ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 23 марта 2012, 20:54

Сколько стоит связь с чиновником?

Обслуживание компьютеров и связи органов государственной власти в 2012 году в Петербурге обойдется налогоплательщикам в сумму, превышающую миллиард рублей. Более 800 миллионов Комитет по информатизации и связи выделил на телефоны и интернет для работников госучреждений. Конкурс проходил открыто – на электронной площадке, как того требует 94-ФЗ. Зато победителем аукциона стал подведомственный комитету ГУП "АТС Смольного".

Напомним, что с марта по октябрь 2011 года Комитет по информатизации и связи (КИС) Петербурга заключил 19 контрактов методом размещения заказа у единственного поставщика (то есть без проведения открытого аукциона) на сумму почти в миллиард рублей. Большая часть этих денег достались подведомственным КИС ГУПам – "АТС Смольного" и "Информационно-аналитическому центру". Публикация ЗАКС.Ру на эту тему взволновала сотрудников комитета. Начальник отдела информационно-аналитического обеспечения и развития отрасли информатизации Роман Панков опубликовал целых два опровержения, обвинив издание в желании поставить под сомнение легитимность самой процедуры госзаказа.

После этого комитет, по информации ряда источников, от массового размещения заказа у единственного поставщика на 2012 год решил отказаться. Тем не менее, подведомственные комитету ГУПы продолжают выигрывать уже открытые конкурсы.

Конкуренция – враг заказа

В конце ноября КИС разместил контракт на оказание услуг по комплексному обслуживанию единой мультисервисной телекоммуникационной сети (ЕМТС) с целью "предоставления централизованных телекоммуникационных услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга" на сумму чуть выше 877 млн. рублей. Выиграл подведомственный ГУП – "АТС Смольного".

По условиям конкурса, для участия в нем любая компания должна была предоставить в качестве залога (т.н. обеспечение заявки) почти 44 млн. рублей "живыми" деньгами ($1,5 млн.). Не каждая компания на петербургском рынке может себе позволить "заморозить" такую сумму на несколько месяцев. Это существенно сужает круг потенциальных участников конкурса.

Согласно техническому заданию, все работы разделили на "услуги связи", "расходы на эксплуатацию информационно-телекоммуникационных систем и средств автоматизации" (то есть на обслуживание этой самой связи) и "прочие работы, услуги". Связь госслужащих и ее обслуживание комитет оценил почти в 511 млн. рублей, а прочие услуги и работы (то есть выкопать, закопать кабель, закупить необходимые комплектующие) в 366 млн. рублей.

По требованию контракта, победитель конкурса должен был предоставить как непосредственно услуги связи (городские номера, сотовую связь), так и инженерные работы по обслуживанию и подключению к самой сети. Получилось, что в контракт включили различные виды услуг и работы, технологически и функционально слабо связанные между собой, которые могут оказываться различными лицами. Услуги связи – операторами связи, а работы по обслуживанию ЕМТС – инженерными фирмами. Таким образом, получалось, что исполнитель госзаказа должен обладать рядом лицензий, не связанных между собой. И это, в свою очередь, также сильно ограничивает список участников тендера.

Эксперты утверждают, что в Петербурге таким набором лицензий (фиксированная связь, сотовая связь, разнообразные лицензии на криптографию и др.) обладают лишь 2 компании – ГУП "АТС Смольного" и "Мегафон". Однако "Мегафон" в данном контракте находится на субподряде у ГУПа. Ряд наблюдателей не исключают в этой связи и возможного предварительного сговора участников.

Сам Комитет не видит ничего страшного в том, что объединил заказ сразу нескольких услуг в один контракт, тем самым оставив возможность участия в конкурсе только двум компаниям. Из официального ответа комитета следует, что "работы по технологическому обслуживанию необходимы для предоставления бесперебойного предоставления телекоммуникационных сетей". Почему эти работы не может проводить компания, отличная от оператора связи, не уточняется.

Такой же метод применили и к контракту на "оказание услуг по комплексному обслуживанию и администрированию базовых вычислительных комплексов информационно-вычислительной сети, обеспечивающей функционирование государственных информационных систем Санкт-Петербурга в 2012 году" за 139,6 млн. рублей. Выиграл конкурс также подведомственный комитету ГУП – "СПб Информационно-аналитический центр".

Согласно контракту, от исполнителя требуется наличие сразу нескольких лицензий по криптографии (шифрованию) и лицензия по телематическим услугам, что также сужает список потенциальных участников. Обычно для участников рынка обслуживания компьютеров и серверов подобные лицензии не нужны. Но комитет применил одну хитрость – в Техническом задании "свалил в одну кучу" обслуживание серверов, баз данных комитета и закупку комплектующих, тем самым потребовав дополнительные лицензии. На практике это выглядело так – в ТЗ включили как обслуживание серверов и ПО, данные которых в принципе можно засекретить, так и обслуживание оргтехники – принтеров, факсов и т.д. - вкупе с закупками различных комплектующих, таких как картриджи и барабаны для факсов. Что примечательно, для технического обслуживания принтеров и закупку картриджей, то есть деятельности, не требующей шифрования, контракт предусматривает 35,6 млн. рублей – более трети всей стоимости.

Как закалялась цена

В обосновании создания Единой мультикоммуникационной системы на сайте КИС сказано, что с ее помощью комитету удалось "сократить расходы на оплату арендуемых линий и каналов связи".

Здесь стоит обратиться к расчету цены указанного контракта на 872 млн. Скажем, за месяц за предоставление канала связи до 100 Мбит/с комитет готов платить в месяц более 25,6 тысяч рублей. Эксперты отмечают, что эта цена приближена к верхнему уровню предоставления интернет-канала. При этом именно услуги связи обходятся по расчетам в сумму более 60% от стоимости контракта.

- Выше расценки только у "Ростелекома", но у них, как у всероссийских монополистов, вообще цены неоправданно высоки почти на все услуги, особенно не связанные с аналоговыми телефонами, - замечает источник.

Таким образом, говорить о значительной экономии средств – преждевременно. Расчет цены производился путем мониторинга этих самых цен. Это означает, что госзаказчик для установления стоимости контракта запросил расценки в трех организациях, как того требует 94-ФЗ. Потом он выбрал из трех ценовых предложений наименьшее. Именно эта цена ложится в основу лимита финансирования контракта.

Но в данном случае, согласно документам госзаказа, во всех финансовых мониторингах участвовал победитель конкурса – АТС Смольного. Так, в случае с предоставлением доступа к всемирной сети, в мониторинге участвовали помимо него еще "Ростелеком" и ООО "Евролюкс". Информацию о последней найти не удалось – несколько компаний с подобным названием занимаются: продажей мебели, продажей стройматериалов, продажей сантехники. И ни одного упоминания о компании, которая могла бы участвовать в определении цены на интернет.

Подобная ситуация повторилась и в случае с мониторингом цен для госконтракта на "оказание услуг по техническому обслуживанию ЕМТС в части "Комплексной автоматизированной системы информационной поддержки антитеррористической защищенности метрополитена" и "Единой цифровой радиосвязи Петербургского метрополитена и АИС ОБЖ". Работу по поддержке систем противодействия терроризму оценили в 119 млн. рублей. Исполнителем является ЗАО РКК "Мобильные радиосистемы".

- Если посмотреть расчет лимита финансирования, то мы там увидим мониторинг цен от ГУП "АТС Смольного", ЗАО РКК "Мобильные радиосистемы" и некоего ООО "Ведвуд", которое, видимо, является просто технической компанией, во всяком случае, по таким сложным системам оно никогда не работало, - говорит эксперт.

Цветники жизни

Комитет по информатизации и связи говорит на своем сайте: "Благодаря ЕМТС нам удалось организовать широкополосные высокоскоростные каналы доступа к информационно-коммуникационной сети "Интернет" для образовательных учреждений города".

На фоне таких заявлений о высокоскоростном интернете для школьников примечательным выглядит тот факт, что по контракту об обслуживании в 2012 году 224 объекта подключили ЕМТС к интернет-каналам, скорость которых не должна превышать 128 Кбит/с. Большинство из этих объектов – общеобразовательные школы. Больше повезло профессиональным лицеям и училищам – они по контракту должны подключаться к каналам связи со скоростью до 512 кбит/с. А вот, например, администрация Кронштадтского района уже может надеяться на скорость до 2 Мбит/с. Во всяком случае, госконтрактом определены именно такие параметры предоставления каналов. Кстати, чиновников помимо скоростного интернета по контракту должны обеспечивать еще и сотовой связью. Если заглянуть в ТЗ, то кроме типичного набора услуг – входящие и исходящие звонки, смс, – там есть не совсем логичные в данном случае "маленькие радости" – услуги "заменить гудок", "черный список" и т.д.

Интересна сама ситуация со школами, подключенными к ЕМТС – сейчас оператора связи для них определяет комитет, но часть юристов, работающих в сфере госзакупок, отмечают, что после вступления в силу поправок к закону 83-ФЗ о государственных учреждениях, комитет должен заказывать услуги только для казенных учреждений. То есть тех учреждений, которые находятся на полном государственном обеспечении – администраций, комитетов, школ-интернатов. Общеобразовательные школы в большинстве своем являются бюджетными учреждениями, то есть имеют право как сами зарабатывать, так сами и распоряжаться своими деньгами, поэтому должны организовывать все тендеры самостоятельно.

Но начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев отмечает: на практике все зависит от "бюджетных отношений между комитетом и госучреждениями".

- Зависит от того, как они выстроили свои взаимоотношения. Если деньги из бюджета на проведение тендера не были спущены в бюджетные организации, а остались в комитете, то заказывает услуги сам комитет, - отмечает он.

Всего в списке учреждений, подключенных к сети ЕМТС, который размещен на сайте Комитета по информатизации и связи, 2015 объектов. Примечательно, что в перечне объектов ЕМТС в контракте на "оказание услуг по комплексному обслуживанию единой мультисервисной телекоммуникационной сети" таких объектов указано 2206 – почти на 10% больше. То есть услуги надо будет организовать и для учреждений, которые не входят в ЕМТС. К таким относятся, например, школа № 466 в Кронштадте и школа № 418. Почему их включили в контракт – неизвестно.

Эксперты, опрошенные ЗАКС.Ру, открыто против комитета выступать отказываются, ссылаясь на закрытость рынка предоставления телекоммуникационных услуг – в нем каждый друг друга знает. Но почти все как один говорят: "у КИСа на всех более или менее значимых конкурсах побеждают исключительно подведомственные ГУПы, повальный характер это приняло в прошлом году. А под ГУПами происходит распределение работ и денег на подконтрольные компании, которых унитарные предприятия обеспечивают субподрядами".

Ольга Мясникова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости24 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама