События апрельского Марша несогласных по-прежнему остаются в центре внимания гражданского общества и прессы. 18 июня истек срок давности привлечения к административной ответственности лиц, задержанных в связи с этими событиями. К этой дате была приурочена специальная пресс-конференция, которая состоялась в петербургском офисе партии "Яблоко". Организатором встречи выступил Петербургский гражданский комитет.
В начале пресс-конференции ведущий - координатор Петербургского гражданского комитета Даниил Коцюбинский представил собравшимся участников. В основном это были люди, наиболее пострадавшие от действий ОМОНа 15 апреля: Александр Казанцев, Ольга Цепилова - член бюро партии "Яблоко, научный сотрудник РАН, Антон Мухин - корреспондент и политический обозреватель журнала "Город" и Вера Виноградова - пенсионерка, блокадница. Кроме того, в дискуссии принял участие руководитель юридической службы Петербургского гражданского комитета Григорий Соломинский и адвокаты потерпевших.
В первой части пресс-конференции Григорий Соломинский познакомил собравшихся с юридическими итогами прошедших двух месяцев. По его словам, за этот период состоялось более 92 судебных заседаний. В ходе марша пострадали и были задержаны более 200 граждан. Большинство из них были так или иначе привлечены к административной ответственности - кому-то были присуждены штрафы в размере 500 или 1000 рублей, кто-то получил несколько суток административного ареста. Обвинения задержанным предъявлялись стандартные: "противодействие сотрудникам МВД", "нарушение общественного порядка", "нецензурная брань" и т. д. Большинство этих судебных решений было вынесено уже поздним вечером или ночью 15 апреля. По словам Григория Соломинского, этим оперативно занимались так называемые "дежурные судьи". Весьма поспешные судебные разбирательства производились в закрытом режиме без присутствия адвокатов и прессы. И только после вмешательства общественных защитников ситуация изменилась. Они настояли на переносе рассматриваемых дел под юрисдикцию мировых судей по месту проживания задержанных.
Григорий Соломинский привел в связи с этим несколько красноречивых цифр. Так, сразу после событий у ТЮЗа "дежурные судьи" рассмотрели 16 дел - трое задержанных получили сутки ареста, остальные отделались денежными штрафами. Таким образом, все задержанные были обвинены и осуждены. Однако после передачи дел по месту жительства, все обвиняемые были мировыми судьями оправданы. Этот юридический парадокс Соломинский объяснил очевидной согласованностью исполнительной и судебной власти: избиение - задержание - обвинение - приговор.
Далее слово получили сами пострадавшие.
Александр Казанцев рассказал, что на Марш несогласных он пришел как любопытствующий - в митинге никак не участвовал, "просто стоял на противоположной стороне улице и слушал". После того, как омоновцы стали разгонять собравшихся, Александр побежал вместе с женой в сквер напротив Витебского вокзала, "чтобы спастись". Но там на него неожиданно набросился омоновец, который ударом в грудь сбил его с ног и затем продолжал избивать ногами. Только благодаря самоотверженности жены Александра омоновец умерил свой пыл и оставил свою жертву лежать на земле без сознания. После медицинского освидетельствования у инвалида II группы Казанцева были зафиксированы черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, повреждение легких и обширная гематома верхних конечностей. Несмотря на очевидные телесные повреждения, Александр был обвинен в том, что "он примкнул к гражданам, противодействующим органам милиции". К счастью, абсурдное обвинение было снято мировым судьей. Но Александр написал заявление в прокуратуру Адмиралтейского района, требуя возбуждения уголовного дела по факту незаконного обвинения. Почти два месяца прокуратура молчала или отвечала невразумительными отписками. Семья Казанцевых подала в Ленинский районный суд жалобу на "неправомерные действия" работников прокуратуры. 15 июня состоялось судебное заседание, в результате которого жалоба Казанцевых "частично удовлетворена".
В похожих обстоятельствах оказалась и Ольга Цепилова. 15 апреля во время разгона марша она получила несколько сильнейших ударов в голову от "защитников правопорядка". После медицинского обследования у Ольги обнаружили перелом носа и скулы и сотрясение мозга. По словам врача, который делал энцефалограмму, у пострадавшей "в мозгах была полная каша". В общей сложности Ольга Цепилова провела в больницах 24 дня. Однако и тут не обошлось без политических игр. Так, руководство Мариинской больницы недвусмысленно дало понять, что "больной Цепиловой" не следует давать интервью по поводу происшедшего. Ольга решила, что такое давление на нее неприемлемо и поэтому дальнейшее лечение ей лучше проходить в своей ведомственной больнице. Как и семья Казанцевых, Ольга написала заявление в прокуратуру, требуя возбуждения уголовного дела. Но, как и в предыдущем случае, в подобном возбуждении было отказано, и пострадавшая подала соответствующие жалобы в районную и городскую прокуратуру.
Антон Мухин весьма кратко и сдержанно пояснил, что 15 апреля ему повредили шейные позвонки, но ночью того же дня он был приговорен к штрафу в 500 рублей "за неповиновение работникам милиции". 23 мая Антон обжаловал это решение в Ленинском районом суде. На этот раз приговор был оправдательным. По словам Антона, суд принял во внимание, что 15 апреля он присутствовал на марше в качестве корреспондента, т. е. выполнял свои профессиональные обязанности.
Еще одной пострадавшей - пенсионерке и блокаднице Вере Виноградовой "повезло" больше всех. Она единственная из всех присутствующих в конце концов была признана виновной и приговорена к штрафу. На первый взгляд, ее дело выглядит настоящим курьезом. 15 апреля Вера Павловна была задержана около Смольного за "пекетирование и подозрение в марше" (именно так, по ее словам, было записано в протоколе). "Пекетирование" состояло в том, что пожилая женщина повязала себе на спину старый кухонный передник, на котором от руки было написано: "Я не хулиган из Москвы, я житель блокадного Ленинграда". Мировой судья не усмотрел в этом акте ничего противозаконного и Веру Павловну оправдал. Однако, по требованию прокуратуры, дело было возвращено в "дежурный суд", который и вынес обвинительный приговор в последний день срока давности.
По словам адвокатов и правозащитников, сейчас в городских судах и прокуратуре находится на рассмотрении еще большое количество жалоб и заявлений. Чтобы урегулировать и систематизировать все эти дела, адвокаты решили объединиться и проводить дальнейшие юридические действия согласованно.
Пока правозащитники и юристы едины в одном: если оправданы почти все пострадавшие 15 апреля, то, возможно, пора поставить вопрос о виновности городских и федеральных властей. Они готовы обратиться во все российские и международные суды, чтобы ответ на этот вопрос стал юридически подтвержденным.
Статьи 20 июня 2007, 14:23
Материалы по теме
О редакции Реклама
-
© ZakS.Ru, 2002—2025.
Все права защищены. [18+]
При использовании материалов ЗАКС.Ру на других ресурсах указание "ЗАКС.Ру" как источника и активная гиперссылка на наш сайт обязательны. - Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
-
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
И.о. главного редактора: Леньков К.С.
+7 (931) 287-80-09 info@zaks.ru
199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1 -
ЗакС и путь к финансовой грамотности
Кадры: Заседание ЗакСа 10 декабря
Кадры: Заседание ЗакСа 3 декабря
Беглов подписал закон о страховке для себя и коллег