Аудитор КСП Константин Желудков: Мы не те люди, которых ждут
Аудитор Контрольно-счетной палаты (КСП) Константин Желудков, курирующий контроль за формированием и исполнением бюджетов муниципальных образований, рассказал ЗАКС.Ру о том, легко ли и интересно ли проводить проверки в муниципалитетах. В интервью изданию он сообщил, намерена ли КСП проводить в ближайшее время внеплановые проверки, почему главы администраций провожают аудиторов чуть ли не с благодарностью, как ревизоры избегают в своей работе субъективизма и почему не нужно верить тем муниципалам, которые говорят, кто КСП работает "по заказу".
- Сколько МО в настоящий момент пользуются услугами КСП по аудиту?
- Из всех 111 МО в городе со 105 у нас заключены соглашения. Мы, конечно, не возражаем. Никаким образом не хотим себя навязывать.
- Муниципалы жалуются, что в ходе своих проверок КСП придирается к мелочам.
- Мы не придираемся, мы фиксируем нарушения и готовим мотивировочную часть. Исходя из элементарной конфликтологии, мы, конечно, понимаем, что ревизор сразу воспринимается негативно. Как только мы у муниципалов начнем вызывать радость, станем приятными гостями – это будет означать, что свою работу мы делаем неверно.
КСП – орган внешнего государственного финансового контроля. Администрация должна выполнить работу, а мы - проверить, чтобы заявленный объем работ был осуществлен в соответствии с законом. Но мы не каратели и не судьи. Мы просто приходим и говорим, что, во-первых, скамейка как имущество муниципального образования должна стоять на территории данного внутригородского муниципального образования (ВМО), во-вторых, должна быть оплачена по определенной статье, с соблюдением всех процедур. Нарушения могут быть различного толка. Отчеты Палата отправляет в прокуратуру, которая принимает решение, насколько то или иное нарушение лежит в уголовно-правовой плоскости, есть ли состав преступления.
- А за серьезные нарушения, которые вы фиксируете, но которые не приводят к уголовным последствиям, вам не жалко?
- Если нарушение на 50 рублей, то ограничиваемся предупреждением. А вот если на 1 млн 50 рублей, то материалы направляются в прокуратуру, которая силами оперативников может проводить оперативно-розыскную деятельность. КСП не имеет таких полномочий. Не в компетенции КСП определять и тяжесть преступления – это полномочия прокуратуры, следственного комитета, судебного органа.
- Вы стараетесь пристальнее следить за особо злостными нарушителями?
- Я сам стараюсь и сотрудникам все время говорю: не иметь никакой эмоциональной составляющей в работе. И мы не те люди, которых ждут. По результатам проверок не бывает ни одного акта, в котором нет ни одного нарушения. Но зачастую бывает, что виной нарушению - обычная некомпетентность глав местных администраций, технадзора. И в большинстве случаев главы администраций недостаточно контролирует качество работ. К тому же, при работах по ремонту дорог, благоустройству, 99 процентов подрядчиков стремятся к сокращению затратной части и к увеличению собственной прибыли. Разбираться в нарушениях, выявленных КСП – это уже зона ответственности правоохранительных органов.
- Как выбирается, в каком МО делать проверку?
- План КСП формируется на основании тех рекомендаций, которые разрабатываются в администрации губернатора, вместе с городской прокуратурой и Законодательным Собранием Петербурга.
- Вы не можете вносить какие-либо изменения?
- Глава КСП имеет право, в соответствии с законом о Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга, назначать проведение внеплановых и экспертно-аналитических мероприятий. Но мы в работе во главу угла ставим отсутствие субъективизма. Тем более что в КСП поступает много сигналов, жалоб от прокуратуры. Бывает, что в ЗакСе кто-то из депутатов говорит: "Давайте проведем внеплановую проверку", а прокуратура говорит, что оснований нет. Бывает, что глава муниципального образования на основании протокола решения муниципального собрания о проведении проверки, обращается к нам. И мы обязаны выйти и проверить.
- Бывало, что прокуратура говорила "нет оснований", а вы шли наперекор?
- Нет. Между прокуратурой Санкт-Петербурга и Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга подписано соглашения о взаимодействии. Наша задача – вместе работать.
- Сколько длятся проверки?
- От одного месяца. Все зависит от муниципального образования, объемов его финансирования, населения. Невозможно в одни и те же сроки проверить бюджет в 5 млн рублей и в 80 млн рублей.
- Насколько работа МО замедляется во время проверки?
- Ни на сколько. Может быть, глава муниципального образования и затратит какое-то время. Самое главное, когда мы уходим, муниципалы потом приходят и говорят нам: "Да, мы согласны с этими нарушениями, они больше не повторятся".
- Некоторые МО жалуются, что КСП выступает в роли карательного органа, проводя - особенно перед выборами - проверки в более независимых от власти муниципалитетах.
- Такой вопрос часто задается. Если вы посмотрите на отчеты КСП, нарушения выявляются в ходе каждой проверки. И наказания следуют, и уголовные дела возбуждаются, несмотря то, что в большинстве ВМО на прошлых выборах победу одержали представители партии власти. И, наоборот, нет никакой предвзятости при проверке тех муниципальных образований, где большинство у представителей оппозиции. Можете спросить депутатов МО Поселок Парголово, куда КСП пришла с проверкой сразу после того – так совпало - как они перешли в другую партию. В любом случае, мы не ведем себя как судья Дредд, и мы не истина в последней инстанции.
- Как у вас построено взаимодействие со СМИ?
- ЗАКС.Ру я читаю, все статьи, комментарии. Смотрю ваш раздел про муниципалитеты, если статья хорошая, отправляю всем своим сотрудникам. Едкие иногда, конечно, заметки, но что поделаешь, работа у вас такая.
- Если СМИ и активисты пишут о нарушениях в МО, вы на это как-то реагируете?
- Есть парень такой хороший Дмитрий Сухарев, из "Муниципальной пилы". Участвовал с ним в дискуссии о работе ВМО на телевидении недавно. Он разумные вещи говорит. В то же время замечать среди, образно говоря, сотни хорошо заточенных карандашей, один плохо заточенный и потом мусолить этот факт … Я и тогда ему на программе сказал, и сейчас повторю, что нужно стремиться к объективности.
- А если не карандаши, а, например, в МО Малая Охтапосадили прутикиза огромные деньги и сказали, что это деревья?
- В таком случае можно написать, как гражданину, заявление о преступлении. Если очевидно, что украли, я бы как гражданин не оставил так, написал бы заявление.
- КСП инициирует проверки сама, узнав из СМИ о нарушениях?
- КСП может эти обнародованные в СМИ факты учесть или предложить включить в план проверок. Если мотивировочная часть хорошая, палата будет настаивать на проверке. Но здесь вновь может возникнуть опасность субъективизма, того, что муниципалы будут говорить, что КСП сама определяет, кого проверять, а кого не проверять. Поэтому мы руководствуемся и учитываем, в первую очередь, предложения Бюджетно-финансового комитета городского парламента, администрации губернатора, муниципальных советов, прокуратуры. Фактически за год мы проводим 10-15 проверок ВМО. Также у всех 111 муниципалитетов проверяем исполнение бюджета за предыдущий год, планирование на предстоящий год.
- 10-15 проверок ВМО в год в рамках контрольно-ревизионной работы КСП – разве это эффективно?
- Вы хорошее слово сказали - эффективность. Это когда из пушки по воробьям не стреляют. Не как сейчас, когда специалисты КСП выполняют анализ элементарной финансовой дисциплины, например бухгалтерского учета. Кстати, некоторые муниципальные образования, которые не хотели с нами работать, год к нам приглядывались, со временем поменяли мнение. В будущем должно быть так, что внутри МО будет действовать внутренний орган финансового контроля, и работать будем быстрее, так как не будем выполнять их функции. При этом нужно понимать, что всего в 2013 году КСП было проведено 458 экспертно-аналитических и контрольных мероприятий. После того, как КСП были переданы полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, объем работы значительно возрос. В то же время, проверка ВМО - это лишь часть работы палаты.
- На КСП давить бесполезно?
- Конечно. Мы должны быть полностью объективны, работать по плану. Иначе будут говорить о предвзятости.
- Но ведь и так говорят, какая разница?
- Пускай говорят. Выводы по каждой проверке готовы подтвердить документами. Все нарушения системные, и, как правило, носят неумышленный характер. Возможно, связано это с дефицитом кадров в муниципальной власти, с тем, что специалисты посильнее, как правило, работают "выше". Чаще всего нарушения возникают от незнания или неумения, от слабой организации.
- Получается, если напишут, что муниципалы сделали себе, условно говоря, дворец из золота, вам будет все равно?
- Ну, если про дворец из золота аргументировано напишут, то мы, конечно, обратим на это внимание прокуратуры или депутатов. Можно же самим писать. Тот же Сухарев, написал по одному эпизоду, и прокуратура отработала без нас.
- Получается, те МО, которые сейчас работают не с вами, а со своими аудиторами, поступают с вашей точки зрения правильнее?
- КСП стремится, чтобы функции внешнего финансового контроля все-таки выполняли специалисты Палаты, а на местах работали органы внутреннего финансового контроля.
- Вам нравится ваша работа?
- Да, очень нравится. Это неблагодарная участь, но я могу всем главам МО смотреть в глаза. Когда я работал в исполнительной власти, меня проверяли и КСП, и комитет финансового контроля. Я на своей шкуре все испытал. Есть люди, которые с первого дня работают ревизорами, они этой боли не знают. А я знаю и стараюсь быть справедливым, а не как вы говорите - карателем.
- Собирается ли КСП проводить внеплановые проверки в ближайшее время?
- У нас в этом году ни одной внеплановой проверки не было. Внеплановые проверки должны быть также согласованы с прокуратурой.
- Расскажите о военно-патриотическом воспитании.
- После внесения изменений в городской закон "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" существовавшая правовая коллизия снята. Ранее по этому поводу даже вице-спикер Сергей Анденко говорил, что КСП неправильно трактует деятельность ВМО по патриотическому воспитанию. Хотя в предыдущей редакции было записано: проведение работ по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на территории муниципального образования. КСП и считало, что мероприятие должно быть проведено в территориальных границах МО. Депутаты же трактовали: проводить воспитание молодежи, территориально находящейся в этой границе, то есть что можно возить, но только местную молодежь. Но, во-первых, экскурсии по местам боевой славы никто не запрещал. А главное, теперь ограничения сняты, в том числе по вопросу местного значения "развитие массовой физической культуры и спорта".
- Пришли к консенсусу с депутатами?
- Мы не приходим. Мы только сигнализируем о нарушениях. Вот, например, есть проблема с уборкой несанкционированных свалок в поселковых муниципальных образованиях - в МО Поселок Серово, МО Город Сестрорецк. Мусора много, а местные жители не хотят делать контейнерные площадки, не желают видеть мусор рядом с домом. Проще вывезти, пакеты бросить, и все. Мы сигнализируем, что идет нецелевое использование бюджетных средств, финансовое нарушение. Таких вопросов много. Нужно депутатам выходить в парламент с законотворческими инициативами, решать эти вопросы.
- А как вы работаете с теми ВМО, которые не согласны с выводами КСП?
- Готовы выслушать возражения стороны, не согласной с выводами проверки КСП, в том числе в формате обсуждения.
- С главой МО Автово Геннадием Трускановым у вас были такие обсуждения?
- Который говорил, что у него с главой КСП какие-то личные недопонимания? Я разговаривал о нем с Вадимом Сергеевичем (Лопатниковым – председателем Контрольно-счетной палаты – прим. ЗАКС.Ру). Лопатников веселый и незлобный человек, все в прошлом. Мы проверку формирования и исполнения бюджета Автово за 2008 год и истекший период 2009 года проводили в 2010 году. С нами также не соглашались МО Поселок Стрельна, Екатерингофский, Невский округ – и с ними говорили. Были возражения по Георгиевскому, там очень амбициозная глава администрации была. Когда мы с ней разговаривали, она сказала, что ваши сотрудники, когда проверяли наши компьютеры, составляющие изъяли и поставили другое. Зачем это нам? У нас все документы есть, чтобы подтвердить нашу правоту. Людей с нужным для такого действия техническим образованием просто нет.