ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 6 ноября 2004, 20:50

Борис Вишневский: Власть невольно уже решила одну фантастическую задачу усадила за общий оппозиционный стол тех, кто раньше друг о друге и слышать не хотел

Корреспондент ЗАКС.Ру задал ряд вопросов о демократическом движении в России и Петербурге политологу, члену федерального Бюро РДП Яблоко Борису Вишневскому.

- Борис Лазаревич, недавно состоялось совещание демократических сил Петербурга. До этого была попытка объединения оппозиции в рамках Совета демократических сил. Как, на Ваш взгляд, можно обозначить эти события?
- Все это звенья одной цепи. Не требуется быть крупным аналитиком, чтобы увидеть, что пространство демократии и свободы в стране сокращается по всем осям. Все менее честными являются выборы, все меньше правды в электронных СМИ, надежно поставленных под государственный контроль, когда новостные программы построены по принципу и это все о нем и немного о погоде. Все это сопровождается возрождением тех явлений, которые, как казалось, навсегда ушли из нашей жизни ксенофобия, поиск врагов, формирование в стране государственной идеологии жизни в осажденной крепости, когда нам говорят, что линия фронта проходит через каждый дом и что любой критикующий власть чуть ли не государственный изменник и враг народа, а оппозиционная деятельность государственная измена, финансируемая из-за рубежа. Все это очень похоже на то, что было лет 20 назад. Понятно, что люди, которые за полтора десятка лет ощутили на себе то, что в стране появились какие-то ростки свобод, не хотят от них отказываться и пытаются собраться вместе, чтобы подумать о том, что можно сделать в нынешних условиях и как бороться за то, чтобы окончательный реванш тоталитаризма не произошел. У этих людей разные взгляды и мнения о том, как оценивать последние события в стране, но их объединяет общее беспокойство и понимание того, что по одиночке уже не выжить.

- Однако объединения не происходит, хотя с момента провала демократов на выборах в ГосДуму минуло уже достаточно много времени. При этом уже было озвучено мнение о том, что в Петербурге начинать консолидацию вообще не имеет смысла, и именно из-за слишком большого количества различных мнений.
- Я не соглашусь с этим. Люди могут объединяться во имя движения к какой-то цели и, на мой взгляд, сейчас как раз и идет процесс поиска этих целей. Если удастся сформулировать задачи, которые мы хотим решить, то объединение будет возможно. И не обязательно в виде создания какой-то единой жестко централизованной структуры с выбором руководства. Нужно образовать что-то вроде коалиции оппозиционных организаций, и не только тех, кто привык называть себя демократическими. Кстати, парадокс, но сейчас в Государственной Думе сейчас есть единственная фракция, на которую можно рассчитывать, отстаивая демократические предложения это фракция КПРФ. Ни Единая Россия, ни ЛДПР, ни Родина никакого отношения к демократии не имеют и иметь не будут. Если мы сможем создать структуру, которая сможет объединять усилия оппозиции, например на приближающихся муниципальных выборах, то уже будет очень хорошо. Другая задача, которую необходимо решать это создание уличной оппозиции, которая могла бы проводить различные акции, когда очевидно нарушаются права граждан. Некий аналог того, что в конце 80-х годов мы называли Ленинградским Народным Фронтом.

- Но ведь в те времена активность населения была очень высокой. Удастся ли сейчас при необходимости вывести людей на улицы?
- Конечно, общественная активность сейчас далеко не та, что была в те времена. Всплеск пассионарности закончился, но с другой стороны, появляется все больше людей, которые понимают, что идет массированное наступление на их гражданские права, свободы и, что не менее важно, на их материальные интересы. С 1 января начнут действовать в полном объеме законы о монетизации льгот, и сразу миллионов тридцать российских граждан почувствуют на себе все прелести внутренней политики Владимира Владимировича Путина. Одно дело, когда закрывают телеканалы или запрещают выбирать губернаторов, а другое когда конкретный человек несет конкретные материальные потери. Такой человек совсем иначе начинает относиться к деятельности власти. К этому добавятся проблемы жилищно-коммунальной сферы тарифы растут в общероссийском масштабе, качество услуг ничуть не увеличивается и людям это, мягко говоря, надоедает. При этом очевидно, что власть не то, что не может, а просто не хочет как-то повлиять на ситуацию. И все это под крики о необходимости сплочения в борьбе с мифическим международным терроризмом, которого просто не существует в природе, ибо нет ничего общего у террористов, которые действуют в Палестине, Испании, Северной Ирландии или Чечне. Все разговоры, что терроризм управляется из единого центра бред сумасшедшего, как в свое время разговоры о международном империализме. Так что, я думаю, что недовольство властью в стране будет усиливаться. Кстати, власть невольно уже решила одну фантастическую задачу усадила за общий оппозиционный стол тех, кто раньше друг о друге и слышать не хотел.

- Что, на Ваш взгляд, можно сказать о положении дел в СМИ?
- Кроме подконтрольного власти телевидения есть еще газеты, Интернет и независимые радиостанции. К тому же, если журналисты будут заинтересованы в том, чтобы распространять информацию, она распространится, ведь в конце 80-х годов и телевидение было подмято, и в газетах свободомыслие не очень приветствовалось, однако информация распространялась. Хотя, конечно, правящий режим многому научился за эти годы, и если бы коммунисты в 89-90-м году также боролись бы с оппозицией, как сейчас режим Путина, то демократии в стране не было бы как факта. Советская власть конца 80-х была куда более демократичной, чем путинская власть сейчас.

- Последним в ряду выдвинутых президентом инициатив, стало предложение по отмене прямого голосования при выборах глав субъектов Федерации. Можно ли прогнозировать, что предложит глава государства в дальнейшем?
- Есть три вещи, которые господин президент ненавидит искренне, глубоко и последовательно это свобода, демократия и гласность. Как всякий человек, воспитанный в тайной полиции, он воспитан в полном отвращении к этим понятиям. Зайти же президент может как угодно далеко. До тех пор пока власть не начнет попадать в международную изоляцию, как это случилось в Белоруссии, она будет считать, что ей позволено все. Предсказывать же ее поведение при этом я бы не взялся. Вопрос в том, как люди будут на это реагировать. Было бы, конечно, оптимальным, если бы Единая Россия и ее сателлиты не получали на выборах голоса. Надо понять, что российская бюрократия наступает на население тремя колоннами, на которых написано Единая Россия, Родина и ЛДПР. Сегодня общество для государства это враг, значит, общество должно принимать адекватные меры. Пока еще не все итоги выборов можно сфальсифицировать, и в Петербурге есть примеры, когда удавалось выиграть выборы у Единой России, и она ничего не могла с этим сделать.

- Есть ли у демократического движения Петербурга шансы на благоприятный исход ближайших выборов в Законодательное Собрание?
- Я думаю, что есть, и они связаны с тем, что уже сегодня люди начинают понимать, что именно президент и Единая Россия виноваты в том, что растут тарифы, отменяются льготы, дорожает транспорт и рушится жилищно-коммунальное хозяйство. А поскольку власть вытоптала политическое пространство, то ей пенять кроме как на себя больше не на кого, и именно поэтому она сейчас и ищет внешних врагов, на которых можно взвалить свою вину.

Когда подготавливалась данная публикация, один из крестных отцов совещания демократических сил Петербурга депутат ЗакСа Константин Сухенко неожиданно принял решение о вступлении во фракцию городского парламента ЛДПР. Комментируя ситуацию корреспонденту ЗАКС.Ру, Борис Вишневский заявил: Изменений в позиции совещания после вступления Сухенко в ЛДПР быть не может, так как Константин Эдуардович участвовал в совещании, не представляя никаких политических партий и движений. Как он один пришел, так один и ушел, и отряд не заметит потери бойца.
Что же касается возможности дальнейшего участия депутата в работе совещания, то, по словам Бориса Вишневского, большая часть его участников уже подписали обращение, в котором говорится, что они не считают возможным дальнейшее участие в работе совещания Константина Сухенко. Политолог также подчеркнул: Никто иной, как сам Константин Эдуардович говорил, что одной из принципиальных позиций совещания демократических сил должен стать отказ от каких-либо совместных акций с Единой Россией, Родиной и ЛДПР.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Упоминаемые персоны




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама