ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 9 марта 2004, 16:33

Президентские выборы

Выборы президента России состоятся менее чем через неделю, 14 марта. Впрочем, голосование уже началось в отдаленных районах страны и за рубежом, где проживает более миллиона человек с российскими паспортами. С сегодняшнего дня федеральное законодательство запрещает публиковать результаты опросов общественного мнения и прогнозов результатов выборов, равно как их размещение в СМИ и на интернет-сайтах. Цель преследуется благая не допустить манипулирования общественным мнением. Чтя Уголовный кодекс, мы тоже откажемся от предположения о том, кто одержит верх 14 марта. Тем более что это и так все знают.

С момента благополучной регистрации семи основных претендентов на высший пост в государстве казалось, что до момента начала агитации не произойдет ничего не только сверхъестественного, но и вообще ничего примечательно даже в период активной предвыборной гонки. Активность участников выборов была мало заметна.

Несколько оживило вялотекущую кампанию выступление 12 февраля действующего президента Владимира Путина (он же кандидат на этот пост) на встрече со своими доверенными лицами в здании МГУ. На этой встрече он представил отчет о своей работе на посту президента и поделился планами на ближайшие четыре года в случае своего переизбрания на второй срок. Причиной для возмущений со стороны кандидатов-оппонентов стала демонстрация мероприятия в прямом эфире сразу двумя федеральными телеканалами. Всего в течение дня РТР и ОРТ показали телесюжетов на эту тему общей продолжителностью почти два часа. Участниками избирательного процесса подобное положение вещей было расценено как предвыборная агитация вне временных рамок и агитационных правил, предусмотренных законодательством. Однако ЦИК постановила, что кандидат Путин абсолютно чист перед избирательным законом, так как упомянутые выше телеканалы не имели умысла агитировать за кандидата, а просто информировали население об общественно значимом политическом мероприятии. Отдельных кандидатов не удовлетворило такое положение вещей и они стали требовать предоставления аналогичных условий для них, а Ирина Хакамада подала жалобу в Верховный суд РФ на решение ЦИК. В результате ничто и никуда не сдвинулось, так как кандидаты не получили требуемого времени на федеральных каналах, и те самые федеральные каналы остались при своих интересах, не говоря уже о кандидате Путине.

В указанные законом сроки началась основная избирательная кампания, но теледебаты так и не стали событием, поскольку в них отказался участвовать глава государства Путин, в активную телеборьбу вступили только три кандидата: Хакамада, Малышкин и Глазьев. Ввиду того, что основные вопросы претенденты готовили именно для Путина, в дальнейшем их встречи потеряли всякий смысл и интерес не только для зрителей, но и для телеканалов. Телеканал НТВ даже отказался от размещения в период избирательной кампании агитационных материалов в специальном рекламном блоке в вечернее время и от проведения теледебатов в связи со снижением рейтинга таких программ. На остальных каналах дебаты идут в крайне неудобное для телезрителей время, что также не сводит усилия кандидатов практически на нет.

В итоге не все претенденты на кресло в Кремле дошли до финиша предвыборной гонки. Нервы не выдержали у Ивана Рыбкина, снявшего 5 марта свою кандидатуру. Понятно, что официально оглашенный им мотив отказа от участия в выборах отсутствие равных условий для ведения агитации это не более чем попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Каково окажется состязаться с заведомым фаворитом, на которого будет к тому же играть вся мощь административного ресурса, Иван Петрович Рыбкин не мог не знать и не понимать еще во время думской кампании. Другое дело, что он мог рассчитывать подобрать электорат более значимых политических игроков, отказавшихся участвовать в выборах, к примеру, Григория Явлинского. Этого не получилось, а оказываться первым или вторым с конца экс-спикеру Госдумы и экс-секретарю Совета Безопасности не захотелось. Нельзя, кстати, не заметить, что Рыбкину позволили зарегистрировать доверенным лицом Бориса Березовского (объявленного ранее в розыск), в то время как кандидату ЛДПР Олегу Малышкину не позволили заполучить в конфиденты лидера собственной партии и вице-спикера Госдумы Владимира Жириновского. Впрочем, теперь никто не сможет сказать, что Рыбкин оказался полным аутсайдером на президентских выборах.

Несколько других кандидатов Ирина Хакамада, Сергей Глазьев и Николай Харитонов - также в свое время давали понять, что вероятность снятия ими кандидатур высока. Этого не произошло, и, видимо, уже не произойдет. Помимо вышеупомянутого рыбкинского мотива (нежелание позориться результатами, на которые не рассчитывали, вступая в борьбу), есть и иные соображения, которые важны для данной троицы. Вне зависимости от процента, который Ирина Хакамада получит 14 марта, она явно намерена продолжить политическую карьеру теперь уже вне Союза правых сил, который она вместе с Борисом Немцовым привела к провалу на думских выборах. Возможность лишний раз напомнить о себе избирателям и представить себя как единственного либерала, решившего бросить вызов Кремлю для экс-сопредседателя правой партии важнее чем потенциальный результат голосования.

Схожие мотивы у Сергея Глазьева. Исключение из Партии российских регионов, а затем и скандальное снятие его с должности главы родинской фракции лишает претендента политической базы на какое-то время. В этих условиях снимать свою кандидатуру может оказаться крахом всей политической карьеры. А на это честолюбивый и амбициозный экс-министр гайдаровского правительства и бывший списочник КПРФ явно не рассчитывает. Сегодня он намерен по максимуму задействовать свой имидж левого оппозиционера.

Главным его конкурентом в этом плане неожиданно оказался агро-коммунист Николай Харитонов. Ему, конечно, не повторить результат Геннадия Зюганова ни образца 1996 г., ни хотя бы 2000 г. Но для раскрутки Харитонова на будущее ему вполне может хватить полученных голосов. У КПРФ есть и еще один повод отказаться от продекларированного намерения снять своего выдвиженца с выборов. Коммунисты опасаются, что в таком случае будут активизированы следственные действия по делу концерна Росагропромстрой, глава которого Видьманов является основным спонсором компартии. Ведь в наличии широкого политического спектра претендентов заинтересована не только оппозиция, но и штаб Владимира Путина, который должен обеспечить максимально высокий уровень явки для придания большей легитимности тому кандидату, который одержит верх 14 марта.

Вопрос о явке (а она, согласно действующему законодательству, должна быть не ниже 50%) остается важным в ходе всей выборной кампании. Социологи давали разные прогнозы, и это, видимо, весьма нервировало местные власти, принимавшие контрмеры.

Так, в одном из районов Санкт-Петербурга поступила разнарядка обеспечитьь явку избирателей не менее 70%, в ряде больниц Хабаровска с 1 марта заявляли, что будут госпитализировать пациентов только с открепительным талоном, во Владивостоке ректор Дальрыбвуза Ким пообещал руководителям Единой России явку студентов-избирателей 99,99%.

Но самым заметным игроком на протяжении всех выборов неизменно оставался кандидат-президент. Неожиданно для всех в конце февраля президент отправил в отставку действующее правительство во главе с Михаилом Касьяновым и предложил на это место кандидатуру Михаила Фрадкова. Из всех выдвинутых объяснений такого неожиданного поступка большинством СМИ и политиков было подхвачено именно электоральное: президент перед выборами произвел замену премьера, чтобы пробудить у избирателей интерес к политике и убедить их прийти к урнам.

Интересная все-таки страна Россия! Даже выборы выборами пытается сделать глава государства, а не политическая элита. Насколько избирателям нравится такая политическая модель, будет окончательно ясно менее чем через неделю.

Виктор Хейфец

Виктор Хейфец


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама