ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Новости 6 сентября 2006, 14:54

Пятнадцать лет назад "областной город" Ленинград вновь стал "демократическим" Санкт-Петербургом

Напомним хронологию тех событий по материалам сайта Собчак.инфо.
Ленсовет, принимая в мае 1991-го решение о проведении выборов мэра, одновременно постановляет провести общегородской референдум о возвращении северной столице ее исконного имени - Санкт-Петербург.
Это решение вызвало бурную реакцию самых разных общественных слоев и существенно обострило политическую ситуацию в городе. В средствах массовой информации развернулась ожесточенная полемика. Самая агрессивная реакция демонстрировалась коммунистами, организовывавшими многочисленные митинги протеста. Но и среди демократов не было единства в этом вопросе. Мнения высказывались самые разные. Так, на голосование в городском парламенте ставились предложения переименовать Ленинград не в Санкт-Петербург, а в Петроград. Александр Солженицын прислал письмо с предложением назвать город "Невоградом". А Михаил Горбачев дал специальное интервью газете "Правда" (перепечатанное накануне референдума во всех местных газетах и многократно воспроизведенное по радио и телевидению), в котором говорил: "Всем надо иметь в виду, что решение увековечить имя Ленина, принятое в 1924 году на Втором съезде Советов СССР, выразило волю народов нашей страны. Это справедливое решение, и я твердо убежден, что нет ни нравственных, ни политических оснований для его изменения".
Не осталась в стороне и Русская православная церковь. От имени патриарха Алексия II было обнародовано письмо, также оказавшее свое влияние на исход референдума (подробнее)
После долгих дискуссий Ленсовет все же выработал и утвердил предлагаемый на референдум вопрос: "Желаете ли Вы возвращения нашему городу его первоначального названия - Санкт-Петербург?"
В голосовании приняло участие 64,69 процента жителей, имеющих право голоса. Более половины из них (54,86 процента) высказались за возвращение городу его исконного имени.
Результаты референдума были утверждены сессией Ленсовета, которая направила в Верховный Совет РФ ходатайство об утверждении этого решения. Но эти столь важные для северной столицы события пришлись на период безвременья Верховного Совета: Борис Ельцин сложил с себя полномочия председателя после избрания его Президентом России, а нового председателя Верховный Совет еще не выбрал.
К тому же вопрос переименования Ленинграда натолкнулся на жесткое сопротивление коммунистической оппозиции. И только после поражения путчистов в августе 1991 года удалось сломить и противодействие возвращению Петербургу его первоначального имени. 6 сентября 1991 года указ Верховного Совета Российской Федерации "О возвращении городу Ленинграду исторического названия Санкт-Петербург" был подписан.
"Это было одним из знаков начинающейся новой жизни. Естественно, что тогда мы и подозревать не могли, как своевременно решился вопрос о переименовании города. Уже полгода спустя, в условиях начавшейся ползучей контрреволюции и ожесточенного противостояния парламента и президента, переименовать Ленинград в Санкт-Петербург было бы просто невозможно, как невозможно оказалось решить вопрос о захоронении Ленина, так и не решенный до сих пор", - писал в своей книге "Из Ленинграда в Петербург" Анатолий Собчак, первый демократически избранный мэр Ленинграда..
Корреспондент ЗАКС.Ру поинтересовался петербургских политиков, остается ли город после переименования Ленинграда в Петербург авангардом демократии в стране и дало ли переименование толчок к возвращению прежнего величия города и его роли в жизни страны и мира, перелому отношения к нему как к городу "с областной судьбой".

Максим Резник, председатель петербургского отделения РО РДП "Яблоко":
"Наличие демократии в городе никак не связано с переименованием. От смены названия ничего не меняется. Петербург сейчас является скорее авангардом автократии в стране. В России сейчас вообще нет авангарда демократии. Все субъекты одинаково авторитарны. Однако в Петербурге живут другие люди, и поддержка идей, за которые выступает "Яблоко", в целом выше. Но есть ярлык у Петербурга как у города президента. Поэтому появляются здесь инициативы о третьем сроке, присвоении Путину титула "Почетный гражданин". Я не удивлюсь, если кто-то выступит с предложением включить лабрадора Кони с первую тройку "Единой России". Думаю, что Борис Вячеславович Грызлов с удовольствием потеснится. Что касается провинциальности, то тут также одним переименованием ничего не изменить. Символы, конечно, имеют значение, но гораздо важнее целенаправленная политика".

Андрей Дмитриев, лидер ленинградского отделения НБП:
"Безусловно, ни о какой демократии в Петербурге не может идти речь. Это та же самая Россия, что и все остальные города. Те же самые менты, ОМОН, чиновники. В некоторых случаях мы даже менее демократичны, чем ряд других регионов. В частности, по возможности выдвижения одномандатников в региональный парламент. Не знаю, насколько можно было говорить о Ленинграде как об оплоте демократии, но если иметь в виду политические свободы, то очень многое мы потеряли. То же и о провинциальности. Петербург сейчас - вполне провинциальный город. Он отстает от Москвы не только по количеству денег, но и, например, по развитию современной культуры. У нас провинциальный губернатор, провинциальное Законодательное Собрание. Все деньги и власть сконцентрированы в Москве. Инвестиции и помпезные встречи ситуацию не исправят. Если говорить о переименовании, то название города сейчас - не первостепенная проблема".

Владимир Федоров, первый секретарь петербургского горкома КПРФ:
"Не могу сказать о том, что Петербург стал более столичным. О демократичности вообще говорить нечего. По тому, как проходят выборы, как предоставляется слово в средствах массовой информации, сложно говорить о демократии. Я часто даю комментарии для телеканалов, но все это вырезают. Разве это демократия? По названию города. В свое время Санкт-Петербург был переименован в Петроград решением высшей власти. 15 лет назад Ленинград переименовали в Петербург через референдум. Переименование это было незаконным, так как решение принято на низшем уровне".

Сергей Малинкович, лидер организации "Коммунисты Петербурга":
"Во-первых, я и большинство моих товарищей считаем, что переименование было проведено неправильно, хоть и с соблюдением демократических норм. Была проигнорирована та роль, которую сыграла блокада Ленинграда в Великой Отечественной войне. Мы никогда не согласимся с переименованием и будем добиваться, чтобы у города было второе официальное название. Что касается демократичности, то Ленинград и в советское время был интеллектуальной фрондой, оппозицией. К сожалению, нынешние городские власти делают многое, чтобы наш город стал частью властной вертикали. Власти пытаются революционные традиции города загнать в подполье. Но трагедии я в этом не вижу. Если ленинградцы и петербуржцы сумеют, они отстоят свое право быть интеллектуальным авангардом в стране. Иначе нечего и претендовать на звание свободолюбивого столичного города. Думаю, что в новом политическом сезоне горожане отстоят свою демократичность. Со столичным статусом другая ситуация. Мне кажется, что довольно много было сделано для города в этом направлении. Другое дело, как этими благами воспользоваться, чтобы их получило большинство горожан. Мы выступаем за то, чтобы Петербург был второй столицей, и поддерживаем шаги в этом направлении".

Ольга Курносова, лидер петербургского отделения Объединенного гражданского фронта:
"У нас в стране вообще нет демократии. Трудно оставаться авангардом того, чего уже нет. Губернатор наш - верный последователь президента, а президент строит авторитарный режим. Вопрос столичности перекликается с этим. Вообще, столичность зависит не от названия, а от внутреннего состояния. В начале 90-х Питер был в авангарде попыток каких-то изменений. Если говорить о нынешних попытках второй столичности, то выражаются они лишь в дележке бюджетного пирога".

Олег Корякин, руководитель фракции "Родина" в Законодательном Собрании Петербурга:
"Вопрос в том, что такое демократия. Демократия - это представительство во власти всех слоев населения. После этих 15 лет до демократии нам так же далеко, как до Луны. То, что сейчас есть, - это авторитарный режим, который потворствует криминальному распределению наших национальных богатств. Тем не менее, очевидно, что Петербург стал более столичным городом. Произошло это благодаря тому, что на вершине власти - представитель Питера. Сейчас в Петербурге происходят многие события, в том числе и мирового масштаба".

Вадим Лопатников, руководитель фракции "Единая Россия" в Законодательном Собрании Петербурга:
"Думаю, что да, Петербург остался авангардом демократии. Если вы посмотрите на Законодательное Собрание, то там представлены почти все слои общества и партии, которые есть в Российской Федерации. Все слои населения имеют возможность высказаться. Это то, чего нет в других субъектах федерации. В Санкт-Петербурге большое количество людей, которые поддерживают демократические партии. Кроме того, в последние три года очень много сделано для повышения статуса нашего города. Это заслуга губернатора, нашего президента, который доверяет губернатору и готов передать Петербургу некоторые столичные функции к 2008 году. Также это заслуга наших коммерческих структур, строителей, которые строят не банальные пятиэтажки".

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости16 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама