ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 24 июля 2006, 15:33

Никита Белых: Широкие оппозиционные фронты не для России

20 июля в Санкт-Петербурге состоялся выездной Совет партии "Союз Правых Сил". Это было одно из самых представительных мероприятий "правых" подобного рода. В нем приняли участие 17 региональных отделений партии, преимущественно из северо-западных регионов России. Кроме этого, в Совете партии участвовали руководители СПС Никита Белых и Леонид Гозман. Партийцы попытались решить ряд очень важных проблем, например, участие партии в парламентских выборах 2007 года и почему деятельность СПС сейчас практически незаметна в Петербурге. Корреспондент ЗАКС.Ру поговорил с председателем Федерального политического совета Союза Правых Сил Никитой Белых и попытался выяснить, что же все-таки решили "правые" в Петербурге.


- Никита Юрьевич, каковы результаты Совета партии, прошедшего в Питере?
- Я очень удовлетворен тем, как прошел Совет партии. У нас Совет партии процедура, которая прописана в уставе. Мы ежегодно его проводим, но до этого мы проводили общероссийские советы партии. Их недостаток был в том, что они не могут по-настоящему выполнять функции совета. Когда собираются 100-120 человек из разных регионов, нет возможности выслушать каждого. Соответственно, нет возможности у людей четко свою позицию обозначить. Поэтому мы в этом году приняли решение проводить Совет партии в виде четырех межрегиональных совещаний: в Москве, Астрахани, Перми и в Санкт-Петербурге. Это оказалось более эффективно. Мы реально смогли пообщаться с каждым, каждый мог свою позицию донести. Поскольку этот Совет партии был последним, четвертым, то он получился и более продуктивным, поскольку все основные вопросы, которые беспокоят региональные отделения, уже были понятны, и мы в ходе своих докладов руководства партии попытались на них ответить. Поэтому люди выступали и задавали те вопросы, которые были нестандартными. В рамках этого Совета партии была принята резолюция, которая сильно отличается от резолюций совета партии, которые принимались в Москве, Астрахани и Перми. Она более подробная, жесткая и сейчас комиссия во главе с Надеждиным будет заниматься подготовкой общей резолюции по итогам совета. Как мне показалось, участники Совета партии в Санкт-Петербурге, те региональные отделения, которые там присутствовали, - они более подготовлены. Может, это связано с тем, что за тот период, пока проходил Совет партии, происходили некие события, которые так или иначе партии касаются, например, участие или неучастие партии в "Другой России", в других мероприятиях. Это делало разговор более живым, более конструктивным. Я надеюсь, что те решения, которые мы приняли, положительно скажутся на деятельности партии.

- А вот какие именно решения вы приняли?
- Это решения следующие. Мы договорились о том, что в сентябре будет проведен съезд, на котором будет обсуждена программа партии, с которой партия пойдет на выборы в Государственную Думу в 2007 году. До этого времени, в течение августа, мы организуем широкое обсуждение этой программы. До конца июля программа партии, которая предлагается к принятию, а также ряд других очень важных проектов (работа газеты партии, деятельность молодежной организации, проектная деятельность партии), будут разосланы по региональным отделениям. В течение августа будут проведены зональные совещания, и на съезде в сентябре уже будет принята окончательная редакция той программы, с которой мы пойдем на выборы, а также решены вопросы, связанные с консолидацией демократических сил. Мы в Петербурге подтвердили свою заинтересованность в объединении демократических сил, но в то же время все участники Совета сошлись на том, что объединение штука очень важная, но она не может быть единственной. То есть мы не можем подменять сущность политической борьбы вопросами объединения. Поэтому мы должны больше внимания уделять сейчас собственно идеологии и программе. Мы должны будем поставить для себя и для наших партнеров более жесткие рамки в вопросах объединения. То есть мы не можем заниматься процессом ради процесса. Очевидно, что если мы к осени этого года формат нашего объединения и взаимодействия с другими политическими партиями не определим, то на выборах 2007 года это скажется негативно. Если мы будем весной и летом следующего года продолжать переговоры о том, кому с кем необходимо объединяться, то у нас не останется времени на содержательную работу. На съезде, который пройдет этой осенью, мы будем предлагать нашим партнерам решения, исходя из этого дэдлайна. Есть организационные хронологические ограничения, так что давайте пытаться процессы все ускорим.

- Работа Петербургского СПС сейчас незаметна даже журналистам. Планируются ли какие-нибудь шаги, чтобы активизировать деятельность регионального отделения?
- Это очень серьезный вопрос. Мы будем детально этот вопрос обсуждать и с Еремеевым, и с другими руководителями. Я думаю, что можно будет обозначить несколько моментов. Во-первых, больше возможностей и прав будет предоставлено молодежным организациям. Как раз молодежь здесь, в Петербурге, достаточно активная. Имеется в виду партийная молодежь. Кроме того, сам Санкт-Петербург во многом более молодежный город, чем другие субъекты Российской Федерации. Будем усиливать эту часть работы. Во-вторых, видимо, Санкт-Петербургская организация будет также влиять на деятельность СПС в Ленинградской области. У нас сейчас там некоторый провал в связи с тем, что люди, которые занимались партией в Ленинградской области после 2003 года, перестали этой деятельностью заниматься. Мы хотим, чтобы Санкт-Петербург распространил свое влияние на партийную организацию Ленинградской области. Также я думаю, что в ближайшее время мы проведем ряд акций, которые напомнят о существовании Союза Правых Сил, и будут являться некоторым дополнительным импульсом. Думаю, что 20 августа будет проведено мероприятие, посвященное 15-летию ГКЧП и празднованию Дня флага. Это мероприятие будет ближайшим громким мероприятием Союза Правых Сил на территории Санкт-Петербурга.

- Что касается молодежной организации, она сейчас есть или она появится в ближайшее время в Санкт-Петербурге?
- Молодежной организации как самостоятельной структуры не существует в партии. Вопрос, который мы сейчас обсуждаем, нужно ли ее оформлять. Однако есть достаточно активная молодежь в действующей организации. Да, они не выделены в качестве юридического лица или структурного подразделения. Но в составе питерского политсовета порядка трети или даже больше это представители нового поколения.

- Будет ли СПС участвовать в выборах Законодательного Собрания Петербурга и в каком виде?
- Естественно, будет. По форматам говорить пока еще рано, но то, что СПС будет участвовать, этот вопрос даже не обсуждается.

- Возможно ли совместное участие с одной из нынешних партий?
- Все зависит от того, какие законные форматы совместного участия будут существовать на тот момент. Сейчас тот вариант, который был приемлем и применим, когда политические партии разные, но близкие друг другу и имеющие пересекающихся избирателей, образовывали объединенные списки, законом будет запрещаться. Объединенные списки политических партий не могут существовать ни на выборах региональных, ни на выборах федеральных. Поэтому, если будут какие-то иные форматы, позволяющие совместно участвовать, допустим, "Яблоку" и СПС, естественно, мы будем их рассматривать.

- Охарактеризуйте отношения СПС с "Яблоком" на уровне Петербурга. Больше ли там сейчас конфликтов, чем на федеральном уровне, или наоборот?
- Я считаю, что слухи о конфликтах сильно преувеличены. Для меня было очень серьезным сигналом совместное заявление, подписанное Еремеевым и Резником перед съездом "Яблока" о необходимости объединения. Я как раз считаю, что сейчас фаза отношений питерского "Яблока" и питерского СПС находится, если не в идеальном состоянии, то, во всяком случае, те конфликты, которые были полтора-два года назад, уже не актуальны. Сейчас отношения рассматриваются как дружеские. Когда я был в Санкт-Петербурге, мне даже предлагали встретиться с молодыми "яблочниками", но по времени не получалось. Я бы с ними с большим удовольствием встретился. Я очень хорошо и уважительно отношусь к Максиму Резнику и считаю его действительно ярким лидером, одним из наиболее ярких региональных лидеров партии "Яблоко".

- Факты сотрудничества питерского "Яблока" с НБП являются проблемой?
- Ну, я бы сказал, что это сотрудничество "Яблока" и НБП это тема более надуманная, чем реальная. Думаю, что контакты питерского "Яблока" с НБП это не те контакты, которые были в прошлом и носили характер личных отношений с руководством. Не думаю, что можно говорить о какой-то идеологической близости "Яблока", даже его регионального отделения в Питере с партией Лимонова. Просто, поскольку Максим Резник достаточно активно общается с ОГФ, который возглавляет Гарри Каспаров, а тот, в свою очередь, достаточно близко и плотно взаимодействует с НБП, такая связь косвенная, может, и существует. Лично я отношусь к этим контактам неодобрительно. Но поскольку "Яблоко" - это самостоятельная политическая партия, эти проблемы они должны решать самостоятельно. Еще раз подчеркиваю, что эти контакты вряд ли носят близкий идеологический характер. Они вредны для демократических партий, но навязывать свою точку зрения Резнику - не в моей компетенции.

- Что выдумаете о сотрудничестве оппозиционных организаций разных направлений, как это было на конференции "Другая Россия"?
- Я считаю, что такого рода мероприятия могут проходить в двух форматах. Первый это некая площадка для обсуждения позиций и для высказываний точек зрения. Такая площадка возможна. В такой площадке мы подтверждали возможность своего участия. Второй это когда такого рода форумы представляют собой некую идею коалиции между правыми и левыми силами для достижения общих целей. В таком мероприятии мы участвовать не собираемся. Поэтому мы отказались от участия в "Другой России". Стало очевидно, что организаторы преследуют цель не просто каким-то образом выслушать мнения всех сторон, но и заявить о неких коалиционных действиях между всеми политическими силами. Такого рода мероприятия для нас невозможны, поскольку мы считаем, что нельзя во имя борьбы с действующей властью, которая нам тоже, безусловно, не нравится, объединяться с теми политическими силами, которые в случае прихода их к власти будут представлять гораздо большую для страны опасность, чем власть нынешняя. Латиноамериканский сценарий создания максимально широких фронтов для борьбы с действующей властью, мне кажется, не для России. Я допускаю возможность участия в каких-то инфраструктурных проектах. Мы можем вместе с коммунистами наблюдать на выборах за тем, как происходит подсчет голосов. Но мы не можем с представителями коммунистов, нацболов, сталинистов, АКМ участвовать в каких-то коалиционных проектах, которые предполагают совместную деятельность идеологического плана, даже если эта идеология борьба с действующей властью. Широкий оппозиционный фронт для борьбы с действующим режимом мне кажется не очень перспективным.

- Не кажется ли вам, что СПС достаточно близок идеологически к Михаилу Касьянову и его организации? Возможно ли совместное будущее Касьянова и СПС?
- Мы общались неоднократно с Михаилом Михайловичем Касьяновым. Проблема в том, что для обсуждения совместных действий надо понимать планы всех участников этих переговоров. Если мы четко заявляем, что наша задача участие в парламентских выборах, и СПС как парламентская партия претендует на участие в парламентской жизни страны, участие в выборах, то Михаил Михайлович не рассматривает для себя вопрос участия в парламентских выборах, как приоритетный. Он сориентирован на выборы президентские и все рассматривает сквозь призму участия в президентских выборах 2008 года. Для нас Михаил Михайлович не является какой-то красной тряпкой, мы готовы взаимодействовать с ним. Для этого надо четко понимать, в чем его интерес и насколько наши интересы могут совпадать. Мы открыты к переговорам со всеми конструктивными демократическими силами и Михаила Михайловича мы к этому числу относим.

- Недавно в Петербурге прошел саммит "Большой Восьмерки". Были факты задержания, избиения, похищения активистов оппозиционных организаций. Как вы считаете, Петербург, его имидж больше потерял за эти три дня, чем приобрел?
- Я крайне негативно отношусь к тому, что происходило. Власть своими действиями как в отношении к форуму антиглобалистов, так и конференции "Другая Россия", как раз продемонстрировала, как не надо бороться с оппозицией. Потому что те цели, которые ставила перед собой власть, безусловно, не достигнуты. Те инциденты, которые происходили и во время "Другой России", и во время форума антиглобалистов не делают чести действующей власти. Но я думаю, что от саммита "Большой Восьмерки" польза была. Какие бы инциденты не отмечались западными телеканалами на мероприятиях, которые проходили в Санкт-Петербурге и на форуме "Другая Россия", очевидно, что статус России как участника "большой восьмерки" был в Петербурге подтвержден и укреплен. Другое дело, что для внутрироссийской ситуации эти мероприятия серьезно настроили против власти тех людей, которые достаточно пассивно относились к событиям раньше. Такие агрессивные действия власти по дискредитации и физическому нажиму на оппозицию как раз заставили их активизироваться и пересмотреть свою позицию по отношению к Кремлю и к власти.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама