ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 22 декабря 2003, 12:39

Что гад грядущий нам готовит?

Главным политическим событием наступающего года, без сомнения, станут президентские выборы. Все внимание и прессы, и избирателей приковано именно к президентской гонке, и более мелкие события (а на фоне президентских выборов все другие события мелки) не вызывают общественного интереса. Так за президентскими выборами, которые, несмотря на очевидную предсказуемость результата, в очередной раз объявлены судьбоносными, остается скрыто событие, которые напрямую касается каждого жителя Петербурга - на 2004 год приходятся выборы в муниципальные советы.

Если судить с позиции рациональности, то именно судьба муниципального совета - органа, который распределяет деньги бюджета по конкретным адресам, устанавливает скамейки, организует посадку деревьев, убирает мусора и т.п. - должна наиболее сильно заботить любого гражданина. Но рациональными мотивами на выборах руководствуются, по экспертным оценкам, менее 10% избирателей, и еще меньшее их количество разбирается в тонкостях устройства российской системы государственного управления.

Предыдущие муниципальные выборы были сорваны из-за низкой явки. На отсутствие интереса избирателей к муниципальным выборам накладывается и отсутствие интереса к ним у политиков. В западных странах, где система управления давно выстроена и отлажена, путь к вершинам большой политической карьеры зачастую начинается именно с муниципальных советов. Например, в Соединенных Штатах (которые нам, конечно, не указ, но хотя бы пример развитой демократии), типичная карьера профессионального политика строится так: муниципальный депутат - депутат местного законодательного органа - депутат Палаты представителей или Конгресса (российские аналоги - Государственная Дума и Совет Федерации). Но там уже на муниципальном уровне политику делегируется достаточно власти, чтобы проявить свои способности и создать определенную репутацию в глазах избирателей.

В России с этим значительно сложнее, поскольку хоть какая-то реальная политическая власть начинается лишь на уровне местных законодательных органов. К муниципальным депутатам относятся как к малышам, играющимся в песочнице, и желающие начать карьеру политика идут обычно сразу на выборы в Законодательное Собрание. Поэтому если в Петербурге и есть примеры построения политической карьеры по западным лекалам, то о них ничего не известно.
Но, тем не менее, муниципальные советы в России есть, и федеральный закон предписывает изменять их состав путем выборов.

Полномочия действующего состава большинства советов истекают в 2004-м году, соответственно, должны быть проведены новые муниципальные выборы. В то же время в Петербурге до сих пор нет соответствующего закона: старый перестал действовать после появления федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления", а новый до сих пор не принят. Представители горизбиркома неоднократно обращали внимание, что в случае, если закон не будет принят до февраля 2004, то город ждет кризис в сфере муниципальной власти. Озаботившись этой проблемой, депутаты Законодательного Собрания разработали и в срочном порядке рассмотрели закон о выборах депутатов местного самоуправления. 10 декабря этот закон был принят Собранием в третьем чтении и сейчас находится на рассмотрении у губернатора.

Но проблем все равно пока больше, чем решений - в новом законе снова появилась норма, устанавливающая порог явки избирателей на муниципальные выборы. Учитывая, что даже на выборы губернатора пришло менее трети избирателей, набрать необходимые 20% явки на выборах муниципальных депутатов практически нереально. Единственным шансом на то, что выборы состоятся, является их совмещение с выборами президентскими. Но вряд ли муниципальные советы, которые уже распределили деньги на будущий год, рассчитав в том числе и расходы на выборы, согласятся на навязываемую дату.
Кроме того, сейчас активно лоббируется идея изменения количества муниципальных советов (сейчас их 111) и введения двухуровневой системы местного самоуправления. Для претворения в жизнь этого сценария некоторые депутаты Законодательного Собрания предлагают губернатору наложить мораторий на муниципальные выборы. Но, несмотря на то, что с точки зрения буквы закона статус депутата муниципального совета обещает лишь хлопоты, определенное число желающих обрести этот статус всегда найдется. И любой из них, сославшись на свое конституционное право "избирать и быть избранным в органы власти", может заставить горизбирком назначить муниципальные выборы через суд.

Так что разворачивающийся на наших глазах муниципальный детектив обещает быть очень интересным, ведь почти наверняка наступающий год коренным образом изменит систему местного самоуправления. И хотя выборы президента остаются главным политическим событием 2004-го года, жители Петербурга не останутся и без местной политики.

Алексей Федоров

Алексей Федоров


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости24 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама