ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 12 мая 2010, 16:54

Эксперт: "Новую Голландию сломали и выбросили"

Бывший координатор проекта ООО "СТ Новая Голландия" Дмитрий Хайкович утверждает, что инвестор, победивший в конкурсе 2006 года, вел работы с отступлением от проекта, игнорируя предписания КГИОП, нарушая установленные нормы и требования инвестиционного договора. В результате чего, заявляет Хайкович, состояние ряда исторических зданий оказалось близко к аварийному, а ценные подлинные конструкции и детали интерьера были сломаны и выброшены. ЗАКС.Ру публикует предоставленный Хайковичем материал проведенной им в феврале 2009 года аудиторской проверки, оставляя его содержание на совести автора и выражая готовность предоставить возможность для ответа ООО "СТ Новая Голландия".

Напомним, повторный конкурс на развитие территории острова Новая Голландия может быть объявлен уже будущим летом. Практически все условия напишут федеральные чиновники, поскольку Петербургу принадлежит лишь незначительная часть объекта. Эксперты опасаются, что при таком подходе уникальный памятник может быть попросту утрачен, и опасения их не беспочвенны: в ходе предыдущей реконструкции, прерванной из-за банкротства инвестора, историческим корпусам комплекса был нанесен серьезный ущерб.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

АНСАМБЛЬ "НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ"


Приспособление комплекса зданий под общественно-деловой многофункциональный комплекс


АУДИТ ПРОЕКТА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2009


1. Недостатки и отклонения проекта

Представленный в экспертизу проект Дворца Фестивалей не соответствует эскизному проекту, приложенному к Инвестдоговору, а также проекту, участвовавшему в конкурсе на право заключения данного Договора.

При этом следует учесть игнорирование инвестором нескольких замечаний КГИОП с прямым указанием "вернуться к ранее согласованному проектному решению".

Проектом компании Foster & Partners предусмотрен демонтаж практически всех железобетонных и деревянных перекрытий, а также стропильных систем кровли. При устройстве новых перекрытий предполагается увеличить этажность корпусов с четырех этажей до пяти. Между тем элементарный расчет показывает, что подобное решение экономически не выгодно, а также крайне рискованно для старинных зданий. Железобетонные перекрытия, возведенные в середине ХХ века, находятся в хорошем состоянии и вполне способны нести расчетные нагрузки. Деревянные стропильные системы и перекрытия находятся в удовлетворительном состоянии и представляют собой высокую историческую ценность. Согласно рекомендациям "Архитектурной студии Михайлова" (разработчик Проекта реставрации и музеефикации Ансамбля) старинные стропильные системы могут быть отреставрированы и гармонично вписаны в интерьеры.

Проектом предусмотрено устройство объемного подземного пространства под существующим ныне так называемым "Домом Коменданта". Инвестор принял решение о сносе Дома Коменданта (не входящего в список охраняемого архитектурного наследия, однако построенного во второй половине XIX века) для обеспечения возможности строительства подземного технического этажа и воссоздания здания практически в прежних габаритах. Однако несущие и ограждающие конструкции Дома Коменданта находятся в хорошем состоянии, согласно первоначальным отчетам об обследовании здания в усилении нуждаются лишь фундаменты. Между тем инвестор проигнорировал предложение подрядчика о "вывешивании" Дома Коменданта на сваях, что не помешало бы устройству подземного пространства и сохранило бы здание. Экономически второй вариант на 20–30% дороже, однако с точки зрения строительной этики затраты однозначно оправданны.

Проектом не предусмотрены мероприятия по защите подземного пространства от наводнений, отсутствуют защитные гидротехнические сооружения. Между тем, согласно произведенным расчетам, уже при поднятии воды выше 2 метров возможно частичное подтопление острова, а при высоте наводнения выше 2,5 метров затопление подземного пространства неизбежно.

Конструктивной и инженерно-техническими составляющими проекта, разработанными компанией Waterman International, предусмотрены следующие проектные решения:

— паропровод высокого давления с температурой теплоносителя 120°, проходящий по территории подземной парковки;

— высоковольтный 12 кВ кабель, проходящий также по территории подземного пространства.

Как инвестор, так и проектировщик проигнорировали мнения специалистов, в т. ч. и генпроектировщика о том, что согласовать подобные проектные решения в рамках российского законодательства невозможно.

Кроме того, той же компанией Waterman International запроектирована система охлаждения конденсаторов чиллерных установок при помощи забираемой и вновь сбрасываемой воды из/в реку Мойку. Согласно российским нормам, сброс стоков в реки на территории городов и поселений запрещен, что делает данное проектное решение невозможным для согласования и осуществления. Инвестор и проектировщик проигнорировали подобные предупреждения специалистов и отказались разрабатывать иное решение по отводу излишнего тепла из комплекса.

Представленные выше примеры (п. 1.5, 1.6) являются лишь частичным доказательством того, что конструктивный и инженерно-технический разделы выполнены без учета российской нормативно-технической документации, нуждаются в полной переработке и не могут быть одобрены специалистами Главгосэкспертизы.

Проект предусматривает вырубку всех деревьев на территории острова, за исключением шести, находящихся на территории охраняемого КГИОП Сада Коменданта. Инвестор уже получил согласие профильных комитетов, а также порубочный билет. Между тем, на острове кроме старых тополей, часть из которых находится действительно в аварийном состоянии, имеются такие ценные породы деревьев, как, к примеру, груши и пр., которые необходимо сохранить. Более того, в проекте с целью экономии впоследствии отказались от высадки (пересадки) крупных саженцев (20–30 летних). Однако с историко-культурной точки зрения остров выглядит единым гармоничным комплексом именно за тенью крупных деревьев, загадочность центральной доминанты — Арки придается ей в большей степени двумя величественными тополями, которые, в свою очередь, при желании подлежат омолаживанию, как и большинство деревьев по наб. р. Мойки и Крюкову каналу.

Представленный на конкурс проект имел около 1100 машино-мест в подземном паркинге, а также тоннели, обеспечивающие выезд автотранспорта на наб. Крюкова канала и Конногвардейский бульв.

Представленный в экспертизу проект сокращен по следующим показателям, чем кардинально отличается от конкурсного:

— из подземного пространства оставлен всего лишь один выезд на наб. Адмиралтейского канала, который предполагается для въезда-выезда как пассажирского, так и грузового транспорта; подобное решение приведет к транспортному коллапсу в районе Храповицкого моста, являющегося частью транзитной городской магистрали, существенно затруднит сообщение острова с внешним миром;

— количество машино-мест уменьшено до 850, что противоречит условиям инвестдоговора;

— для облегчения проектирования подземное пространство под прудом (Ковшом) сокращено, что явилось причиной не только сокращения большого количества машино-мест, но также отказа от монтажа "всплывающей" сцены; экономически и технологически подобное решение неоправданно — подобное мнение специалистов, в т. ч. геотехнических консультантов, было проигнорировано.


2. Нарушения при производстве строительно-монтажных работ

В корпусе 12, 12а были начаты работы по демонтажу железобетонных перекрытий. При этом были нарушены прямые предписания проектировщиков и указания технического заключения по обследованию здания о том, что все работы по восстановлению и реконструкции несущих и ограждающих конструкций здания корпуса № 12а необходимо выполнять по специально разработанному проекту, включающему проект усиления стен. Проект не был ни разработан, ни утвержден. Более того, не были завершены работы по усилению фундаментов, что, в свою очередь, может привести к катастрофическим последствиям, поскольку установленные микросваи, пробуренные сквозь тело исторического фундамента, в настоящий момент не связаны ростверками с несущими стенами корпусов (12, 12а, 16).

Вопреки предписаниям работы по демонтажу конструкций были произведены непрофильной неквалифицированной организацией, не имеющей опыта подобной сложной работы, без фактического технического контроля на площадке.

Данные нарушения привели здание корп. 12а в фактическое аварийное состояние, появились крупные трещины в исторических стенах. Специалисты как КГИОП, так и Стройнадзора не были поставлены в известность о подобных нарушениях. Между тем данное обстоятельство является прямым нарушением не только законодательства, но и инвестдоговора, предписывающего не допускать действий, ухудшающих состояние Объектов.

В корпусе 16 был произведен слом исторической деревянной лестницы, а также перекрытий и стропил, сделанных из лиственницы. Между тем это является прямым нарушением предписания КГИОП с требованием сохранить существующие деревянные полы и балки, сделанные из лиственницы, а также внутренние лестницы (дерево, клепаные, металлические). Весь материал, несмотря на хорошее состояние, был утилизирован, включая исторические балки большого сечения, широкие доски, элементы интерьера, что исключило возможность повторно использовать данные уникальные элементы.

В настоящее время нарушена ранее согласованная схема производства археологических работ на острове. Насколько следует из отчета по предварительным археологическим исследованиям, раскопкам подверглось не более 10% предполагаемой к изучению территории. В текущий период археологические работы не ведутся. Нарушено предписание КГИОП о постоянном ведении археологического мониторинга при производстве строительно-монтажных работ.

Нарушено предписание КГИОП о сохранении исторического булыжного мощения, а где это невозможно — о сохранении покатого булыжного камня, являющегося ценным историческим материалом, для последующего его использования. Булыжники в районе расположения бывшего опытового бассейна были выкопаны вместе с грунтом и вывезены на утилизацию.

Текущая разработанная схема движения грузового транспорта, включенная в проект производства работ по реконструкции Ковша и внутренних каналов, а также возведения стены в грунте, подразумевает движение тяжелого автотранспорта по набережной Адмиралтейского канала. Между тем подобное решение губительно как для старой, нереконструированной набережной, так и для расположенных по ней домов. Местные жильцы не раз жаловались на сильную вибрацию от проходящих по набережной груженых машин, однако инвестор не предпринял шагов по изменению подъездов на остров, включая согласование изменения направления движения по наб. Адмиралтейского канала, устройство временных мостов.

В связи с запоздыванием работ по реконструкции исторических корпусов текущее состояние памятников приближается к аварийному. Неотапливаемые корпуса с разбитыми окнами, разрушающейся кровлей и демонтированными дверями подвержены воздействию окружающей среды, в первую очередь влаги в сочетании с холодом, что губительно для кирпичной кладки, в первую очередь сгоревшей части корпуса 16.

К настоящему моменту в команде Инвестора на проекте не осталось ни одного специалиста с профильным образованием и квалификацией (инженеры-строители, специалисты по инженерным коммуникациям и пр.).

3. Выводы и заключения

Таким образом, вышеописанные некорректные и безответственные проектные решения представляют собой непреодолимое препятствие для успешного прохождения экспертизы проекта. По меньшей мере инженерно-конструктивная часть проекта должна быть полностью заново переработана, архитектурно-планировочные решения должны быть полностью или по меньшей мере частично пересмотрены в соответствии с ранее утвержденным эскизным проектом, требованиями профильных комитетов, а также архитектурной этикой и стилем Санкт-Петербурга.

Последствия прямых нарушений российского законодательства, а также инвестдоговора по проекту "Новая Голландия" при производстве строительно-монтажных, а также подготовительных работ должны быть немедленно устранены, поскольку подобными действиями и вынужденным простоем текущий инвестор значительно усугубил положение исторического комплекса, доведя до аварийного состояние исторических корпусов, в частности 12, 12а и 16.

В связи с вышесказанным строительно-монтажные и подготовительные работы на острове Новая Голландия фактически были остановлены в июле 2008 г. Экспертиза проекта не пройдена (окончательный согласованный срок — март 2009 г.). Состояние исторических корпусов стремительно ухудшается в связи с воздействием как окружающей среды, так и с остановкой работ на острове.

==
Редакция выражает надежду, что проверкой достоверности изложенных в документе сведений займутся правоохранительные органы.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама