ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 18 октября 2006, 16:37

Разговор о "деликатной проблеме"

Проблема мусора до недавнего времени действительно была деликатной. О ней не принято было писать и говорить, как о "неприличной болезни". Однако сегодня мы говорим о мусоре во весь голос.

Количество отходов, производимых современным российским человеком, растет. Этому способствует как улучшение благосостояния, так и развитие новых технологий. Люди выбрасывают огромное количество упаковок от пище- и прочих продуктов, обновляют посуду и мебель. Благо все это сегодня стало доступней и дешевле, строят и обустраивают дачи, дома и квартиры.

Развитие экономики оборачивается горами мусора. Примерно полтора года назад, столкнувшись с этой проблемой, власти Петербурга (первыми в России, надо сказать) засуетились и, подстегиваемые общественностью, начали предпринимать первые шаги к решению. Были рассмотрены все нюансы проблемы, взвешены финансовые и технологические возможности, и в конце концов оформлена концепция дальнейших действий.

К настоящему времени поспевает ряд законопроектов, среди которых закон "Об обращении с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге на 2006 2014 годы", проведены слушания по схеме санитарной очистки Петербурга.
13 октября в Агентстве бизнес-новостей был проведен круглый стол на тему "Проблемы экологической безопасности при сборе, вывозе и утилизации бытовых и промышленных отходов в Петербурге и Ленинградской области", на котором работники законодательной и исполнительной власти отчитались перед журналистами о проделанной работе.

Начали с состояния контейнерных площадок с того, что в первую очередь волнует рядового горожанина. До конца года по городу будет установлено более 4000 новых контейнеров, а в 2007 году их число доведут до 8000. Кроме обновления контейнерного парка, будет реализовываться концепция раздельного сбора мусора: рядом с обычными контейнерами установят по два цветных для бумаги и стекла. Во многих питерских дворах жители уже видели такие. Затем на контейнерных площадках появятся 12-кубовые контейнеры для крупногабаритных отходов, так как обычные 6-кубовые для этого не подходят.

Журналисты здесь дружно покачали головами: "Это ж какая контейнерная площадка должна быть!" Докладчик, заместитель председателя Жилищного комитета администрации Петербурга Георгий Бардашев, объяснил, что площадки будут реконструироваться, чтобы удовлетворить всем требованиям.
По-настоящему разумное решение предложил генеральный директор ООО "Механический завод "Спецтранс" Андрей Королев: оказывается, в европейских странах контейнеры давно прячут под землю. На поверхности остаются аккуратные урны с надписями "стекло", "бумага", "пластик", оборудованные самозакрывающимися крышками и соединенные с находящимися под ними контейнерами. Размер контейнеров вглубь ограничен лишь возможностями мусороуборочной машины, ее грузоподъемностью и вместительностью. Мусор в таких вертикальных, вкопанных в землю контейнерах еще дополнительно уплотняется под действием собственной тяжести, что экономит место. При питерской скученности, особенно в центральных районах, этот выход представляется оптимальным.

Однако работник жилкомитета возразил, что, во-первых, в большинстве мест, где расположены площадки для контейнеров, под землей такое количество коммуникаций, что "просто не подкопаться". Во-вторых, чтобы перейти на этот вид контейнеров, нужно достаточное финансирование, полтора миллиарда на разработку, производство и установку 48 тысяч контейнеров, переоборудование площадок и серийное производство новых мусороуборочных машин. Сейчас же в активе власти всего 70 миллионов рублей, выделенных на реализацию новой концепции обращения с отходами. Этого должно хватить, чтобы совместить старую технологию с новой для россиян технологией раздельного сбора мусора.

Следующий этап "мусорооборота" вывоз отходов. Здесь также есть проблемы и нарушение графика вывоза, и вытряхивание отходов где-то на обочине, на несанкционированных свалках. По мнению Георгия Сергеевича, это происходит из-за "не до конца оформившихся отношений" между организациями ГУЖА, жилкомсервисами и перевозчиками. Если раньше все они числились государственными структурами, то сейчас "каждый за себя" обслуживают дома различные акционерные общества, а управляют теми же домами товарищества собственников жилья. Кто кому и сколько должен платить?
Жилкомитет провел ряд мероприятий для изменения схемы их взаимоотношений. В ближайшем будущем перевозчик будет получать деньги за вывоз мусора лишь в том случае, если качество его работы устраивает жилкомсервис, а ГУЖА, как представитель госзаказчика, сможет штрафовать ТСЖ за антисанитарное состояние контейнерных площадок.

Наметились изменения в технологии складирования отходов. Теперь их будут предварительно прессовать и оборачивать в полиэтилен. Полученные брикеты будут, во-первых, компактнее исходного материала, во-вторых, герметичны, а значит, экологичны и, в-третьих, они не испортятся в течение по крайней мере трех лет, так что когда до них дойдут руки, можно и переработать, разобрав на вторсырье. Пакетированием займется новый завод, который будет построен в Кировске. С его помощью планируют рекультивировать свалку во Мге. Прессованием уже сейчас занимается завод МПБО-1, который по договору с администрацией Ленобласти начинает рекультивировать несанкционированную свалку в Гатчинском районе. Город Гатчина отныне вывозит свои отходы на полигон ТБО "Новый свет".

В отношении Ленинградской области проблема мусора стоит особенно остро не секрет, что туда, как за борт корабля, отправляется львиная доля питерских отходов. Да и собственные отходы вызывают немало проблем: в отличие от Петербурга, населения в области меньше, а пространства больше. Мусор необходимо вывозить и из совсем крохотных деревень в несколько десятков человек, а ехать за ним все равно приходится за 70 80 километров. Учитывая то, что по новому закону о местном самоуправлении на муниципалов возложены большие полномочия, не подкрепленные зачастую финансированием, нечего удивляться, что уборка мусора производится не везде и не с той периодичностью, с какой хотелось бы.

Не обошлось на круглом столе и без дебатов. Вслед за директором "Спецтранса" нашелся еще один человек, который заявил в стиле одного из персонажей Ираклия Андроникова: "Все это замечательно, великолепно и даже несколько более того, но все это решительно никуда не годится!"
Заместитель генерального директора ассоциации "Трансремстрой" Федор Зеленков, представивший также консорциум "Терминатор" и компанию "Механобр", выступил с места. Суть его выступления сводилась к тому, что наиболее оправданным вложением средств сейчас должна стать максимально полная переработка мусора во вторсырье, так называемый рециклинг. В Голландии, например, перерабатывают 94 процента (!) промышленных и бытовых отходов, причем мусор разделяется на 18 фракций, подлежащих переработке. Сжигают только некрашеное дерево, немного резины и измельченную древесную кору. По мнению генерального директора "Терминатора", борьба с растущим объемом отходов должна начинаться с изменением отношения к мусору он должен стать товаром, б/у ресурсом, который необходимо вернуть во вторичный оборот.
Сегодня строится мусороперерабатывающая станция в Обуховской зоне, которая призвана рекультивировать свалку в Приморском районе. И число таких станций должно сравняться с числом районов только тогда можно будет сказать, что проблема отходов решена.

Пакетирование это, конечно, новаторская программа для России, но, если быть честным, она уже давно не применяется в развитых странах мира, поскольку не решает проблему, а лишь позволяет на время забыть о ней. Но все эти и другие умные предложения разбились в прах о простой аргумент нет у города денег на такую крупную реформу.
Я тоже люблю помечтать, сказал заместитель председателя жилкомитета. Но реальность такова, что приходится находить менее финансовоемкие решения проблемы. Мусор надо вывозить ежедневно. Этот процесс остановить нельзя город захлебнется в собственных отходах буквально за два дня. Поэтому мы вводим такие технологии, которые можно использовать совместно со старыми.

Количество мусора растет. Чтобы утилизировать его, требуется все больше и больше затрат. На чьи плечи ложатся эти затраты? На плечи самих жителей. В ближайшем будущем за вывоз отходов населению придется платить в месяц 180 рублей с человека. Снизить эту цифру может только концептуально новый подход к проблеме и введение новых технологий. Во всем мире давно ушли от бессмысленного и вредного складирования мусора и стали его перерабатывать во вторсырье. В Петербурге селекционный сбор только бумаги и пластика позволит снизить ежемесячную плату за уборку мусора со 180 до 150 рублей. А если перейти на полный цикл переработки? А если рекультивировать все городские и областные свалки? Поднапрячься и переработать весь мусор на них, который еще можно переработать? Тогда освободятся огромные пространства (сегодня в Петербурге свалками заняты 372 гектара городских территорий), оздоровится и воспрянет окружающая среда. Все это не исключено в будущем, и первые шаги вроде бы сделаны, но все это не будет работать, если не присоединятся рядовые граждане.


Антон ЧИГРИНЕВ

Антон Чигринев


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама