ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 11 апреля 2005, 14:15

Сергей Глазьев: Общественность на выборах стала жертвой мифа, который сама и создала

О своем видении расклада политических сил в стране и перспективах предстоящей в ближайшие годы схватки за власть корреспонденту ЗАКС.Ру рассказал депутат Государственной Думы РФ, лидер движения За достойную жизнь! Сергей Глазьев.

- Сергей Юрьевич, Вы могли бы прямо сказать, готовы ли Вы и намерены ли принимать участие в президентских выборах 2008-го года?
- Я обязательно буду принимать участие в президентских выборах, но не могу сейчас ответить на вопрос, буду ли я сам выдвигать свою кандидатуру или буду поддерживать кандидатуру, которую мы выдвинем вместе. Я убежден, что если нам удастся объединить все народно-патриотические силы, стоящие на позициях социальной справедливости и общенациональных интересов, кандидат от этой коалиции обязан будет выиграть президентские выборы. Мы видим сегодня настроения в обществе, и по итогам региональных выборов можем легко подсчитать, что КПРФ, партия Родина, Партия пенсионеров, Партия социальной справедливости, партия Народная воля и другие партии, отстаивающие позиции социальной справедливости и общенациональных интересов, получают в сумме больше 50% голосов. Следовательно, вопрос сводится исключительно к тому, удастся ли объединить все народно-патриотические силы в едином политическом действии президентских выборах. Я вижу свою главную задачу в том, чтобы помочь этому объединению состояться.
Для меня участие в президентских выборах не является самоцелью. Главная задача, которую я решал в предыдущую кампанию, - объяснить людям, что альтернатива в виде нашей Программы экономического роста и социальной справедливости есть, и предупредить избирателей о том, что, голосуя за Путина, они голосуют за продолжение политики, которая привела страну в сегодняшнее положение. Мне было ясно, что Путин менять политику не собирается. И он этого не скрывал! Общественность на выборах стала жертвой мифа, который сама и создала. Нельзя сказать, что Путин обманул. Он не скрывал того, что собирается делать, но люди думали по-другому. В этой ситуации я видел свою миссию в том, чтобы объяснить людям что есть что. Но в силу понятных обстоятельств это было не очень воспринято. Зато теперь я с чистой совестью могу говорить: Мы вас предупреждали!.
На будущих же выборах вопрос будет стоять о победе народно-патриотических сил. И это, возможно, будет последний шанс привести к власти людей, способных реализовать общенациональные интересы. Потому что, если нынешняя партия власти сохранится еще на 4 года, то от того запаса прочности, который достался нам от Советского Союза, не останется и следа. Это будет уже полная смена поколений, а мы видим, что новое поколение людей менее подготовлено к созидательной работе. При сохранении сложившейся тенденции вероятность того, что рождающийся сегодня ребенок получит интересную и хорошо оплачиваемую работу, составляет не более одной трети. То есть две трети рождающихся сегодня детей при этой политике не имеют жизненных перспектив. Это путь к вырождению народа и к катастрофе. Его можно предотвратить сейчас, но через 8 лет предотвращать его будет уже некому.

- Если ставки так высоки, то напрашивается вопрос, который, кстати, неочевидно присутствует и в Ваших высказываниях относительно будущих выборов. Если в России будет осуществляться тот же сценарий, который уже произошел на Украине и в других республиках, - т.н. оранжевая революция, то какое участие в таких событиях Вы считаете для себя возможным принять?
- Я не стал бы фантазировать в отношении прямых аналогий т.н. оранжевой революции, потому что произошедшее на Украине будет иметь совсем не те последствия, о которых мечтали многие ее участники. Кроме того, конфликт на Украине во многом был вызван внешними факторами вовлечением Запада с одной стороны и российского президента с другой. Если бы украинскому обществу предоставили бы возможность самостоятельно сделать выбор, то, наверное, он был бы совершенно другим. Скорее всего, выборы бы не состоялись. А победа, доставшаяся Ющенко, пиррова, поскольку недовольных результатом выборов половина государства.
У нас события будут развиваться совсем по-другому. Есть вариант возвращения во власть людей, которые были из нее изгнаны, при сохранении прежней политики. Но я думаю, что все будет складываться иначе. Мы предлагаем Программу экономического роста и социальной справедливости, которая отвечает интересам подавляющего большинства общества. Если мы донесем до каждого человека, что осуществить эту программу реально, то мы хотим поднять на свою защиту 80% населения страны.

- Поднять - это вывести на улицы?
- Не обязательно. Можно призвать проголосовать, поддержать нашу идею референдума. Хотя кто-то, конечно, выйдет на улицу.

- То есть Вы готовы работать с людьми напрямую
- Я и делаю это постоянно. Сегодня это единственная форма работы, которая имеет какой-то смысл. Все остальные формы работы, включая участие в постоянно фальсифицируемых выборах, смысл потеряли.
Есть три сценария вовлечения в политику огромных масс людей. Первый легитимное проведение выборов, контроль за подсчетом голосов, минимизация фальсификаций. Это приведет к победе кандидата от народно-патриотических сил, поддержанного максимально широкой политической коалицией.
Второй сценарий это массовые фальсификации. Тогда общественный протест будет направлен на то, чтобы заставить власть отменить результаты сфальсифицированных выборов. Это напоминает то, что происходило в Грузии, Киргизии и на Украине. Но отменить результаты выборов это еще не провести выборы. Здесь наступает самое главное различие. Мы должны не допустить прихода к власти какой-то хунты. Будь то хунта людей, которые сегодня при власти, или их враги, которых они выгнали за рубеж. Хунта, будет ли она опираться на олигархический административный ресурс в России или с опорой на большие деньги из-за рубежа, по сущности проводимой политики отличаться не будет. В любом случае, это будет подавление российского общества в интересах конкретных личностей. Для нас же принципиально важна смена общественно-политического курса.
Есть угроза силового варианта удержания или захвата власти это третий вариант. Но я убежден, что этот вариант обречен на поражение с колоссальными негативными последствиями для страны в целом. Если власть, по примеру Пиночета, пойдет на применение силы, то это приведет к резкому усилению угроз дезинтеграции и развала страны. Далеко не все субъекты федерации согласятся жить в условиях хунты, тем более в этой ситуации резко активизируются и получат зарубежную поддержку сепаратистские силы. Если на применение силы пойдет оппозиция, то велика вероятность прихода к власти просто криминальных структур, которые финансируются олигархами, сегодня живущими за границей. Поэтому любой силовой сценарий не в интересах страны и общества. Мы сделаем максимально возможное, чтобы удержать смену руководства страны, которая, я считаю, неизбежно произойдет, в русле максимальной легитимности.

- Говоря о коалиции, Вы постоянно употребляете термин народно-патриотические силы. Вы имеете в виду лишь лево-патриотические партии или можно говорить и о правом спектре?
- У нас полное недоразумение с терминами, прежде всего с правыми. Союз правых сил опошлил этот термин и изменил его смысл. Правыми следует называть политиков-консерваторов, придерживающихся традиционного мировоззрения, старых религиозных ценностей. Такие политики как раз с нами Союз православных граждан, Народная воля и т.д. Те, кто сегодня присвоил себе название правых, - это прислуга олигархического бизнеса, которые под либеральной идеологией реализуют политику, противоположную традиционным правым ценностям.
Поэтому народно-патриотическое направление в моем понимании включает в себя и настоящих правых, и настоящих демократов, и настоящих патриотов. Проблема у нас только с жуликами, которые присваивают себе чужие имена. Главным критерием объединения является критерий первенства общенациональных или общенародных интересов по сравнению с личными или групповыми. Это все, что является определяющим для участия в этой коалиции.

- А есть ли персоналии, которые не могут войти в эту коалицию?
- Я назвал лишь самые дееспособные структуры КПРФ, Родина, Социал-демократическая партия, Народная воля, возможно, Яблоко. Но есть огромное количество других структур, которые сотрудничают с нами профсоюзы, ветеранские организации.
Не могут войти в коалицию те, кто ставят свои личные интересы выше общенациональных, притом, что эти интересы вступают в антагонистическое противоречие. Я могу легко доказать, что интересы олигархов и интересы страны диаметрально противоположны. По отношению к ним несправедливо известное высказывание одного из американских президентов все, что хорошо для General Motors, хорошо для Америки. У нас это не так, поскольку источником богатства у нас является не производительный труд, а присвоение чужого.
Политические структуры, которые обслуживают интересы олигархии, не могут войти в состав народно-патриотического движения. Это Единая Россия, которая создана целиком для службы интересам коррумпированной бюрократии и крупного капитала, это Союз правых сил.

- А Хакамада?
- Я склонен считать Хакамаду достаточно открытым и искренним человеком, и она поддерживает примат личности перед обществом. Она искренне считает, что государство это враждебная интересам личности сила, которую надо ограничивать. В этом смысле она является одним из немногих искренних представителей либерального направления, которые следуют принципу первенства частных интересов над интересами общими. Здесь у нас идеологическое расхождение, которое непреодолимо.

- Возвращаясь к вопросу о смене власти, возможна ли развязка ситуации еще до выборов 2007-08-го годов?
- Так или иначе, смена власти может произойти только через выборы. Я не вижу мотивов у нынешней власти приближать выборы. Надо готовиться к тому, что они будут до последнего удерживать власть и попытаются провести парламентские выборы по своему сценарию. Скорее всего, на парламентских выборах будут массовые фальсификации, и судьба президентских выборов будет зависеть от того, как общество на них отреагирует. Либо будут массовые акции протеста, и тогда есть надежда, что президентские выборы пройдут относительно честно. Либо, если реакции общества не последует, выбор будет окончательно отодвинут на президентскую кампанию. Причин, по которым Путин отказался бы от власти до 2008-го года, я не вижу.

- Если посмотреть на уже сложившуюся практику оранжевых революций, большую роль в них сыграла молодежь. Это является сейчас приоритетом Вашей работы?
- Да, конечно, это важнейшее направление работы. Все партии пытаются этим заниматься, лучше других получается у Родины, поскольку костяк этой партии сейчас составляет профсоюз студентов. Я думаю, что через три года молодежь будет более политизирована, чем сейчас. У молодежи есть желание иметь право на выбор, и они начинают понимать, что за это право надо бороться.

- А как Вы относитесь к созданию провластных молодежных движений Наши и т.п.?
- Это бизнес тех людей, которые этим занимаются. Те митинги, которые они проводили на территории Москвы и моего округа в Подмосковье, проводились за деньги. Участникам давали талончики, по которым по завершении акции люди получали 100-200 рублей. С такой мотивацией трудно рассчитывать на какой-либо успех.
Конечно, уровень агрессивности в обществе высок, и я вполне допускаю, что нашисты могут распоясаться и перейти к прямым хулиганским действиям. Но они, если это допустит милиция, могут позволить себе это против стариков и ветеранов, но против студенчества у них ничего предпринять не получится. Там такие же молодые ребята, которые к тому же имеют идеологию в головах.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама