Российские дальнобойщики продолжают свою борьбу с системой "Платон". Несмотря на то, что поход на Москву 4 декабря, по сути, провалился, протестующие водители большегрузов не намерены сдаваться. После неудачных попыток блокировать МКАД дальнобойщики избрали новую тактику. Они пытаются организовать постоянный протестный лагерь у въезда в Москву и подумывают над созданием независимого профсоюза.
"Нечистоплотные профсоюзники"
Добравшиеся до Москвы дальнобойщики решили поменять тактику: вместо попыток блокирования МКАД разрозненными группами они разбили лагерь на подступах к столице, в Химках, и будут пытаться оттуда донести свою позицию до СМИ. Сейчас водители, столкнувшиеся с проблемой координации своих действий и потерей авторитета существующих лидеров, обсуждают возможность создания собственного независимого профсоюза. Кроме того, 6 декабря стало известно, что протестующие водители большегрузов выбрали своего лидера. Им стал петербургский дальнобойщик Андрей Бажутин.
Председателя Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александра Котова дальнобойщики, судя по всему, вычеркнули из списка людей, на чью помощь они могут рассчитывать. По информации сайта координации действий населения в акциях дальнобойщиков, Котов "сливает протест и призывает людей к незаконным акциям", при этом "козыряя" дружбой с КПРФ, "давно представляющей интересы не народа, а олигархов".
Дозвониться до Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов ЗАКС.Ру не удалось. Телефоны межрегионального профсоюза "Дальнобойщик" также оказались выключены.
А в Общероссийском профсоюзе работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства обсуждать с изданием протест дальнобойщиков не стали, сославшись на сильную занятость ввиду подготовки к очередному съезду.
Однако, судя по постановлению исполкома ЦК ОПР Автомобильного и транспортного хозяйства, этому профсоюзу с выступающими против "Платона" водителями не по пути. Активисты протестного движения заявляют, что у них лишь одно требование — полная отмена налога. В профсоюзе же считают, что водители должны добиваться снижения тарифов, а не отмены налогового сбора для 12-тонников. В частности, предлагается "с учетом ситуации, сложившейся в транспортном сообществе, продлить применение понижающего коэффициента 0,41 при взимании платы до 31 декабря 2016 года; установить на период до 31 декабря 2016 года амнистию на уплату штрафов за нарушения, произошедшие по причине несовершенства системы "Платон"; обеспечить прозрачность поступления денежных средств от платы за проезд 12-тонников в ООО "РТИТС" и дорожные фонды".
Депутат Государственной думы РФ от "Единой России", председатель Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Сергей Вострецов уверен, что дальнобойщикам профсоюз не поможет.
— Профсоюз их проблему не решит, перевозчики — это не коллектив работников. Они каждый сам за себя. Работодатели объединяться в профсоюзы не будут, им это зачем? Профсоюзников там, среди дальнобойщиков, хватает, поверьте, я их всех знаю. И не все ребята эти чистоплотные. Протестующим не профсоюз нужен, а Ассоциация дальнобойщиков, которая будет отстаивать их интересы, — высказал ЗАКС.Ру свою позицию Сергей Вострецов.
Вострецов отметил, что если дальнобойщики все-таки будут создавать независимый профсоюз, то СОЦПРОФ окажет им необходимую помощь, если таковая потребуется. По словам собеседника издания, специалисты объединения профсоюзов России уже оказывают поддержку дальнобойщикам в разных регионах.
Сергей Вострецов в беседе с ЗАКС.Ру подчеркнул, что протестные движения водителей большегрузов, выступающих против "Платона", — очень неоднозначное явление.
— Проблема не в том, что кто-то помогает или не помогает. Эта ситуация не такая однозначная, как хотелось бы, ее очень сильно политизировали. Но это должно стать хорошим уроком для власти, которая не смогла вовремя среагировать. В Госдуме есть депутат, представляющий Партию автомобилистов России (Вячеслав Лысаков. — прим. ЗАКС.Ру), он же входит в Общероссийский народный фронт. Выходит, не смог этот депутат донести до своих коллег суть проблемы. Кто-то в системе должен ответить за эту ситуацию. А ведь по большому счету вся эта проблема — как когда-то была с тахографами. Налог-то они вроде и не против платить, ну просто поднялись бы цены на продукцию. Но тут вышла ситуация, когда налог вроде есть, а система работает непонятно как, и за это законопослушных людей штрафуют. Отсюда все эти недовольства и пошли, а потом кто-то подхватил тему и попытался перевести ее в политическую плоскость, — уверен депутат Вострецов.
Следовать букве закона
Представители профессиональных союзов Санкт-Петербурга по-разному относятся к дальнобойщикам и методам, к которым они прибегают в борьбе с "Платоном".
Председатель Исполнительного комитета петербургского отделения Межрегионального профсоюза работников правоохранительных органов Вячеслав Плюшко считает, что работники всех сфер деятельности должны отстаивать свои права только законными способами.
— Дальнобойщиков должна услышать власть. Для этого они, думаю, и привлекают к себе внимание. Как гражданин Российской Федерации я против любых беспределов, но если дальнобойщики действуют в рамках закона, то почему бы им и не высказать свое мнение? Мы — за народ. Сейчас действительно очень тяжелая экономическая ситуация в стране, сильно страдает средний класс. Бедные привыкли к своему положению, они не так ощущают последние изменения. А вот по среднему классу кризис ударил. Но мы в профсоюзе против забастовок, так как они влекут за собой множество проблем. Все действия должны быть согласованы с властями. Несогласованные митинги и акции, нарушающие действующее законодательство, мы не поддерживаем, — озвучил свою позицию в разговоре с ЗАКС.Ру Вячеслав Плюшко.
Согласен с такой точкой зрения и председатель петербургского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности Владимир Киянов.
— Методы должны быть только лишь законные. По одному из центральных каналов я видел, что подобные действия дальнобойщиков финансируются за счет средств западных стран. Я считаю, что это неправильно. Нет полной информации о том, кто руководит этим, кто эти люди и чего хотят в итоге получить, — пояснил ЗАКС.Ру Владимир Киянов.
Собеседник издания уверен, что "Платон" — мера необходимая.
— Мы все с вами отчисляем налоги, за счет которых в том числе строятся дороги. Вы видели, как пробивают трассы большегрузные авто? Покатайтесь за городом. Они больше эксплуатируют трассы, чем мы с вами, но ничего за это не платят. Так что я выступаю за то, чтобы они понесли какое-то бремя за то, чем они пользуются. Это же нормальная ситуация, — сказал Киянов.
Председатель петербургского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности добавил, что если дальнобойщики уверены в своей правоте, то отстаивать ее надо через государственные структуры. Например, через трудовую инспекцию.
— Также есть профсоюзы, которые должны разрешать подобные конфликты. Насколько я понимаю, в этой истории их время еще только наступает, — сказал Владимир Киянов.
Председатель Ассоциации профсоюзных организаций вузов Санкт-Петербурга Александр Гребенкин убежден, что дальнобойщики должны отстаивать свои права. А если понадобится помощь, то Гребенкин и его организация готовы ее предоставить.
— Дальнобойщики к нам, к сожалению, не обращались, поэтому мы в отношении этой проблемы заняли пока выжидательную позицию. А вообще, мы всегда солидарны с другими профсоюзами, это нормально, когда работники разных сфер помогают друг другу. Если мы считаем, что они правы, то мы всегда поддержим, — сказал ЗАКС.Ру Александр Гребенкин.
По словам собеседника издания, митинги и протесты — это приемлемая форма защиты прав трудящихся.
— Нужно действовать, если власти делают какие-то шаги, не согласованные с людьми, объясняя свои решения только какими-то сложившимися обстоятельствами. Бороться за свои права надо. У нашей Ассоциации есть позитивные примеры, когда совместными усилиями удалось защитить интересы людей. Первый такой опыт был где-то в 1998 году. Власти того времени пытались ликвидировать понятия степеней. В образовании тогда резко упали зарплаты, но мы отстояли право на доплаты за научные степени. Если бы этого не было сделано, ни доцентов, ни профессоров в вузах бы не осталось — все ушли бы торговать, чтобы выжить. Работа для этого была проделана большая, неоднократно ездили в Госдуму, встречались с различными фракциями и комитетами. Потом были и другие успешные примеры, когда мы отстаивали права людей. Так что могу сказать, что права свои отстаивать нужно, это реально. И профсоюзы в этом должны помогать, — подытожил Александр Гребенкин.
Напомним, система сбора платы за вред автомобильным дорогам федерального значения с грузовиков массой более 12 тонн была введена с 15 ноября. После начала работы системы по стране прокатилась волна протестов дальнобойщиков. Они выставили властям ультиматум — если до 3 декабря действие системы "Платон" не будет отменено, в Москве пройдет масштабная акция протеста. В пятницу, 4 декабря, водители большегрузных автомобилей начали акцию "Улитка" на Московской кольцевой автодороге.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1