ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 7 июля 2004, 12:11

Цветы жизни. Руководство по эксплуатации

На последнем заседании депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга отняли у еще не родившихся в городе детей 60 млн. рублей в 2004 бюджетном году. При этом законопроекты о компенсационных выплатах в связи с рождением ребенка, ограничивающие семьи со среднедушевым доходом выше одного или двух прожиточных минимумов в праве на получение пособия на ребенка, были отклонены.

Напомним, что согласно Закону Санкт-Петербурга "О компенсационных выплатах жителям Санкт-Петербурга в связи с рождением ребенка и уходом за ним", вступившему в силу 1 января 2002 года, все семьи Петербурга могут рассчитывать на два вида компенсаций - единовременную и ежемесячную. Единовременная (в размере 3,5 прожиточных минимумов для детей) выплачивалась на каждого ребенка вне зависимости от материального положения и социального статуса родителей, а ежемесячная (в меньшем объеме) - только семьям, чей среднедушевой доход (включая новорожденного) ниже величины среднего прожиточного минимума. Таким образом, приняв изменения в городской бюджет, сократившие программу компенсационных выплат, но не приняв поправки в закон о компенсационных выплатах, подготовленные губернатором и депутатом Евдокимовой, парламентарии поставили город в странное положение. Никаких цензов и ограничений на получение единовременной выплаты нет, но запланированная на компенсации сумма сократилась притом, что по прогнозам в 2004 году родится не меньше детей, чем в 2003 около 40 тысяч.

Таким образом, создано правовое поле для обращений в суд на основании весеннего решения Конституционного суда о том, что все изменения объемов прогнозируемых выплат гражданам, должны проводиться поправками в соответствующие законы, а не поправками, изменяющими содержание бюджета. Это решение касается федерального законодательства, но может быть распространено и на региональное. Проблемы с выплатами возникнут, скорее всего, ближе к концу года, но сама по себе ситуация вызывает опасение семей, в которых в ближайшее время должно произойти пополнение. Однако вопрос не сводится к тому, кому давать деньги на детей, а кому нет, хотя это тоже важно. В принципе, в Петербурге нет проблемы достать липовую справку о зарплате и поэтому те, кто очень захотят получить из бюджета 8, 6 тысяч рублей, их получат. Часть зарабатывающих чуть больше прожиточного минимума, но не любящих походы по инстанциям и сбор документов, просто не станет связываться. Но проблемы бюджетных трат это не решит и, в конечном счете, этот аспект детского вопроса не так сложен и опасен для развития ситуации.

Реализация закона о компенсациях сейчас под угрозой не столько из-за сокращения объема выплат и споров о заслуживающих эти деньги. В перспективе реализация положений закона может серьезно осложниться из-за действий игроков на рынке детских товаров, желающих поучаствовать в раскрученном проекте. Сейчас работает система, на отлаживание которой понадобилось значительное время: на каждого рожденного ребенка заводится карточка Детская банка Санкт-Петербург, на которую перечисляются компенсации. Отоварить эту карточку можно только в сети магазинов Здоровый малыш (созданной ЗАО Спецобслуживание), где продаются исключительно товары для детей 0-2 лет. На первый взгляд, наблюдается картина монополизации рынка, однако в 2002 году только одна компания захотела принять участие в этой социальной программе, и поэтому проведение тендера не понадобилось.

Кроме того, участие только одной компании в программе позволяет городу жестко контролировать деятельность сети, ее ценовую политику и ассортимент. Участвующая в программе компания также обязана распространять информацию о проекте и обеспечивать карточной системе доступность и известность. В свое время Комитет по труду и социальной защите доказал МАП, что в данной программе целесообразно участие только одного хозяйствующего субъекта, в том числе потому, что наличие одного торгово-сервисного предприятия дает право администрации Петербурга ориентировать это предприятие на отечественных производителей товаров детского ассортимента и таким образом выполнять государственные программы по обеспечению безопасности российских граждан. Кроме того, ценовая политика сети магазинов Здоровый малыш определяется межведомственной комиссией - предельный уровень торговой наценки к отпускной цене производителя или дистрибьютора утверждается четырехсторонним протоколом между Комитетом по труду и социальной защите населения, Комитетом финансов, Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли и Комитетом по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга.

Тем не менее, успешность программы и возможность тратить деньги, выданные на новорожденных только в одной сети, кажутся другим существующим на рынке детских товаров фирмам несправедливыми с точки зрения их интересов. В принципе аргумент о необходимости свободы выбора магазина и более широких возможностях ассортимента имеет право на существование. Однако с учетом урезания программы компенсаций, не очень понятно, на какие средства можно провести реорганизацию программы и включить в ее деятельность другие фирмы. Так, в случае привлечения других сетей придется создавать единую компьютерную базу данных по поставкам, продажам, ценам и качеству товаров, на что вряд ли согласятся все потенциальные участники. К тому же пока все торговые сети кроме Здорового малыша не приспособлены для участия в программе их магазины неравномерно распределены по территории города, а ассортимент не ограничивается строго товарами только для детей до 2 лет. К тому же городу будет сложнее контролировать ценовую и закупочную политику нескольких сетей сразу и следить за соблюдением правил трат компенсации. Если сейчас по карточке нельзя купить одежду и игрушки старшим детям или лекарства взрослым, потому что их просто нет в ассортименте, то при включении в программу других магазинов это станет вполне возможным. Таким образом, возникает опасность того, что новорожденные дети недополучат то, что город запланировал для них, и в таком случае бюджетные траты действительно окажутся неэффективными.

К тому же, обеспечить в краткие сроки лицензирование новых сетей, соответствие их деятельности и продукции нормам качества и требованиям контрольных органов, а также информирование населения об изменениях в программе будет сложно и с высокой долей вероятности приведет к сбоям в работе проекта. Конечно, некоторые сложности есть и сейчас в Здоровом малыше не всегда можно найти коляску желаемого редкого оттенка или же нужный товар быстро раскупается, но зато магазины сети есть в каждом районе (из расчета 1 на 700 новорожденных) и карточки не привязаны к месту прописки.

Осложнения в реализации программы были бы тем более обидны, что отлаженная система адресной выдачи компенсаций и контроля за их тратами существует только в Петербурге. К тому же важно, что программа помощи направлена в большей степени на защиту детей из небогатых семей, которые просто не могут себе позволить крупные покупки в других сетях. В рамках программы на все детские товары в Здоровом малыше наценка не превышает 11,8% от закупочной, однако нет гарантий что при распылении программы на несколько сетей такая ситуация сохранится. Известно экономическое правило, что равная прибыль может достигаться за счет низких цен на товары и высоких объемов продаж и за счет высоких цен и низких объемов продаж. Пока на рынке социальной защиты новорожденных - первая ситуация, но когда прибыль одной сети будет делиться на нескольких участников, их удовлетворение от проекта будет ниже и предотвратить ценовой сговор будет сложнее.

Социальные же последствия будут еще более тяжелыми. Рост рождаемости наблюдается в Санкт-Петербурге только в последние несколько лет по данным администрации города, в 2002 году родилось 37 720 детей, в 2003 40 700 детей. Это все еще меньше показателей 1990 года, когда было зарегистрировано 55 тысяч 733 рождения, но прогресс налицо. По мнению главного педиатра города Льва Эрмана, сейчас Петербург является настоящим европейским городом по показателям рождаемости и младенческой смертности: рождаемость составляет 6,8 малышей на тысячу населения, младенческая смертность - 6,8-7,9 на тысячу родившихся, что соответствует европейским показателям. Эксперты убеждены, что программа, попадающая сейчас под угрозу изменений, сыграла значительную роль в деле повышения показателей рождаемости. Кроме того, важно, что закон стимулирует рождение второго ребенка, на что молодые пары отваживаются гораздо реже, чем на рождение первенца. Сейчас ежемесячная компенсационная выплата зависит от того, какой по счету ребенок родился в семье: на первого выплачивается 50% прожиточного минимума, на второго 65%, на третьего 35%. Эти средства позволят родителям обеспечивать ребенка питанием.

Однако эта возможность существует именно за счет более низких цен в сети, которую конкуренты обвиняют в монополизме. При этом совершенно очевидно, что обеспеченные и богатые родители скорее польстятся на широкий ассортимент в магазинах Дети, Бинко и Кенгуру и не обратят внимание на зачастую более высокий уровень цен. Кроме того, эти сети позволяют одновременно обеспечить семью товарами для детей разных возрастов, а для многих категорий населения такой подход более выгоден. Таким образом, деятельность разных сетей направлена на удовлетворение запросов разных групп покупателей, и поэтому нельзя говорить, что клиенты одних магазинов перебегут к конкурентам.

К тому же и вице-губернатор Санкт-Петербурга Людмила Косткина, и глава Комитета по труду и социальной защите Владимир Дербин считают, что программа работает эффективно в том виде, в котором она существует сейчас. По их мнению, любые изменения в работе программы могут привести к сбоям, что крайне негативно скажется на детях, чьи права программа и призвана защищать. Косткина убеждена, что деятельность компании-участника программы и работу контролирующих его органов необходимо строго проверять, но это и так осуществляется на регулярной основе. Тем не менее, руководство конкурирующих сетей обвиняет администрацию города в нарушении антимонопольного законодательства и снижении своих прибылей за счет оттока покупателей и явных преференциях чиновников в отношении заранее выбранного участника рынка услуг детям. С учетом того, что законодательная власть в Санкт-Петербурге любит работать в пику исполнительной, компании, борющиеся за расширение своей доли на выгодном рынке, могут использовать депутатов как проводников своих идей. Уже сейчас идет речь о создании некой ассоциации участников детского рынка для борьбы за права компаний. Однако всем и участникам рынка, и депутатам, и губернатору города, которая во время избирательной кампании позиционировала себя как женщину и мать, необходимо помнить, что в данном случае дело не в правах участников рынка. Программа направлена даже не на защиту прав родителей она защищает исключительно и однозначно права детей, которые никак не могут постоять за себя ни в ЗакСе, ни в МАПе.

Впрочем, если сократить программу сейчас и повысить цены на детские товары, то это можно превратить в приятную для бюджета тенденцию: детей станет рождаться меньше, траты на них снизятся и высвобожденные средства можно будет потратить с большей для города пользой. Тогда через какое-то количество лет мода на детей совсем пройдет и проблема естественным образом снимется с повестки дня.

Мария СИНИЦЫНА

Мария Синицына


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама