ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 26 февраля 2007, 20:52

Норд-Ост. Трагедия не окончена

Прошло уже пять лет со времени захвата заложников в Театральном центре на Дубровке. Если информация по делу о теракте в Беслане еще иногда мелькает в СМИ, то о Норд-Осте как будто бы забыли. Но существует группа людей, которых не удовлетворяет продолжающееся до сих пор следствие, сокрытие документов по делу, умалчивание фактов и данных медицинских экспертиз. Они до сих пор пытаются призвать к ответу виновных за трагедию октября 2002 года.

Региональная общественная организация "Норд-Ост" состоит преимущественно из тех, кто потерял родных и близких в результате захвата заложников. Председатели общества Татьяна и Сергей Карповы потеряли своего сына, Александра Карпова, барда, писателя, автора русской версии мюзикла "Чикаго". Наталья и Владимир Курбатовы, члены координационного совета, потеряли дочь Кристину, она была исполнительницей роли Кати Татаринцевой. "Норд-Ост" сотрудничает с объединениями пострадавших от терактов в Беслане, взрывов домов на улицах Гурьянова и Каширской в 1999, взрыва в московском метро между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая", падения самолета ТУ-134 в 2004 году, недавно была налажена связь с организацией жертв 11 сентября.

В начале этого года в "Норд-Осте" начали новый проект - "Граждане против террора". Его цель заполнить информационный вакуум, окружающий сейчас теракты на Дубровке и в Беслане. Петербург члены организации посетили вторым, после Нижнего Новгорода. Всего за этот год планируется посетить 30 городов.

24 февраля в помещении общества "Мемориал" председатель группы "Норд-Ост" Татьяна Максимова и ее коллеги рассказали прессе, как они борются за то, чтобы призвать к ответственности власть и как власть борется с ними.

По мнению представителей группы, главными виновниками гибели их родных являются не чеченские террористы, а организаторы операции по освобождению заложников. Операция не была должным образом спланирована, не было обеспечено достаточное количество медицинского персонала, не организованна была транспортировка пострадавших в больницы. Потерявших сознание и обездвиженных заложников выносили из здания и оставляли лежать на ступенях здания. 68 из 130 погибших не было оказано никакой медицинской помощи.

Газ, который использовался в операции, совсем не был безопасным (как свидетельствуют бывшие заложники, он не был также ни бесцветным, ни быстродействующим). "80% выживших заложников стали потенциальными инвалидами, практически половина из них работать больше не могут. 12 человек у нас полностью оглохло, ходят со слуховыми аппаратами - это последствия безвредного газа, как вы понимаете. Очень большие проблемы с онкологией у нас. Очень много проблем с печенью, с почками, гинекологией. Самое страшное что люди теряют память и не понимают, в каком дне они живут сегодня", - рассказала Татьяна Максимова. При этом материальная помощь семьям пострадавших оказывается мизерная детям, потерявшим обоих родителей, назначили ежемесячную пенсию в размере 250 рублей.

Члены организации "Норд-Ост" не встречают поддержки со стороны властей. Они не имеют полного доступа к информации, не получают ответа, почему уголовное дело о теракте длится пять лет и регулярно продлевается. По словам Максимовой, два года скрывалось количество и имена погибших и заложников. Следственная группа по делу Норд-Оста была распущена в декабре 2003. Сейчас это дело ведет один следователь, и оно продлевается каждые три месяца. Квартира четы Максимовых прослушивается. На нее лично регулярно оказывается давление. И это давление усиливается. В конце этого года прокуратура потребовала подписку о неразглашении материалов дела. Член организации Дмитрий Миловидов сообщил, что "идет планомерное уничтожение свидетелей и возможных ответчиков за теракт. Яндарбиев, Масхадов Ответчиков за теракт нет. Значит уголовного дела фактически нет, дело не будет передано в суд".
Родственники погибших не получили ни вменяемого и прозрачного расследования, ни помощи от государства. Поэтому они обратились в Страсбургский суд по правам человека. Их дело символично называется "Чернецова и другие против России".

Члены "Норд-Ост", как говорят они сами, "были простыми людьми", они не разбирались в политике, в юриспруденции. Но им помогали и помогают люди, не безразличные к судьбе пострадавших от теракта. В их числе была и Анна Политковская. Теперь, спустя 5 лет, они "и политологи, и юристы, и литераторы". На данный момент удалось издать две книги о Норд-Осте и Беслане. Они представляют собой подборку документов уголовного дела, выдержки из законов, заявления СМИ. Тираж пришлось печатать в глубочайшей тайне и распространять только лично.

В тот же день в помещении "Мемориала" были показаны два документальных фильма. Первый представлял собой получасовой дайджест из материалов о терактах в Беслане, на Дубровке, падении ТУ-134 и взрыве дома на Гурьянова и Каширской. Второй фильм, "Террор в Москве", был посвящен "Норд-Осту". Как прозвучало в зале: "Нет, его пока не запрещали".

Ольга Якушенко


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости27 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама