Как стадо бизонов заменить на поезд?
// Комсомольская правда в Петербурге, N 187, стр. 15
На первом октябрьском заседании Законодательного собрания депутаты приняли за основу бюджет на 2003 год - первый дефицитный бюджет за последние 5 лет. Из всех фракций только парламентарии от СПС в полном составе проголосовали против принятия этого документа. Однако их голосов не хватило, поэтому следующий год мы будем жить с дефицитом в 1,5 миллиарда рублей.
Сегодня, продолжая дискуссию о перспективах развития Петербурга, мы беседуем с координатором фракции СПС в Законодательном собрании, профессором Михаилом БРОДСКИМ.
- Что в проекте бюджета вызвало у вас такое неприятие?
- Есть три принципиальных момента - дефицит, недостаточное внимание к проблемам жилого фонда и включение в бюджет депутатской поправки уже при первом чтении.
Первое - дефицит. Утверждение, что 75 миллиардов рублей городу не хватит, а вот 76,5 миллиарда - вполне достаточно, выглядит несерьезно. Ясно, что появление дефицита вызвано не экономической необходимостью, а политическими моментами. Обычно в течение года доходов оказывается больше, чем заложено в бюджете. Но исполнительная власть не может сама тратить эти дополнительные доходы - она должна написать законопроект, который потом утверждается или не утверждается Законодательным собранием. Если же в бюджете есть дефицит - ситуация иная: администрация может самостоятельно распоряжаться сверхплановыми доходами, не обращаясь к парламенту.
- И что в этом плохого?
- Но ведь депутатов народ для того и избрал, чтобы мы распределяли бюджетные средства. И если бы люди хотели, чтобы администрация самовольно распоряжалась городскими финансами, они могли бы вообще не избирать парламент. Те депутаты, которые сейчас проголосовали за дефицит, просто расписались в том, что их присутствие в Законодательном собрании необязательно. Дефицитный бюджет, когда в нем нет существенной необходимости - чрезвычайно неразумное действие.
- Но вы говорили о трех основных претензиях к бюджету. Дефицит - только одна из них...
- И в прошлом, и в позапрошлом году фракции СПС и "Яблоко" вели борьбу за увеличение расходов на содержание жилищно-коммунального фонда. В очень многих домах текут кровли, ломаются лифты и т.д. Из-за высокой влажности разрушаются стены зданий, не исключены их обрушения. Мы подсчитали, что, выделяя в течение 4-5 лет ежегодно по 1,5 миллиарда рублей, вопрос можно решить. Администрация обещала разработать такую программу, но в бюджете ее нет.
Еще один момент - уборка мусора. Это одна из самых актуальных проблем города. Не хватает дворников. Руководители жилконтор не могут найти людей, которые согласились бы за 1,5-2 тысячи рублей с этим мусором возиться. Надо поднять зарплату раза в два.
- Но ведь эти вопросы можно, наверное, решить поправками?
- Все можно решить поправками. Но поправки - это когда откуда-то снимаешь деньги и куда-то кладешь. Может ли депутат снять деньги со школ и отправить на уборку мусора? Нет, конечно. Содержание жилищного фонда - это первоочередная задача, и я убежден, что исполнительная власть должна находить пути решения сама.
- Третий момент, который не устроил вас в бюджете?
- Это сама процедура его составления. Районированные социальные программы, обозванные депутатской коллективной поправкой, были заложены в бюджет до первого чтения, что прокурор считает нарушением закона, поскольку готовить бюджет может только исполнительная власть. А у нас получается, что в этом процессе принимали участие депутаты. Это нарушение Конституции, Бюджетного кодекса. В итоге бюджет может быть очень легко опротестован в суде.
- И тем не менее бюджет - это только один из аспектов экономической политики Петербурга. Какова, с вашей точки зрения, она сейчас и какой должна быть?
- У нас есть закон об основной цели развития Петербурга, в соответствии с ним губернатор ежегодно должен вносить свое стратегическое экономическое послание. Но он этого не делает. Президент страны выступает с ежегодным посланием перед Федеральным собранием, а губернатор перед Законодательным собранием - нет. Получается, что цели бюджета не определяются, концепция отсутствует. Есть попытки решения важнейших городских проблем, но стратегии их решения нет.
В свое время была очень популярна книжка Эмерсона "12 принципов производительности". Там автор приводит такой образ: когда дело движется в рамках некоей концепции, оно напоминает движение поезда по рельсам, который с каждой секундой приближается к цели. Когда концепции развития нет, процесс напоминает передвижение стада бизонов в прериях. К сожалению, действия нашей администрации напоминают этих бизонов.