ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 3 сентября 2012, 21:11

"Позорный" долгострой ищет подрядчика

Очередной виток скандалов вокруг "долгостроя на Крестовском" - нового стадиона - начался  в связи с высказыванием Дмитрия Медведева. Премьер назвал ход реализации проекта "позором". В ответ глава "Газпрома" (компания неформально курирует проект) Алексей Миллер заявил, что деньги на строительство выделяются регулярно. Якобы в бюджет Петербурга уже перевели средств не на 1, а на 10 стадионов. А Смольный направляет поступления на какие-то другие нужды. Администрация города нашла крайнего в лице подрядчика. Но он кивает на комитет по строительству и говорит, что даже вкладывал собственные деньги, чтобы работы не прекращались.  

"Газпром" выделил деньги на 10 "позоров"

В субботу, 1 сентября, премьер-министр Дмитрий Медведев прибыл в Петербург, где провел инспекцию строительства нового стадиона на Крестовском острове. Увиденным он остался недоволен. "Это не просто долгострой, это выглядит позорно", - обратился глава правительства к администрации города. Премьер потребовал от Смольного и других заинтересованных сторон определить схему дальнейшего финансирования проекта, срок сдачи которого - уже в ноябре текущего года. При этом Медведев дал понять, что федеральный центр не готов оказывать помощь без должных оснований.

Ответ заинтересованной стороны в лице президента "Газпрома" Алексея Миллера не заставил себя ждать.

- Проблемы финансирования стадиона для "Зенита" нет. Город уже получил финансовых средств на десяток самых современных стадионов. Городу надо выполнить своё обязательство - в первую очередь, сначала построить стадион. Просто, честно исполнить своё обязательство построить стадион, а после этого уже финансировать другие городские проекты. Сейчас для городской администрации закончить строительство стадиона для "Зенита" в самые кратчайшие сроки - это дело чести, - заявил Миллер на следующий день, 2 сентября.

Заявление Миллера вызвало некоторое непонимание у экспертов: финансирование проекта ведется полностью за счет города. Это подтверждают, в частности, и в комитете по строительству.

Впрочем, как пояснили ЗАКС.Ру в компании, Миллер вовсе не имел ввиду деньги, переданные непосредственно на строительство стадиона. Он говорил о налоговых отчислениях, которые дочерние структуры газового гиганта перечисляли в бюджет города после того, как в массовом порядке перерегистрировались в Петербурге. Таких компаний по подсчетам ЗАКС.Ру не менее пяти. При этом, как считают эксперты, они ежегодно перечисляли в городской бюджет около 30 млрд рублей (сейчас сумма ниже, так как законодательство изменилось, и налоги теперь платят по месту добычи полезных ископаемых). Однако точные суммы налоговых сборов узнать так и не удалось.

Как отмечает депутат Законодательного собрания от фракции "Яблоко" Борис Вишневский, во всем мире строительство спортивных объектов ведется за счет клубов, которым будет принадлежать стадион, а не за счет муниципальных средств.

- На этом фоне заявление Миллера выглядит верхом цинизма и наглости. Хочу напомнить, что выплата налогов – это законная обязанность компаний. И не им указывать, куда должны направляться эти средства, - возмущается парламентарий.

Первоначально, в 2004 году, предполагалось, что стадион будет построен полностью  на средства "Газпрома" и обойдется приблизительно в 6,7 млрд рублей. Но в конце 2008 года администрация города отказалась от финансового участия в строительстве небоскреба "Охта-центр", куда планировалось вложить почти 30 млрд рублей. После этого Смольный объявил, что будет возводить стадион на бюджетные деньги. В это же время правительство сообщило об увеличении сметы спортивного объекта до 23,7 млрд рублей. А в феврале 2011 года Законодательное собрание утвердило очередное увеличение с 23,7 млрд до 33 млрд рублей, а также перенос сроков сдачи с осени 2010 года на ноябрь 2012 года (по первоначальному проекту стадион должен был быть сдан осенью далекого 2009 года).

Сейчас лидерство в списке самых дорогих стадионов мира удерживают лондонский Wembley (открыт в 2006 году) и Yankee Stadium в Нью-Йорке (2009 год), строительство каждого из которых обошлось в $1,5 млрд. Последняя утвержденная смета петербургского стадиона превысила $1,1 млрд, что позволило ему попасть в рейтинг самых дорогих спортивных сооружений мира. Впрочем, это не предел. В мае были утверждены новые изменения в проект японского архитектора Кисе Курокавы, "придумавшего" петербургский стадион. Они приведут к очередному удорожанию объекта (точная сумма, которая потребуется дополнительно, пока не высчитана, но по слухам генподрядчик просит выделить 40 млрд).

Тендеров много не бывает

Администрация города, которая "попала под раздачу" премьера, тут же поспешила заявить, что не намерена продлевать контракт с нынешним подрядчиком строительства "Газпром-Арены" (рабочее название стадиона), компанией "Трансстрой". Об этом в ходе инспекции Дмитрия Медведева заявил вице-губернатор Игорь Метельский. Тем временем в СМИ появилась информация, что сменить исполнителя также желает спонсор "Зенита". Якобы, "Газпром" предлагал привлечь к завершению долгостроя иностранных подрядчиков - шведскую компанию Skanska, американскую Turner, французскую Vinci, немецкие Hochtief и Alpine и японскую Kajima, имеющие опыт строительства спортивных сооружений.

Однако в самой компании "Трансстрой" ЗАКС.Ру пояснили, что свое заявление Метельский сделал, скорее всего, "находясь в подвешенном эмоциональном состоянии". Что касается претензий по срокам строительства, то рабочие "Трансстроя" не могли выйти на объект из-за того, что не готова проектная документация по майским изменениям.

- У строителей нет полного пакета проектной документации, изменения в которую внесли еще в мае, - пояснила пресс-секретарь компании Елена Гурьянова. – Если бы они вышли на объект, их бы первым остановил комитет по строительству.

Что касается финансирования строительства, то, по словам Гурьяновой, серьезных проблем не было. Но были отдельные случаи, когда компания вкладывала собственные деньги, чтобы работы не останавливались совсем.

- В частности, акционеры компании вложили порядка 800 млн рублей, чтобы работы велись хотя бы на каких-то локальных участках, - рассказала Гурьянова.

При этом, по ее словам, компания намерена участвовать в следующем тендере на продолжение работ по строительству стадиона. В ноябре у "Трансстроя" закончатся сроки исполнения текущего контракта.

- Скорее всего, когда Игорь Метельский говорил о том, что Петербург не намерен продлевать контракт с подрядчиком, он имел ввиду то, что в Законодательное собрание не будет вноситься вопрос о продлении контракта, а будет объявлен новый конкурс. Там же были изменения в проект, и теперь, чтобы утвердить новую смету, необходимо либо вносить соответствующее постановление в ЗакС, либо объявлять новый тендер, - рассуждает Гурьянова.

По мнению Бориса Вишневского, на решение заместителя губернатора по строительству могло повлиять то, что подрядчик этим летом заявил о необходимости увеличить смету строительства стадиона на Крестовском острове – теперь уже до 40 млрд рублей.

- Возможно, сейчас в Смольном уже даже нашли какую-то компанию, которая готова достроить стадион хотя бы за те средства, которые указаны на данный момент. Хотя и имеющиеся сейчас в сметах суммы мне кажутся завышенными, - отмечает Вишневский.

Ольга Мясникова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама