ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Ху из ху 7 октября 2004, 12:46

Сергей Никешин: история бюджетно-финансового изобретателя

Родившийся 7 мая 1956 г. Сергей Николаевич Никешин является парламентским долгожителем. С тех пор, как он стал депутатом Ленинградского городского совета, он не покидал стен Мариинского дворца, как бы не менялись политические декорации.

Никешин успел долго поучиться: сначала - Ленинградский политехнический институт, затем Ленинградский инженерно-экономический институт им. П. Тольятти, уже в депутатские времена стал заочником в СПбГу.

Во время октябрьских событий 1993 года Сергей Николаевич, в числе двух десятков депутатов, подписал письмо в адрес президента Бориса Ельцина с просьбой распустить городской Совет как мешающий проведению "поэтапной конституционной реформы". После того, как Кремль дал добро на роспуск Ленсовета, Никешин спокойно отправился на выборы Законодательного собрания и в 1994 году вновь обзавелся мандатом народного избранника.

Сергей Николаевич личность известная. Именно он вместе с нынешним спикером Совета Федерации, а тогда депутатом городского Законодательного собрания Сергеем Мироновым, изобрел финансовый фокус, от которого до сих пор в полной мере Санкт-Петербург не сумел отойти. Когда парламентарии не хотели принимать подготовленный в мэрии бюджет города на 1996 год, да еще и заартачились по поводу идеи переноса выборов губернатора на срок, выгодный действовавшему главе Санкт-Петербурга, именно вышеупомянутые депутаты придумали форму компромисса.

По их инициативе Анатолий Собчак согласился подписать закон, передававший на усмотрение Законодательного собрания расходование двух третей резервного фонда Северной столицы. Сложно переоценить дальновидность Сергея Николаевича и Сергея Михайловича: ушел проигравший выборы Собчак, взошла и закатилась политическая звезда его преемника Яковлева, а депутатская поправка, меняя названия и формы, кочевала из бюджета в бюджет. Оно и понятно парламентарии получали право распределять в своих округах огромные суммы и на благие дела, и на откаты, и на подкуп избирателей. Кстати, идея была опробована еще при Советской власти: 1% ленинградского бюджета распределялся по предложениям членов Ленгорсовета депутатов трудящихся. Каждый из них получал свою "долю" и в дальнейшем мог отчитаться перед трудящимися о конкретных достижениях. Депутаты первого демократически избранного Ленсовета от резервных фондов отказались: пришедшие во власть романтики не хотели давать повод заподозрить себя в злоупотреблениях. А Сергея Николаевича, видимо, подобные интеллигентские бредни не особо волновали.

Он, кстати, нашел достойное применение деньгам по своей бюджетной поправке. В 1996 году Никешин выделил 4 миллиарда рублей на организацию отдыха ветеранов, работников образования, культуры и средств массовой информации на курорте Аликанте в Испании. При этом многие газеты упоминали, что, по странному стечению обстоятельств, именно в Аликанте фирма Сергея Николаевича владела недвижимостью. А в 1997 году он же выделил 400 миллионов рублей на модернизацию оборудования для Инженерно-экономической академии, в которой он впоследствии защищал докторскую диссертацию по экономике.

Весьма дальновидно Сергей Никешин распорядился своим резервным фондом и в 1998 году, выделив более 700 тыс. рублей "на финансирование дополнительного тиража для малообеспеченных слоев населения" газете "Санкт-петербургские ведомости". В свою очередь "Ведомости" в январе - накануне выборов в петербургское местное самоуправление - распространяли по избирательному округу N14 спецвыпуск, посвященный кандидатам от общественного фонда "Ульянка". Президентом этого фонда и депутатом от 14-го округа является как раз Никешин.

В период существования очередной партии власти Наш дом Россия Сергей Николаевич был среди руководителей ее заксовской фракции, и входил в состав политсовета НДР. По некоторым сведениям, он намеревался стать лидером петербургского отделения нашдомовцев, но его обошел Сергей Беляев. Небезынтересно заметить, что избирательным штабом НДР в 1995 году руководил виице-мэр Владимир Путин, позднее возглавивший штаб Собчака.

