ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 17 июня 2004, 12:20

Владимир Бланк: К исполнению госзаказа в Санкт-Петербурге будет допускаться только предприятия, работающие рентабельно и выплачивающие минимальную заработную плату в размере, превышающем прожиточный минимум

На недавнем заседании городского Правительства острая дискуссия возникла при обсуждении итогов первого полугодия работы новой системы госзаказа и выявленных за это время недостатков. Автор новой системы, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк негативно оценил работу ряда комитетов Администрации, в ответ на что руководители комитетов обрушились с критикой на новую систему госзаказа. Возникшую ситуацию корреспонденту ЗАКС.Ру прокомментировал Владимир Бланк.

- Владимир Викторович, какие за время работы выявлены достоинства и недостатки новой системы госзаказа?
- Что касается достоинств, то здесь все очень просто. На сегодняшний момент мы видим, что при осуществлении реальной конкурсной процедуры экономия средств достигает 15-17%. Это, несомненно, достоинство, что есть возможность сэкономить такой большой объем денежных средств бюджета.
Недостатки на сегодняшний момент состоят в том, что мы получили механизм, который предъявляет высокие требования к формальной стороне дела. В случае, если главный распорядитель бюджетных средств по той или иной причине не заинтересован им пользоваться, то
Хорошо это или плохо с точки зрения конечной задачи? Собственно говоря, вся эта система госзаказа затевалась, во-первых, чтобы систему госзаказа сделать прозрачной, во-вторых, сделать ее по возможности наиболее экономичной. Безусловно, с соблюдением определенного уровня качества закупок. Но в первую очередь прозрачность и экономичность. Поэтому система в достаточной степени формальная, жесткая, с высокими требованиями к документации. В исторической перспективе на два-три года это очень хорошо.

- На заседании Правительства Вы сказали, что за последние месяцы образовалась упущенная выгода примерно в 600 млн. рублей. Как и по чьей вине это произошло?
- По-моему, точная цифра называлась в 570 млн. рублей. Это выгода, которую бюджет потерял из-за того, что главные распорядители бюджетных средств плохо планировали конкурсный пакет. Вот скажите, если у нас в бюджете утверждено, что дороги должны ремонтироваться или крыши, и мы это знали еще в ноябре месяце, когда был принят бюджет, неужели с того момента по сегодняшний день нельзя было подготовить соответствующую конкурсную документацию. Существуют такие курьезы, что сегодня на ремонт дворов во многих случаях еще не утверждена конкурсная документация, она проходит экспертизу. На вопрос нужна документация или нет, ответ однозначный нужна! Ведь именно документация определяет состав работ, что мы предполагаем сделать, определяет качество, а соответственно и цену. А в некоторых случаях этой документации нет.
Поэтому на вопрос, как и по чьей вине образовалась упущенная выгода, мы считаем, что из-за недостаточно качественного планирования конкурсной процедуры и отсутствия необходимой технической документации. Сегодня бюджет может оценить собственные потери в 570 млн. рублей.

- Неспособность некоторых ГРБС (главных распорядителей бюджетных средств) перейти к новой системе имеет объективные причины или сугубо субъективные?
- По моему личному мнению, я не вижу, чтобы кто-либо был неспособен, все справляются нормально. Здесь вопрос несколько в другом: кто пользуется этой системой эффективно, а кто неэффективно. В частности, статистика показывает интересные данные, что в случае, если конкурс проводит межведомственная комиссия, то эффективности конкурсных процедур 18%, а у главных распорядителей эффективность всего 3,5%. Разница в том, что в первом случае это коллективное принятие решений, а во втором индивидуальное. В первом случае документация есть всегда, во втором часто отсутствует. Это два существенных отличия. Поэтому способность некоторых главных распорядителей перейти к новой системе зависит лишь от подготовки документации. А неподготовленность документации это субъективная причина, это низкое качество работы. Цифры говорят сами за себя, а если кто-то почему-то не хочет экономить деньги, то ведомство должно на эти вопросы отвечать.

- Означают ли разногласия по вопросу новой системы госзаказа начало противостояния между разными комитетами Администрации?
- Противостояния нет, есть разные точки зрения. Противостояние может быть при слабом лидере, но нам это не грозит у нас сильный губернатор. Противостояния нет и быть не может.

- Ранее говорилось, что новая система может покрыть дефицит бюджета, но на последнем заседании Правительства в качестве максимально возможной экономии была названа сумма в 1,8 млрд, что покрывает менее половины дефицита. Почему это произошло?
- Все очень просто. Исходя из существующей на сегодня статистики государственного заказа, мы до конца года экономим 802 млн. рублей - это реальные вещи. Но это осуществлено лишь при 16% конкурсных процедур. Эта разница существует лишь потому, что госзаказ начал функционировать с первого января в новом варианте. Если доля конкурсных процедур составит 35%, то экономия будет 2 млрд. 519 млн. рублей.
Поэтому когда мы говорим о том, возможно ли покрыть этот дефицит или нет, ответ простой возможно. Но для этого, все братья как один должны уйти от единственного источника, или, по крайней мере, более эффективно размещать единственный источник. Именно поэтому мы, например, потребовали внести в госзаказе изменение, согласно которому в случае если конкурс оказался несостоявшимся, то возмещение его у единственного источника должно быть на 10% дешевле, чем по конкурсу. Так надо вводить экономические стимулы, экономить деньги. Я считаю, что при таком подходе у нас это получится. Хотя при дефиците бюджета на этот год в 3,5 млрд. рублей все равно мы не дотягиваем, но на следующий год у меня более оптимистичные надежды на покрытие дефицита бюджета. Основная проблема, еще раз подчеркиваю, состоит в том, что доля конкурсных процедур очень мала всего 16%. Тогда как доля в 35% позволяет экономить почти дефицит бюджета.

- Каковы ближайшие цели и дальнейшие перспективы новой системы?
- К исполнению государственного заказа в Санкт-Петербурге будет допускаться только предприятия, работающие рентабельно и выплачивающие минимальную заработную плату в размере, превышающем прожиточный минимум. Если меньше предприятие не проходит квалификацию. То есть обязательные требования к предприятию, участвующему в конкурсе на госзаказ: рентабельность и зарплата не меньше прожиточного минимума. Это два основных изменения, которые, кстати, уже вставлены в проект. Соответствующее постановление Правительства будет принято в июне месяце.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости16 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама