не назвать. Бывший вице-премьер российского правительства медленно, но неуклонно лишался своего влияния в исполнительной власти и уже в начале 2003 года был вынужден подумывать о будущем. Совершенно неслучайно он начал переговоры с рядом партий о включении в списки кандидатов. Президентский указ определил чиновничье будущее Ильи Иосифовича за него. Непыльная полпредская должность выглядела политически более правильной для отставного чиновника, чем место заднескамеечника в Госдуме.
Дальше больше. Реорганизация правительства накануне президентских выборах лишила федеральной должности еще одного бывшего чиновника экс-губернатора Санкт-Петербурга и экс-вице-премьера Владимира Яковлева. Сначала он в добровольно-принудительном порядке оставил пост главы исполнительной власти Северной столицы, затем расстался с малоперспективной работой главного по ЖКХ. До недавнего времени он являлся полпредом президента в Южном Федеральном округе и вел себя тише воды, ниже травы. Ни в какое сравнение не шел со многими своими коллегами по президентской администрации. К слову сказать, и состоявшееся сегодня перемещение Яковлева на пост главы Миннаца событие из той же серии. Никакими достижениями в этой сфере чиновник доселе не был известен, но куда-то же деть его нужно?
Дошла очередь и до Квашнина, выдавленного из Генштаба при активном содействии министра обороны Сергея Иванова в середине лета 2004 года. Публичное выяснение отношений в СМИ и собственное видение административной реформы в военном ведомстве стали лишь попыткой Квашнина хлопнуть напоследок дверью. Его поражение было неизбежно, учитывая близость Иванова к главе государства. Но и отправлять экс-начальника Генштаба на дачу выращивать помидоры было бы не в традициях российской власти. В итоге кадровый потенциал генерала Квашнина был востребован на должности полпреда в СибФО.
Собственно, интрига применительно к институту полпредства остается лишь в двух вопросах. Во-первых, кто следующий? Потенциальными кандидатами на вылет могут стать Сергей Кириенко (показательна в этом плане кампания в СМИ, развернутая против него в последнее время), Георгий Полтавченко (которого давно примеривают к различным выборным должностям) и Константин Пуликовский (о котором, похоже, и вовсе давно забыли).
Ну, а во-вторых, не будет ли данный институт и вовсе ликвидирован к концу второго президентского срока Владимира Путина. Потому как маловероятно, что его оставят исключительно как синекуру для федеральных отставников. Если, конечно, функции полпредств не претерпят масштабных перемен. А в таком случае неизбежно и обновление кадрового состава полпредов.
Единственным исключением из правил оказывается назначение Дмитрия Козака на пост полпреда в ЮФО. Но если внимательнее приглядеться, то и это не меняет общей картины. ЮФО все время занимал особое место среди остальных федеральных округов. России так или иначе придется вносить коррективы в свою кавказскую стратегию. И, похоже, что близкий к Путину Козак станет кем-то вроде генерал-губернатора Кавказского края. Но сначала, видимо, придется слегка подправить Конституцию

Виктор Хейфец


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама