ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Позиция 22 июня 2009, 20:28

"Нужно переосмыслить отношения России с кавказским регионом", считают петербургские депутаты

Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров находится в больнице в тяжелом состоянии - 22 июня на него было совершено покушение. В день начала Великой Отечественной войны - примечательно, что президент Чечни Ахмад Кадыров был убит в 2004 году 9 мая.

Несколькими днями ранее в Дагестане был расстрелян министр внутренних дел Адильгерей Магомедтагиров. По словам президента Дагестана, в этом году было совершено уже 52 покушения на жизнь работников МВД, 22 милиционера убито. 16 апреля 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев снял режим контртеррористической операции с Чечни, заявив, что "ситуация в существенной степени нормализована, жизнь входит в нормальное русло". ФСБ объявила о том, что ситуация в Чечне под контролем. Сразу после этого возобновились нападения на милиционеров, в мае и июне были случаи гибели сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих в перестрелках и на минах, а 15 мая смертник произвел взрыв прямо у здания МВД Чечни. 13 июня в Ингушетии был убит бывший вице-премьер республики Башир Аушев. Убита заместитель председателя Верховного суда республики Аза Газгиреева.

Путин не раз заявлял, что стабилизация положения на Северном Кавказе является "одним из приоритетов российской государственной политики". В 2004 году он радостно объявил, что "вооруженные противостояния и конфликты на Северном Кавказе уходят в прошлое". После этого был взорван президент Чечни Ахмад Кадыров, и вооруженные конфликты разгорелись с новой силой. Как заявил недавно Дмитрий Медведев, только в 2009 году в регионах Северного Кавказа совершено 308 преступлений террористической направленности. Жертвами террористических действий в этом году уже стали 75 сотрудников правоохранительных органов и 48 гражданских лиц. При этом общее количество ликвидированных бандитов - 112.

Дмитрий Медведев, комментируя покушение на Евкурова, признал, что это - "следствие той работы, которую вел и ведет президент соседней республики, близкой, братской республики по наведению порядка, уничтожению бандитов". Он имел в виду Рамзана Кадырова - президент Чечни, по сути, просто выдавил террористов в соседние регионы, но меньше их от этого, видимо, не стало.

Достигнута ли стабильность на Кавказе, ЗАКС.Ру спросил у петербургских депутатов и политологов.

Анатолий Башкирев, "Справедливая Россия":
- Ситуация тяжелая, но стабильная. А стабильность в том, что все-таки функционируют государственный аппарат, школы, экономика. Но она больна. Ее надо лечить. О многом говорит то, что практически каждый второй в кавказском регионе безработный.
Я считаю, действительно, там должен быть абсолютно русский контроль над бюджетным финансированием. С этого надо начинать. Расходование бюджетного финансирования, которое идет в рамках РФ, необходимо взять под личный контроль президентов республик. Именно это сделал Евкуров, почему такая ситуация и произошла. Потому что нет возможности бесконтрольно воровать чужие деньги. Абсолютно правильной была постановка вопроса нынешнего президента Евкурова. Надо оказать ему содействие, поддержкой федерального уровня, может быть, и силовыми структурами, чтобы он смог довести до конца тот алгоритм наведения порядка, который задумал. Болезнь одна, диагноз один – коррупция. Как ее победить - из этого и надо исходить. Коррупция и клановость наших кавказских республик и дают такие нехорошие последствия.

Вячеслав Макаров, "Единая Россия":
- О политической стабильности, безусловно, говорить не приходится. Должна быть активизирована деятельность спецслужб по предупреждению этих террористических актов. Также надо подключать население, несмотря на особый менталитет горских народов. Для этого должна быть занятость населения, и чтобы народ видел, как много делает власть.
Дело не в том, есть ли режим КТО, нет его, как таковые боевые действия там не ведутся. Террористические акты - это действия отдельных групп, отдельных людей. Безусловно, террористическое подполье финансируется извне России. Сейчас боевые действия там вести не с кем, в борьбе с террористическим подпольем должна быть совсем другая тактика, абсолютно отличная от действий, которые проявляются в ходе боевой или военной операций. Сейчас должна быть проведена точечная работа спецслужб. Главное, чтобы была раскрываемость этих преступлений и чтобы все, кто к этому причастен, получили заслуженное наказание.

Игорь Риммер, "Единая Россия":
- Такие действия – это, безусловно, вызов власти. Сегодня нужно переосмыслить отношения России с кавказским регионом. Как бы мы ни относились к царизму, но тогда была выработана целая идеология, существовала достаточно взвешенная политика взаимоотношений с Кавказом. До тех пор пока не будет преодолен высокий уровень безработицы, будет продолжаться клановая борьба, недовольство властью, которая не кормит, не дает работу, не защищает. Это главные беды, которые нужно незамедлительно решать. Нищета, клановость, неумение понять, что происходит. Ситуация сверхсложная. Необходимо искать выход. С одной стороны, это Кадыров с авторитарным режимом, который, наверное, несовместим с демократией. Но с другой стороны, он доказал, что таким методом можно обеспечить порядок. Другого варианта не было. Он дал нам передышку. На сегодня, наверное, это выход. Это возможность России не потерять там лица. В других республиках нужен такой же лидер. Мы думали, что генерал Евкуров справится с ситуацией. Это человек очень сильный, военный, он из настоящих, патриот. Но, может быть, он оказался не очень хитрым. На Кавказе недостаточно уметь держать в руках оружие, надо знать специфику народа, наладить отношения с местной знатью.

Сейчас бояться признать, что ситуация неблагополучная.  Мы не сумели выработать правильной системы отношений с Кавказом. Все это знают, но боятся сказать. В итоге мы столкнулись не с одной Чечней, а уже с тремя. Возникла необходимость выработать идеологию взаимоотношений. Необходимо, чтобы появились специалисты, которые бы знали Кавказ, языки. Нужно разобраться с экономикой, она должна быть внятной и понятной. Надо разобраться и с клановостью. Есть одна власть, которая сидит в осажденном городе, а есть власть улиц, ночных дорог. Необходимо как-то решать эту проблему. Будет очень сложный механизм принятия решения. Необходимо доказать силу России. Уступать нельзя, там не должны почувствовать слабость. Ответить нужно адекватно, жестко. В самом начале второй чеченской кампании мы пошли на поблажки Дудаеву, и все видели, что получилось. Там любят сильную власть. Но власть должна и учитывать специфику региона, быть лояльной к религии.

Алексей Мусаков, руководитель Центра регионального развития, политолог:
- Проблема возникла не сегодня. Когда генерала госбезопасности Зязикова убрали, так сказать, по многочисленным просьбам трудящихся, пришли совершенно другие силы. Поставили гражданское лицо, за ним стоят интересы разных кланов. Это абсолютно не значит, что там все нормализовалось. Плохо было в Ингушетии, но система обеспечивалась спецслужбовской технологией, а сейчас они ушли. Дальше что? ГБ ушла, пришли современные политики. Что, лучше стало? И не будет лучше, потому что демократия обеспечивается преимущественно и почти исключительно спецслужбовскими технологиями.

Получили гражданскую власть, опять все то же самое. Если хотите держать Кавказ в русле демократического правления, усиливайте и совершенствуйте спецслужбовские силы, а не военные и гражданские, они чаще оказываются несостоятельными. Убирание спецслужбовских технологий приводит к нарастанию явлений военно-террористического свойства. Терроризм профилактируется спецслужбами. Человечество требует адекватных средств лечения, если возникают заболевания. Политические технологии подобны медицинским, потому что это воздействие на те же самые живые организмы, только другого уровня. Сейчас, в  условиях кризиса и искусственно создаваемой напряженности, невозможно спецслужбовскими средствами обеспечить стабильность в кавказском регионе. Изъятие возможно, всполохи терроризма возможны. Мы идем на поводу чаяний и веяний: "Уберите ужасного чекиста Зязикова, уберите лицемерно-лживый режим".  Убрали, что получилось? Стало хуже. Власть должна действовать в интересах избравших ее людей, но не идти у них на поводу.

Владимир Дмитриев, КПРФ:
- Если покушаются на президентов, ситуацию на Кавказе никак нельзя назвать стабильной. То, что там происходит сейчас, это очередная волна, то ли дележки власти, то ли перегруппировки. Трудно пока сказать. Ситуация не нормализировалась, значит, поторопились отчитаться генералы. Как так напряжение снято, когда в минувшие выходные очередное покушение? Совершенно очевидно, что ситуация на Северном Кавказе далека от стабильности и от нормальной жизни. Все эти теракты и покушения подтверждают все это.

Вадим Войтановский, "Единая Россия":
- Такая ситуация – это трагедия, ЧП, и затрагивает, безусловно, всю Россию. Я считаю, все это делается для дестабилизации обстановки на Кавказе, чтобы создать проблемы для России. Никому не нужна крепкая, становящаяся на ноги Россия. Мы проявляем себя как сильное государство, Россия удачно выходит из кризиса. А политическим противникам выгодно, чтобы у нас было больше проблем. Террористы – только исполнители, ведь  кто-то их финансирует. Это не внутренний вопрос конкретно взятого региона, а долгосрочная, сознательно проделанная работа по дискредитации России. Кто-то явно не желает повышения авторитета России. Кому-то нужно, чтобы Россия ослабла, лишилась республик. Это не народу нужно отсоединение, люди хотят жить в мире. Кавказский регион – это больная точка, еще не погасший вулкан, они знают, куда бить. Подобные попытки будут продолжаться. На Кавказе необходима достаточно взвешенная политика.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама