ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 16 июня 2009, 16:36

Алкоголь опять хотят сделать государственным

Общественная палата РФ сегодня предложила президенту снова ввести государственную монополию на алкоголь. По мнению членов ОП, это поможет бороться с тотальным пьянством в стране и принесет бюджету дополнительные доходы. Большинство экспертов с первым доводом "общественников" не согласны. Они уверены, что такие меры приведут только к развалу рынка и к росту кустарного производства алкоголя. А бороться с алкоголизмом надо совсем другими методами.

Производители уверены, что будет хуже
В своем докладе члены ОП приводят очень невеселые цифры. От алкоголизма в России умирает 30% мужчин и 15% женщин, это примерно около полумиллиона человек ежегодно. Экономические потери от употребления алкоголя эксперты Общественной палаты оценили в 1,7 триллиона рублей. Алкоголь виноват, по мнению составителей доклада, также и в низкой продолжительности жизни у мужчин. Россия по этому показателю находится где-то между Йеменом, Таджикистаном и Гондурасом. Главное зло в том, что любой алкоголь в России можно купить круглосуточно, рядом с домом и недорого, считают члены ОП. Поэтому они и предлагают сократить количество магазинов, где продается алкоголь, и запретить продавать по ночам любые "веселящие" напитки, даже самое слабое пиво.

Производители уверены: такими методами не добьешься ничего. Во-первых, госмонополия в России и так почти существует – та же система акцизов при производстве и выдача лицензий на продажу крепкого алкоголя. Во-вторых, многие участники рынка считают, что для того, чтобы снизить уровень потребления, потребителя надо воспитывать. "Надо менять пропорции потребления с северной на южную, приучать людей пить вино, а не крепкий алкоголь, но это дело долгое", – считает председатель совета Альянса участников алкогольного бизнеса Александр Табачников. По его мнению, государству надо больше внимания уделять контролю качества продукции и ее лицензированию. "Вы зайдите в самый средний магазин, увидите там обязательно бутылку портвейна за 29 рублей, в то время как в ней акцизов на 25. Общественная палата хочет повысить акцизы? Но пусть научатся собирать эти акцизы. Такие действия ни к чему не приведут, будет только хуже", – прогнозирует он.

Депутаты считают, что монополия – политический вопрос
С алкоголем можно бороться как на федеральном, так и на региональном уровнях. Депутаты городского парламента уже запретили продавать любой алкоголь в общеобразовательных, медицинских и спортивных учреждениях. Правда, недавно они не поддержали идею, спущенную из Государственной думы, о том, чтобы пиво и вино запретили продавать во время массовых мероприятий. Такую меру они сочли ударом для малого бизнеса.

Инициативу Общественной палаты некоторые депутаты поддерживают. Председатель комиссии по здравоохранению Олег Сергеев считает, что россияне в потреблении водки уже "дошли до ручки". "Много некачественной водки, возрос детский алкоголизм. Государство давно должно взять в свои руки этот рынок, тем более что в такое кризисное время доход от продажи алкоголя может принести неплохой доход в бюджет", – говорит он. Правда, парламентарий тут же оговаривается, что какие бы ограничения государство ни ставило, желающий выпить всегда найдет возможность достать алкоголь. Его поддерживает лидер фракции "Справедливая Россия" Олег Нилов. "С первого дня существования нашей партии мы выступали за это. Это один из способов бороться с алкоголизмом и нашим скудным бюджетом. При молчаливом согласии государства спаивается население, а бюджет теряет миллиарды долларов дохода. Непонятно, почему члены Общественной палаты молчали раньше", – удивляется он. Депутат Андрей Черных задается вопросом, кому может быть выгодна инициатива госмонополии на алкоголь. "Он приносит огромную прибыль. Есть люди, которым выгодно его производить и торговать им. В какой-то момент государство может взять на себя функции регулятора рынка. Тем более что появилось много некачественного алкоголя", – говорит он. Но, по его мнению, отдавать государству право единолично распоряжаться доходами от алкоголя не стоит. "У нас достаточно прибыли от нефти и газа. Введение госмонополии на алкоголь – это уже политический вопрос", – говорит он.

Кстати, бывший министр здравоохранения Михаил Зурабов не раз высказывался о том, что введение монополии на алкоголь проблемы не решит, ведь "люди не перестанут пить химию".
Некоторые эксперты уверены, что кроме экономического есть еще морально-медицинский аспект проблемы. Качество алкоголя в России действительно низкое. Даже популярные у нас иностранные марки некоторых крепких напитков разительно отличаются от тех, что продаются за границей и в магазинах беспошлинной торговли. Это вопрос скорее к контролирующим организациям и импортерам.

Без помощи государства все равно не обойтись
По мнению участников рынка, государство должно как можно меньше вмешиваться в эту отрасль и предоставить решение проблем семьям и общественным организациям. "Может быть, даже стоит выделять деньги на какие-то программы борьбы с пьянством, но одних лекций мало, людей надо занять, в первую очередь вселить в них уверенность в себе, дать им почувствовать, что они нужны", – заявил представитель одного из заводов – производителей алкоголя, пожелавший остаться неизвестным.

В Петербурге несколько десятков организаций пытаются бороться с бытовым пьянством. При Санкт-Петербургской епархии работает отдел по противодействию наркомании и алкоголизму. Его возглавляет протоиерей Сергий Бельков – настоятель храма Коневской иконы Божией Матери поселка Саперное. Отдел регулярно проводит лекции о вреде алкоголя, пытается привлекать врачей. Подобные отделы есть при всех религиозных организациях, зарегистрированных в Петербурге. Недавно РПЦ создала молодежное общественное движение "Общее дело", среди основных его целей – борьба с алкоголизмом. Деятельность движения поддержала партия "Справедливая Россия". По мнению Олега Нилова, "церковь может решить многие социальные проблемы и сделает это даже гораздо лучше государства, потому что оно воспринимает эту обязанность как бремя, как обузу". Правда, каких-либо совместных акций у партии и церкви в решении социальных вопросов пока не было.

Бывший участник одной из таких общественных организаций Максим С. рассказывает, что они действительно помогают. "Есть хорошие врачи, психологи, которые помогают справиться с зависимостью и помогают определиться с тем, что ты хочешь. Но когда заканчивается курс, должно вступать государство", – уверен он. Максиму повезло. После курса реабилитации друзья помогли найти ему работу. Но таких, как он, – единицы. "Это как с теми, кто выходит из тюрьмы, бывшие алкоголики часто не знают, чем им заняться. И если не находят никакого занятия, снова начинают пить", – говорит Максим.

В России с алкоголизмом боролись всегда и разными методами, в том числе и при помощи введения государственной монополии. Время от времени ее отменяли, снова вводили. Открывали общества трезвости и различные общины, которые пытались помочь спивающимся. Но за всю историю существования алкоголизма в России государственные деятели так и не пришли к единому мнению, должно ли государство контролировать этот рынок. Кстати, три года назад депутаты уже пытались принять закон о введении госрегулирования на алкогольном рынке. Владимир Путин тогда наложил вето на этот закон с формулировкой, что прописанные в законе нормы "не отвечают рыночным принципам регулирования экономики".

Мария Михайлова

История государственных монополий
Первая российская алкогольная монополия была учреждена в 1474 году Иваном III и действовала до 1533 года. В 1652 году была введена вторая по счёту государственная монополия. Она просуществовала 29 лет. В 1696 году Петр I учредил третью государственную монополию. Через 20 лет, в 1716 году, царь ввел свободу винокурения в России, обложив производителей "винокурной пошлиной".


Четвертая монополия была введена (по инициативе министра финансов Сергея Витте) в 1895 году, но в полной мере действовала с 1906 по 1913 год. Винная монополия распространялась на очистку спирта и торговлю крепкими спиртными напитками. Винокуренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил очистку на государственных складах и продавался в государственных винных лавках. В 1913 году общая выручка от винной монополии составила 26 процентов доходов бюджета России.


С началом Первой мировой войны торговля спиртными напитками была запрещена.
Пятая монополия на алкоголь была введена в январе 1924 года. В 1985 году, незадолго до начала антиалкогольной кампании, продажа водки давала треть доходов от торговли продовольствием или одну шестую часть всего товарооборота советской торговли.


7 июня 1992 года президент России Борис Ельцин своим указом отменил монополию государства. Однако 11 июня 1993 года был издан указ президента о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции. Но на рынке уже активно действовали независимые производители, проконтролировать деятельность которых было практически невозможно. Образованная тем же указом Госинспекция по обеспечению госмонополии на алкоголь, ставшая затем федеральной службой, а потом и госкомитетом, в апреле 1998 года была упразднена.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама