ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Ху из ху 31 августа 2004, 10:50

Михаил Бродский. Профессор в Смольном

Михаил Наумович Бродский, родившийся 4 марта 1948 года в Ленинграде, довольно долго искал свой путь в жизни, пока не понял главное: важнее всего оставаться около власти.

Родители Михаила Наумовича считали образование важным фактором для любой карьеры, поэтому неудивительно, что после школы Бродский сразу же отправился учиться дальше. Закончив экономический факультет ЛГУ, он спокойно трудился в судостроительной промышленности. Поскольку против Советской власти Михаил Наумович благоразумно не выступал, проблем с защитой кандидатской диссертации не возникло.

После Университета работал в судостроительной промышленности, объездил практически все судостроительные заводы страны. Заочно учился в аспирантуре, сдал кандидатские экзамены, а затем вступил на преподавательскую стезю, обосновавшись в ленинградском Финэке.

От Минвуза СССР Михаил Наумович получил предложение поехать в Туркмению и поработать завкафедрой экономики и социологии труда Туркменского института народного хозяйства. После развала СССР и получения Туркменией независимости президент Туркменистана Сапармурат Ниязов пригласил Бродского работать в президентский совет, где тот курировал науку, образование и здравоохранение, руководил реформой науки в Туркменистане, создал инновационный фонд для финансирования прикладной науки. Был проректором Ашхабадского университета по экономике и финансам. Михаил Наумович вполне мог дослужиться и до министерской должности при туркменбаши, но волей случая попал на учебу в марсельский университет, а потом решил, что Туркмения теперь для него слишком мелко.

Из Франции он вернулся в Санкт-Петербург, где у него, кстати, нашелся знакомый по среднеазиатским временам Виктор Лобко, трудившийся в ЦК КП Узбекистана во времена командировки Бродского.

До 1998 года Михаил Наумович совмещал преподавание в Финэке с работой экспертом Законодательного собрания города по экономике. Но затем должности эксперта ему оказалось мало, и Бродский отправляется на выборы в составе блока Юрия Болдырева. Впрочем, поначалу он собирался баллотироваться как представитель Демократической России (под влиянием старой знакомой Галины Старовойтовой), но вовремя нашел более удачный вариант.

Поддержка популярного блока Юрия Болдырева помогла Михаилу Наумовичу разгромить на выборах представителя партии Наш дом Россия Александра Прохоренко и занять место в Мариинском дворце. Впрочем, как и подавляющее большинство болдыревцев, Бродский менее чем через год покидает этот блок и создает вместе с Сергеем Мироновым фракцию Законность. При этом он благополучно забыл предвыборное обещание сложить с себя полномочия парламентария в случае ухода от Болдырева.

Сближение Михаила Наумовича с Сергеем Мироновым началось с самого начала работы ЗакСа второго созыва. Они вместе разрабатывали Закон о госзаказе Санкт-Петербурга. Этот закон, окончательно принятый в апреле 1999 года, помог целому ряду фирм обрести статус монополистов в госзаказе Петербурга: городу продавались товары и услуги по завышенным ценам. Известны, например, многочисленные скандалы с закупкой льготных лекарств, отданные на откуп фирмам, подконтрольным Константину Яковлеву (Косте Могиле) и с капитальным ремонтом и строительством, где ключевыми фигурами являлись отец и сын Молчановы, тесно связанные с Сергеем Мироновым.

Едва в Законодательном собрании появилась фракция СПС, Михаил Наумович оказался в ее рядах и стал ее координатором, объединившись с Леонидом Романковым, Юрием Гладковым, Михаилом Толстым и Алексеем Ковалевым. Внутри популярного в то время Союза правых сил Бродский одно время претендовал на лидерские позиции, и даже пытался баллотироваться на пост руководителя петербургского отделения партии в конце 2001 года. В конечном итоге он проиграл бывшему коллеге по Демроссии Григорию Томчину. Поражение Михаил Наумович воспринял с неудовольствием, заявив, что интеллигенцию такой результат голосования от партии оттолкнет. Но пока что обоим конкурентам приходилось терпеть друг друга: объединяло наличие общих противников в местной исполнительной власти.

В петербургском Законодательном собрании Бродский являлся последовательным и непримиримым противником губернатора Владимира Яковлева. Известен даже такой эпизод: во время утверждения Ирины Потехиной на пост вице-губернатора Бродский заявил, что кандидат лично ему импонирует и, безусловно, нравится как человек и специалист, но голосовать за нее он не будет, поскольку та является ставленником Яковлева.

Возглавив Контрольную группу, Михаил Наумович сделал ее острием борьбы против Смольного, неустанно разоблачая факты нарушения, допускаемые сотрудниками тогдашней городской Администрации. Ответ не замедлил последовать.
28 декабря 2001 г. Бродский был избит у дверей петербургской квартиры своей дочери. Руководство СПС немедленно обвинило в организации нападения на координатора своей фракции влиятельного тогда в Смольном чиновника Виктора Яцубу.

Впрочем, в СМИ циркулировали и другие версии, отмечавшие, что Михаил Наумович со товарищи совершенно напрасно пытается свалить инцидент на политику. Журналисты вспомнили, что одно время Бродский довольно тесно общался с семейством Мирилашвили. Якобы избиение стало своеобразным намеком депутату на необходимость активизировать борьбу за освобождение авторитетного предпринимателя из СИЗО.

Так или иначе, свою борьбу против Смольного парламентарий активно продолжил. Он был одним из инициаторов запроса в Уставный суд о том, является ли спикер Сергей Тарасов "руководителем органа государственной власти". Этот запрос появился вскоре после попытки спикера ЗакСа провести аттестацию председателя Контрольно-счетной палаты Дмитрия Буренина, по инициативе которого было возбуждено несколько громких уголовных дел против ряда высших чиновников Смольного. Благодаря обращению в суд, осуществленному руками эспеэсовца Бродского, полпредству удалось тогда предотвратить аттестацию Буренина, которая вполне могла закончиться его увольнением.

Дружба с КСП оказывалась весьма важным для Михаила Наумовича вопросом. Дело в том, что Бродский совместно с экс-депутатом (а ныне судьей Уставного суда) Алексеем Ливеровским учредил в свое время при Финэке Институт права, занимавшийся исследованием городского законодательства. Недоброжелатели Бродского и Ливеровского регулярно пытались их обвинить в использовании Института для отмывания денег. И тут хорошие отношения с городским контролером дорогого стоили.

Тесное сотрудничество с полпредством естественным образом привело Михаила Наумовича к сотрудничеству с программой Диалог, одной из целей которой было сформировать антияковлевское большинство в городском парламенте и не допустить избрания Владимира Яковлева губернатором. Впрочем, в этой борьбе Михаил Наумович потерпел поражение, проиграв Владимиру Кучеренко.

Провал на заксовских выборах обострил отношения Бродского с лидером местных правых Томчиным, открыто обвинившим экс-координатора фракции в неумении переизбраться. Окончательно разобидевшийся Бродский во внутрипартийном противостоянии стал активно играть против Томчина, блокируясь с любыми его оппонентами. При этом Михаил Наумович умудрился, не выходя из СПС, вступить в Совет сторонников Единой России. Ничтоже сумняшеся он заявляет, что подобная практика не только не противоречит партийным уставам СПС и медведей, но и способствует консолидации правых, единороссов и яблочников.

Еще до того, как долго колебавшийся СПС принял решение поддержать Валентину Матвиенко на губернаторских выборах, Михаил Бродский поспешил войти в состав ее Проектного Комитета. Как и некоторые другие его соратники по партии (к примеру, Андрей Лихачев и Виталий Мартыненко), он хорошо понял полпред всерьез намерена пересесть в кресло градоначальника, а Кремль ей всячески поможет. И тут считающему себя рафинированным интеллигентом профессору и экс-депутату пришлось делать выбор: либо всеми силами встать на защиту кандидата, располагающего нелюбимым правыми административным ресурсом, или надолго попрощаться с мечтами о возвращении в политику. Первый вариант выглядел явно перспективнее.

Вознаграждение последовало довольно скоро. Осенью 2003 г. Михаил Наумович возвращается в Законодательное собрание. Только не в качестве депутата, а как новый представитель Администрации Санкт-Петербурга в городском парламенте. Иронично, но после проигрыша на выборах депутатов его предшественник Александр Прохоренко тоже какое-то время обретался в статусе губернаторского эмиссара в Мариинском дворце. Так сказать, утешительный приз.

А вот СПС новая должность партийного активиста явно не особо устроила: правые ждали большего в обмен за голоса, отданные Валентине Ивановне. Руководство СПС, однако, не поняло в отличие от Михаила Наумовича перебегать на сторону победителей надо было вовремя. Тем более, что в Смольном работал вице-губернатором Юрий Молчанов, с которым Бродского, как отмечено выше, связывали совместные воспоминания о лоббистской деятельности. Так что Михаил Наумович далеко пойдет.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости23 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама