ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 29 марта 2004, 14:48

Приравняют маршрутки к автобусам, и что дальше?

31 марта в Петербурге начнет проводиться эксперимент по предоставлению льгот на коммерческих маршрутах - возможность бесплатно ездить на маршрутных такси получат инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а также жители блокадного Ленинграда, награжденные медалью За оборону Ленинграда. Соответствующее соглашение подписали 46 из 52 предприятий, работающих на рынке пассажирских перевозок. Пока запланировано, что эксперимент продлится месяц и коснется лишь вопросов платы за проезд. Между тем, есть основания полагать, что этим дело не ограничится, и в ближайшее время правила коммерческих перевозок будут радикально пересмотрены.

Пока что льготы на проезд в маршрутках будут действовать лишь на некоторых маршрутах в будние дни с 11 до 16 часов. Но лиха беда начало, и первый шаг в замене экономических стимулов труда перевозчиков административными сделан. То есть в то время, как в Государственной Думе вовсю идут разговоры о том, чтобы заменить льготы адресными субсидиями (кстати, в рамках новой петербургской Концепции реформирования городского хозяйства в части оплаты коммунальных услуг планируется перейти к тому же принципу), на коммерческих маршрутах Санкт-Петербурга разворачивается прямо противоположный процесс.

Чтобы понять, к каким последствиям могут привести нововведения, стоит вспомнить о том, как действует система оплаты труда водителей коммерческих маршрутов. Водитель каждый день сдает предприятию определенную сумму, зависящую от маршрута. Обычно это от 1500 до 3000 рублей. Все, что водитель вырабатывает сверх этой нормы, и является его зарплатой. То есть введение льгот напрямую бьет по карману водителей маршруток, и вряд ли можно ожидать, что им это понравится. Некоторые платежеспособные пенсионеры уже сейчас высказывают опасения, что маршрутки попросту перестанут подбирать пассажиров старше определенного возраста водитель ведь не видит, есть у голосующего пенсионера льгота или он готов заплатить, и может предпочесть не рисковать лишний раз и проехать мимо.

Есть, правда, мнение, что те категории граждан, которым предоставлено право бесплатного проезда, практически не повлияют на прибыль перевозчиков. Один из операторов рынка коммерческих перевозок в Ульяновске, который давно ввел льготы для некоторых категорий граждан, говорит, что пассажиров-льготников набирается в день не более двух-трех. Но может быть, это происходит именно по упомянутой выше причине нежеланию водителей перевозить льготников.

Впрочем, оплата проезда это лишь одна из составляющих реформы, которую готовит Комитет по транспорту. На прошлой неделе, выступая на пресс-конференции в Итар-ТАСС, курирующий вопросы городского хозяйства вице-губернатор Санкт-Петербурга Олег Виролайнен обмолвился, что в Администрации обсуждаются и другие нововведения, касающиеся функционирования маршруток. В частности, в рамках наведения порядка маршруткам могут запретить проезжать по Невскому проспекту.

Но самое главное изменение, которое может напрямую повлиять на качество услуг коммерческих перевозчиков, - это запрет маршруткам останавливаться вне остановок общественного транспорта. Учитывая, что сейчас именно возможность поймать маршрутку в любом месте и выйти из нее там, где наиболее удобно, является одним из главных преимуществ коммерческого транспорта, это нововведение может изменить всю структуру городского транспорта.

При этом остается несомненным, что перемены в системе коммерческих перевозок давно назрели. Высокая аварийность маршруток и низкое качество предоставляемых ими услуг давно стали притчей во языцех. Просто есть сомнения, что банальное распространение на этот сегмент рынка норм, действующих для государственного общественного транспорта, хоть как-то поспособствует решению проблемы.

Алексей ФЕДОРОВ

Алексей Федоров


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама