ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 6 июля 2010, 17:37

Россиян поздравили с приостановкой "Охта-центра"

Отчет миссии реактивного мониторинга и проект резолюции предстоящей сессии Комитета Всемирного наследия (КВН) ЮНЕСКО могут свидетельствовать о том, что российская сторона ввела в заблуждение международную организацию. Городские власти публично объявили, что Петербург не будут включать в Список объектов под угрозой. Но как выяснилось, эксперты ЮНЕСКО пребывают в уверенности, что работы по "Охта-центру" остановлены, с чем нас всех и поздравляют. Что именно обсуждается и оценивается, пока не может сказать никто.

Экспортный вариант российской лапши
Резолюции предыдущих сессий КВН по Санкт-Петербургу (2008 и 2009 годов) были весьма жесткими. Критике подверглась предложенная Россией корректировка границ нашего объекта Всемирного наследия, существенно уменьшающая изначально заявленную территорию, отсутствие единой системы управления объектом, а также ожидаемое негативное влияние на его универсальную ценность небоскреба "Охта-центра". Нас призвали пересмотреть предложенную корректировку границ и приостановить все работы по продвижению газпромовского проекта, предупредив: в случае дальнейшего игнорирования рекомендаций ЮНЕСКО Петербург может попасть в черный список объектов Всемирного наследия под угрозой.

С 21 по 28 марта состояние дел петербургского объекта проинспектировала совместная делегация Центра Всемирного наследия и института ICOMOS. Ее отчет, а также составленный на его основе проект резолюции 34-й сессии КВН (она пройдет в Бразилии с 25 июля по 3 августа) появился на официальном сайте ЮНЕСКО.

Из проекта резолюции изумленные соотечественники неожиданно узнали, что КВН "поздравляет российскую сторону с решением приостановить работы по строительству "Охта-центра".

К выводу о наличии такого решения Центр Всемирного наследия пришел, получив заверения российской стороны в том, что никакие работы на Охтинском мысу не ведутся, а концепция 400-метрового небоскреба отвергнута. Возникает вопрос: почему в таком случае официальные лица по-прежнему уверяют сограждан в обратном?

Напомним, после появления сообщений о данном президентом РФ поручении следовать рекомендациям ЮНЕСКО и пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова, и вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский продолжали настаивать: в процитированном поручении Дмитрия Медведева нет никаких указаний на то, что проект "Охта-центра" должен быть приостановлен или пересмотрен.

Вдвойне интересно проследить, как позиция руководства страны по данному вопросу представлялась "на экспорт". Отчет мониторинговой миссии отражает следующую хронологию.

"14 апреля 2010 года Конституционный суд РФ запросил у ЮНЕСКО информацию об опасности строительства башни "Охта-центра" для Выдающейся Универсальной Ценности объекта и о последствиях реализации этого проекта. 10 мая 2010 года Центр Всемирного наследия предоставил российской стороне полную информацию по данному вопросу, подчеркнув, что Комитет Всемирного наследия на 33-й сессии выразил серьезную озабоченность негативным влиянием башни "Охта-центра" на Выдающуюся Универсальную Ценность объекта, и предложив российской стороне приостановить все работы по проекту и представить альтернативные проекты, соответствующие федеральному законодательству, и результаты независимого исследования их воздействия на окружение. Ответ Центра Всемирного наследия также включал в себя заключение делегации о потенциальном негативном влиянии башни "Охта-центра" на Выдающуюся Универсальную Ценность объекта.

1 июня 2010 года российская сторона сообщила в Центр Всемирного наследия о том, что Президент РФ рассмотрел и одобрил предложения Министерства Иностранных дел РФ по данному объекту. Российская сторона также сообщила, что Администрация Президента РФ уделила особое внимание постановлению Комитета Всемирного наследия, предписывающему приостановить все работы по ОЦ и рассмотреть альтернативные проекты со снижением высоты.

Российские власти подчеркнули важность соблюдения рекомендаций Комитета Всемирного наследия для поддержания конструктивного диалога. Российская сторона подчеркнула, что соответствующие инструкции были отправлены в Министерство культуры РФ, Администрацию Санкт-Петербурга и другие заинтересованные организации".

Из чего Центр Всемирного наследия и его экспертные советы и сделали вывод, что "российская сторона значительно продвинулась в выполнении решений 33-й сессии Комитета Всемирного наследия по отказу от текущего проекта строительства 400-метровой башни "Охта-центра".

Газоскребу прописали 40 метров
Отмеченное продвижение позволило избежать включения Петербурга в позорный список объектов Всемирного наследия под угрозой. О чем и доложила на последнем заседании Совета по сохранению культурного наследия председатель КГИОП Вера Дементьева. Примечательно, что членам совета не были предоставлены полные тексты отчета миссии и проекта резолюции сессии КВН — Дементьева предпочла их вольный пересказ. Разумеется, глава охранного ведомства не позволила себе грубых искажений сути документов (благо они уже выложены на сайте ЮНЕСКО — о чем, правда, большинство экспертов совета узнали только на заседании). Однако не обошлось без весьма существенных купюр.

Так, глава КГИОП не удостоила вниманием выраженную в отчете миссии "озабоченность постановлением правительства Санкт-Петербурга, разрешающим строительство на данном участке зданий высотой до 403 м". Равно как и предложение экспертов Центра Всемирного наследия при поиске альтернативных архитектурных решений по "Охта-центру" не выходить за дозволенные регламентом 40 м и обеспечить сохранение археологических памятников на месте их обнаружения.

Вера Дементьева ограничилась констатацией:
— Эксперты миссии уверенно подтверждают негативное воздействие, которое окажет башня на выдающуюся универсальную ценность нашего объекта. Они рекомендуют окончательно отказаться от этого проекта.
— А он существует, этот проект? — поинтересовались члены совета.
На что наконец из чиновничьих уст прозвучал однозначный ответ:
— Ну конечно же нет!
— Однако работы ведутся, — напомнили спикеру.
— Работы не ведутся! — продолжала настаивать на экспортной версии Вера Дементьева. — Нет разрешения на строительство, нет прошедшего госэкспертизу проекта. Идут испытания свайного поля на участке, где нет археологии.

Относится ли забивка свай к строительным работам или же археологическим, обсуждать не стали.

Деликатное молчание главы КГИОП
Замылили и вопрос, поднятый Александром Марголисом, — о необходимости выражения мнения совета по концепции газпромовского небоскреба. Эксперт заострил внимание на том, что на совет вопрос о строительстве башни ни разу не выносился, хотя он уже несколько лет обсуждается всем миром.

"Два года назад нас пригласили в офис Газпрома на Английской набережной, показали довольно наглядно все, что у них на тот момент было. Но как только кто-то из нас поднял руку с тем, чтобы высказаться, нам сказали: сегодня мы ничего не обсуждаем, это только презентация идеи. И вот с тех пор мы и ждем, когда наконец на эту тему можно будет выразить наше мнение, — напомнил Александр Марголис. — В Петербург приезжают международные эксперты, они знают о существовании нашего совета, авторитет которого у них пока еще достаточно высок, а потому обращаются к нам. Но когда узнают, что мы этим вопросом не занимались, они просто не верят. Думают, что мы шутим. С этим надо кончать. Я считаю, незачем дожидаться, когда застройщик сделает проект в полном комплекте, ведь мы на наших заседаниях обсуждаем даже эскизные предложения и общие концепции".

Дементьева попыталась было свернуть поднятую тему, заметив, что многие члены совета в индивидуальном порядке высказывались публично по "Охта-центру". Что же касается ее самой (де-факто руководящей работой совета, который де-юре возглавляет губернатор), то тут чиновница сослалась на некие этические ограничения, запечатывающие ее уста: "Вы должны понять и меня как чиновника. Ведь шли судебные иски, а в момент судебного разбирательства было бы неправильно... Это общественность может себе позволить, а я нет".

Весьма странные оправдания. Во-первых, судебные тяжбы стартовали сравнительно недавно, тогда как публичное обсуждение охтинской башни идет с 2006 года. Во-вторых, в свое время ничто не помешало вынести концепцию "Охта-центра" на Градостроительный совет под председательством Александра Викторова (тогда — глава КГА). В-третьих, до сих пор прочие представители Смольного не только не стеснялись высказываться на сей счет, но и не брезговали открытым пиаром идефикса Миллера.

В общем, представленные объяснения членов совета не удовлетворили. "Ну если вы настаиваете, что нужно формальное заседание — что ж, почему бы и нет…" — сдалась Дементьева, однако ни ставить на голосование этот вопрос, ни назначать конкретную дату рассмотрения советом концепции "Охта-центра" не стала.

Обсуди то, не знаю что
Зато председатель КГИОП не преминула подчеркнуть, что представленные выводы международной миссии "абсолютно однозначны", а КВН "получал документы от нас, именно отсюда у них такой вывод". А вот здесь хотелось бы, как говорится, поподробнее. В отчете миссии указано, что 29 января российская сторона представила в Комитет Всемирного наследия отчет о положении дел. Отчет включал: проект определения выдающейся универсальной ценности объекта; сообщение о проведении историко-культурных экспертиз "уполномоченными организациями", по результатам которых "границы компонентов объекта будут откорректированы" и "буферные зоны будут созданы в соответствии с действующим законодательством"; сообщение о том, что проект "Охта-центра" "проходит экспертную градостроительную оценку и юридическую проверку прокуратурой"; в ответ на "серьезную озабоченность" Комитета Всемирного наследия по поводу отсутствия единой системы управления и механизмов координации управления объектом российской стороной была предложена "многоцелевая программа", включающая в себя охранные меры, финансирование, организационные изменения, подготовку сотрудников и научные исследования, развитие туризма и обмен опытом с другими историческими городами в сходных ситуациях в странах мира.

Ни один из перечисленных документов, направленных в ЮНЕСКО, советом не рассматривался, и до сих пор его эксперты не имеют ни малейшего представления об их содержании. Члены совета признают достаточно странным такое положение дел, когда теперь им предлагается обсудить реакцию международных экспертов на поступившие к ним, но не известные совету материалы.

Остается загадкой и суть предложений по корректировке нашего объекта Всемирного наследия, якобы одобренных президентом. Ни члены совета, ни эксперты недавно образованного петербургского подразделения ИКОМОС, ни местный ВООПИиК не знают, что за работа легла на стол главы государства.

Конкурс-фантом
Еще больше запутала дело почти детективная история с конкурсом на подготовку материалов к обоснованию изменения границ нашего объекта. Объявление о нем появилось на официальном сайте правительства Санкт-Петербурга 28 июня. Заказчиком значилась подведомственная КГИОП структура — ГУ "Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры". Извещалось, что конверты соискателей намечено вскрыть 8 июля, сам конкурс назначен на 30 июля.

Заявленная начальная стоимость тендера — 1 млн 249 тысяч 840 рублей — заставила некоторых специалистов предположить, что конкурс делается не просто под заранее известного исполнителя, но и под уже выполненную им работу (подозревают Мастерскую Никитина, делавшую корректировку границ охранных зон). Ведь по объему и сложности она сопоставима с разработкой генплана. И с ней обозначенная цена никак не сопоставима — столько стоит подготовка рядового проекта планировки и межевания территории площадью в 1,5–2 га.

На заседании совета Вера Дементьева выразила недоумение, откуда в СМИ прошла информация о каком-то конкурсе.
— Я сама была удивлена, ко мне подходят то одни то другие, говорят, мы участвуем в конкурсе…
— Вряд ли это мистификация, — заметил Михаил Мильчик, предъявив Вере Анатольевне распечатку с официального сайта правительства города. — Как это понимать?
— Никак это не понимать! — отрезала Дементьева. — Снимается, и все. Это какая-то ошибка. Или не официальный заказ.
— Нет, написано, что это госзаказ, — настаивал Мильчик.
— Но ведь даже задания нет! — продолжала стоять на своем глава КГИОП.

Однако члены совета сослались на техзадание, утвержденное ее заместителем Алексеем Комлевым. Комлев, поразмыслив, высказал предположение, что речь идет о прошлогоднем конкурсе, просто в публикации перепутали дату (и так, заметим, три раза подряд). Любопытно еще и то, что никто не смог припомнить о таком прошлогоднем конкурсе, равно как и названия организаций-участников и победителя. Но Вера Дементьева предложила членам совета успокоиться, заверив, что никакого конкурса на эту тему не будет. После чего добавила: "Пока".

Между тем в день заседания совета на упомянутом официальном сайте к объявленному тендеру добавился еще один лот — на сумму 1 467 492 рубля, за "выполнение научно-исследовательских работ по теме: "Мониторинг данных по объектам культурного наследия и их территориям по техническим правкам в закон Санкт-Петербурга № 820-7" (это принятый в январе 2009 года закон о границах зон охраны).

Сегодня в ГУ "Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры" корреспонденту ЗАКС.Ру подтвердили, что продолжают принимать заявки на участие в конкурсе.

ЮНЕСКО советует сохранить прежние границы
Как сообщила Вера Дементьева, губернатор поддержала предложение мониторинговой миссии провести международный форум экспертов для оценки различных предложений по границам нашего объекта и буферным зонам. Он может состояться в северной столице России весной. В отчете миссии российской стороне советуют "совершить осознанный выбор одного из двух вариантов изменения/уточнения границ исторического центра: уменьшить границы по сравнению с заявкой 1990 года и заново подать заявку, т. к. это будет существенное изменение границ; изменить юридический статус объекта, чтобы комплексный объект, заявленный в 1990 году, мог рассматриваться как единое целое (в этом случае подача новой заявки не требуется)".

Второй вариант признается предпочтительным, ибо "позволяет сохранить границы 1990 года и наилучшим образом подходит для ландшафтных характеристик объекта".

Также рекомендовано создать буферную зону, включающую в себя территории вокруг исторического центра, в частности панораму Невы, и буферные зоны для основных компонентов объекта, расположенных в Ленинградской области.

По словам Дементьевой, миссия посоветовала придать статус буферной зоны территории вблизи предполагаемого строительства "Охта-центра" — на протяжении от Смольного собора до фабрики Штиглица (Прядильно-ниточный комбинат им. Кирова). Глава КГИОП предположила, что такая зона может пройти по обоим берегам Невы. "Буферные зоны — это, по существу, защитные зоны памятников, или охранные зоны, — пояснила она. — После того как мы решим окончательно, в какой зоне будет расположен "Охта-центр", можно будет предметно говорить о переделке проекта".

Напомним, что в настоящее время территория предполагаемого строительства башни Газпрома входит в границы исторического центра Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия.


Татьяна Лиханова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама