В СССР был рыбный день, а в наше время в Смольном по четвергам - колбасный. С утра в столовой выстраивается очередь из чиновников. Стоят за колбасными изделиями. В эпоху кризиса, санкций и непростой геополитической ситуации процесс покупки этого пищевого продукта становится настолько интимным для служащих и секретным для журналистов, что даже пресс-служба Полтавченко цинично нарушает закон о СМИ. Так, в столовую не пускают ЗАКС.Ру. Пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов беспомощно разводит руками, предлагая взамен фотоуслуги своих подчинённых. А вот управделами губернатора Владимир Могильниченко открещивается от госзаказа колбасных изделий на сумму в 520 тысяч рублей. Зато депутаты ЗакСа, бывающие в стенах Смольного, рассказывают не только об очереди за колбасой, но и о неких продуктовых наборах, которые постоянно заказывают себе петербургские чиновники. Советница вице-губернатора Ольги Казанской вспоминает о буженине и заливном к Новому году, заявляя, что так было всегда, и что это "нормальная работа учреждения общественного питания".
Колбасный день
По четвергам в столовой Смольного становится особенно многолюдно. Раз в неделю в зоне общепита ставят временный прилавок и продают колбасу. За свежими мясными изделиями выстраивается очередь из работников Смольного, а также из тех, кто случайно заглянул на совещание. Как правило, продажа колбасы стартует в 10-11 утра, а примерно к трём часам дням уже всё раскупаю.
Петербургские СМИ также сообщали о странных очередях в столовой. Например, очередь за колбасой стала предметом обсуждения СМИ 18 декабря 2014 года, после заседания Экономического совета при губернаторе. В зоне общественного питания Смольного развернули временный прилавок и разложили на нём мясные и сырные изделия. Как раз тогда Георгий Полтавченко попросил чиновников разработать план в случае усугубления экономического кризиса.
Слова источника косвенно подтверждаются историей работы правительства Петербурга и действующими госзаказами. Например, в блокадном Ленинграде номенклатурным работникам Смольного полагались пирожные ромовая баба, венские пирожные и шоколад, в то время, как простые жители умирали от голода. Старожилы Смольного вспоминают, что столовая вновь стала продуктовым магазином при губернаторстве Владимира Яковлева, чиновники могли унести с собой различные товары, в том числе и колбасу. Эта бюрократическая традиция, судя по всему, сохраняется до сих пор.
Организацией питания петербургских чиновников Смольного занимается ГУП "Комбинат питания "Смольнинский", который, в свою очередь, подчинён Управлению делами губернатора. На сайте ГУПа размещён госзаказ на закупку колбасной продукции и готовых изделий из мяса. Открытый конкурс был проведён в апреле прошлого года. Согласно документам госзакупки, изначально на эти цели планировалось потратить почти 800 тысяч рублей, но победитель торгов - ООО "АНКОМ" - готов осуществить поставку более 2,3 тонн колбасных изделий за 520 тысяч рублей. В техзадании прописано, что в течение 12 месяцев в момента заключения контракта компания поставляет в комбинат питания колбасу вареную "Докторскую" (150 кг), колбасу полукопченую "Салями по-фински" (200 кг), колбасу сырокопченую (120 кг), ветчину вареную "Деликатесная" (220 кг), сосиски "Венские" (600 кг), сосиски "Елисеевские" (600 кг), сардельки говяжьи (50 кг), курпаты куриные (400 кг). Но так как куриные курпаты поставщик больше не производит, из контракта их пришлось вычеркнуть. Остальную продукцию обязаны привозить в Смольный на следующий день после получения заявки. Также на сайте госзакупок размещен заказ на поставку сыров - от простых сортов до пармезана и сыра с плесенью.
Однако начальник управделами губернатора Владимир Могильниченко, отвечая на официальный запрос ЗАКС.Ру, 6 февраля заявил, что "продажа колбасных изделий в настоящее время в Смольном не производится".
Проднаборы
ЗАКС.Ру попытался выяснить подробности таинственной колбасы: сколько стоит, почему чиновники не могут приобретать ее в магазинах, как остальные петербуржцы. Выяснить все это оказалось непросто. Так, председатель совета муниципальных образований Всеволод Беликов (входящий в Экономический совет при губернаторе, после которого в столовой была зафиксирована очередь за колбасой) уверенно заявил, что колбас в Смольном не продают. Зато там есть вкусные пирожные, которые они едят всей семьёй.
- В Смольном я бываю часто. В неделю бываю 4-5 раз. Очереди бывают в столовой только за пирогами. Там очень вкусные пирожные, я сам их часто покупаю. Колбаса же - это элемент блюда, например, в салате оливье. А отдельно колбасу там не продают, поверьте мне. А вот пирожные жена и дети с удовольствием едят, - рассказал Беликов.
Ещё один член Экономического совета, депутат Законодательного Собрания Юрий Гатчин также колбасу не видел. Он предположил, что это дезинформация.
- Никогда, сколько бываю в Смольном, не видел очереди за палками колбасы. Лет "надцать" назад это было возможно. Или, может, спецзавоз был тогда. Но при мне такого не было. Думаю, это какая-то дезинформация, - ответил депутат.
Коллега Гатчина по парламенту Вячеслав Нотяг про колбасу ничего не знает. Зато он поведал о том, что в организации питания служащих пошли дальше. Якобы чиновники Петербурга могут заказать себе целый продуктовый набор.
- Я знаю, что, как в советские времена, чиновники в администрации получают продуктовые наборы. Греча, колбаса, чай. Я даже знаю, что в каждой администрации, в комитетах есть некое уполномоченное лицо, которое ответственно за продуктовые наборы. Он ходит по кабинетам и спрашивает, кому что надо, составляет список. И в определенный день и час чиновники стекаются куда-то с деньгами, чтобы получить эти самые продуктовые наборы, - рассказал Нотяг.
Советник вице-губернатора Ольги Казанской Ирина Шарипова в столовую не ходит, но возможную реализацию колбасы в стенах Смольного считает естественной. А также продажу буженины и заливного.
- Вы звучите, как дитё малое, честное слово. Вы подумайте, что говорите?! Вы хотите сказать, что в Смольном продают колбасу для работников Смольного? Или люди, которые работают в Смольном, не могут покупать колбасу? Вы о чём спрашиваете? Исторически в Смольном, например, к Новому году специально для работников, которые сидят тут с утра до ночи, делают заливное, делают буженину, прямо здесь, и продают. Исторически, всю жизнь это было. Это нормальная работа учреждения питания. А то, что с некоторых пор продают колбасу, этого я сказать не могу. С каких пор? С тех пор, как санкции ввели? А люди, которые работают в учреждениях государственной власти, они в туалет ходят, они обедают? Нормально, как работало у нас учреждение общественного питания, так и работает, - возмутилась вопросом ЗАКС.Ру Шарипова.
"В столовой вы фотографировать не будете"
ЗАКС.Ру попытался попасть в святая святых городского правительства и заснять таинственную очередь. Но в пресс-службе Смольного аккедитовывать сотрудников издания отказывались трижды, объясняя это интимным процессом поедания пищи.
В первый раз пресс-служба администрации губернатора отказалась пускать ЗАКС.Ру в столовую Смольного 4 февраля, мотивировав тем, что столовая государственного учреждения - личное пространство госслужащих.
- Во-первых, съемка физических лиц без их разрешения недопустима, а во-вторых, столовая - это личное пространство госслужащих. Это их личное время. Да и потом, приём пищи - это процесс интимный. Никаких комментариев и интервью брать в столовой также нельзя, - заявила начальник сектора по работе со СМИ Елена Шмидт.
Каким внутренним документом регламентирован отказ, ЗАКС.Ру сообщить не смогли и посоветовали обратиться с письменным запросом в ГУП "Комбинат питания Смольнинский".
На следующий день, 5 февраля, история повторилась, осуществить фотосъемку редакции не дали.
В самом комбинате питания несколько дней либо не брали трубку телефона, либо отвечали, что директор на совещании. А в аппарате губернатора ЗАКС.Ру отправляли обратно в пресс-службу.
Начальник Управления информации администрации Санкт-Петербурга Андрей Кибитов 10 февраля в третий раз отказал в аккредитации, сообщив изданию, что нельзя фотографировать в столовой. Кибитов мотивировал это тем, что ГУП не имеет к нему никакого отношения, и опять же напомнил про "интимный процесс". Зато его сотрудники теоретически фотографировать в столовой Смольного могут, выяснилось в беседе с пресс-секретарем Полтавченко.
- Напишите нам заявку, буквально по пунктам: первое, второе, третье. Мы вам сфотографируем и перешлём. Но в столовой вы фотографировать не будете. Потому что, во-первых, столовая не наша принадлежность. Аккредитовать мы можем вас на мероприятия с участием губернатора и правительства. Столовая Смольного мероприятий не проводит. Поэтому, если вам что-то интересно, мы вам сделаем фотографии, напишите требования. Мы посмотрим, сможем ли вам помочь своим фотоаппаратом, чтобы никто не высказывал недовольства, что во время еды людей фотографируют. Это единственная возможность помочь вам в этой ситуации. Никаких особых тайн здесь нету, но в столовой люди питаются, а не проводят совещания, понимаете? Столовая Смольного к Смольному прямого отношения не имеет, это ГУП. К Смольному имеет отношение только само помещение и то, что там питаются сотрудники. Можете ГУПу сами написать, они вам что-то сфотографируют, - прокомментировал Кибитов.
Заявка на фоторепортаж была отправлена 12 февраля, но на момент публикации статьи фотографии продуктовых наборов и очереди за колбасой так и не получены.
"Это же позорно для страны"
Директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова, комментируя ЗАКС.Ру поведение пресс-службы губернатора, посоветовала подать на них в суд. По её словам, отказ в аккредитации - это воспрепятствование журналисткой деятельности и прямое нарушение федерального закона о СМИ. Так, в пункте 2 статьи 47 закона о СМИ в разделе "права журналиста" сказано: "журналист имеет право посещать государственные органы власти и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы". В том числе сотрудники СМИ имеют право проводить фото- и видеосьемку. Закон о персональных данных, на который намекали сотрудники Смольного, на посетителей столовой не распространяется, так как, во-первых, это общественное место, во-вторых, освещаемая журналистом тема представляет общественный интерес.
- Мало ли что к чему относится? Столовая обслуживает орган государственной власти, находится в здании органа власти, поэтому формально вы имеете право посещать орган власти, проводить там фото- и видеосъёмку. Они не могут ограничить вам доступ в помещение столовой. Журналист имеет право фотографировать в общественных местах, и столовая - это общественное место, в которое не ограничен доступ любого человека, находящегося в здании, - объясняет Арапова. - А вот тот факт, что там продают палками колбасу, это же позорно для страны, это возвращение номенклатурных пайков. Конечно, это представляет общественный интерес, поэтому в этой ситуации вы даже публиковать фотографии без согласия гражданина можете. Таким образом, питание в общественной столовой не защищается правом частной жизни. И поскольку орган власти не может ограничить вам право на фотосъемку, то любые попытки сослаться на то, что "давайте мы сфотографируем и пришлём", конечно, являются нарушением профессиональных прав. По сути, они сами сознаются в том, что отказать в доступе вам не могут, но делают какие-то нелепые попытки: вроде, и не отказать, и не дать сфотографировать. Они сами понимают, что у них нет веского основания для отказа.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1