С обоими политиками Никешин был неплохо знаком. В рамках существования фирмы XX трест. В 1995-1996 гг. следственный комитет МВД России и 2-й отдел ГУВД Санкт-Петербурга возбудили уголовное дело 144128 в отношении строительной организации при питерской мэрии. Фигурировали в нем также и высокопоставленные чиновники городской администрации. Одновременно в конце 1996 начале 1997 гг. местное контрольно-ревизионное управление Минфина РФ произвело проверку отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Двадцатого треста за 19931996 гг. Бессменным руководителем организации как раз и числился Сергей Никешин, являвшийся в то время в ЗакСе зампредседателя бюджетной комиссии.

Согласно уставу основным направлением деятельности Двадцатого треста являлись строительство, реконструкция и ремонт промышленных объектов и зданий жилищного, бытового и культурного назначения в России и за рубежом. Отношения со Смольным корпорация установила превосходные. По личным указаниям мэра Санкт-Петербурга Собчака и его заместителей Путина, Кудрина и Маневича Двадцатый трест получил льготных кредитов и ссуд на сумму более 23 млрд рублей. Фактически же на нужды города под госзаказ было освоено около 1 млрд рублей к такому неутешительному выводу пришли ревизоры. Куда делись остальные деньги, проверка так и не сумела выяснить до конца. Однако факты разбазаривания государственных денег уместились на 52 листах документа, а потом послужили основой вышеуказанного уголовного дела.

Что же это за факты? К примеру, в ноябре 1995 года из бюджета города Двадцатому тресту было выделено 415 млн рублей (свыше 200 тыс. долларов) на реконструкцию православного женского монастыря в Израиле. Специалисты действительно побывали на Ближнем Востоке, но работ произвели на сумму в десять раз меньшую. При этом Никешин в 1995 г. отправил в мэрию письмо, в котором сетовал на нехватку денег и просил добавить бюджетного финансирования. Кстати, вице-мэр Путин свою утвердительную резолюцию на документе поставил.

Оперативно-следственная бригада, проводившая дело, сочла, что монастырские деньги в числе прочих бюджетных средств были корпорацией конвертированы и направлены на счета в испанские банки, откуда затем частично израсходованы на приобретение двух 32-квартирных домов типа апартамент-отелей в Испании, в местечке Торревьеха. Мэрия, правда, отправила отдыхать в Торревьеху городских ветеранов. Но проверка КРУ выяснила: вместо обычных 600 долларов (средняя цена двенадцатидневного тура в Испанию) каждая путевка обошлась казне почти в 2 тысячи долларов. А среди ветеранов каким-то таинственным образом оказались хозяин всех бюджетных средств города, начальник федерального казначейства по Санкт-Петербургу В. Каретин и все руководство Двадцатого треста вместе с семьями...

И так далее: переводы баснословных сумм западным компаниям за предоставление мифических маркетинговых услуг, ежегодное получение акционерами Двадцатого треста солидных дивидендов (хотя никакой прибыли корпорация в отчетных документах не показывала), сомнительные сделки с недвижимостью совместно с ООО Ленвест, так и не состоявшийся прожект строительства башни Петр Великий в устье реки Смоленки (на который ухнули более миллиона долларов бюджетных денег). В общем, ревизоры сочли траты необоснованными, а бюджетные средства невозвращенными. По состоянию на 1 января 1997 г. задолженность ХХ треста городу составила 28 миллиардов 455 миллионов 700 тысяч рублей. Вот только дело свернули в 1997-1998 гг. По известным причинам, уже не имевшим к Сергею Николаевичу отношения.

Никешина проигрыш команды Собчака-Путина на губернаторских выборах особо не опечалил. Вскоре депутат уже успешно договорился о сотрудничестве с новой смольнинской командой, не потеряв связей и с прежними обитателями Смольного. На выборах в декабре 1998 года в первом туре Никешин собрал треть голосов, а во втором на 10% голосов опередил своего соперника от блока Юрия Болдырева. Интересно, что как раз в 1998 году "ХХ трест" после череды скандалов обанкротился и фактически прекратил свое существование. Однако хорошие связи помогли Сергею Николаевичу сохранить место в ЗакСе.

В ЗакСе второго созыва он в конечном итоге вошел в состав фракции "Городские районы" (координатор Сергей Анденко). Группа объединяла преимущественно выходцев из фракции "Санкт-Петербург", распавшейся после того, как Константин Серов ушел в оппозицию к губернатору. Возглавив в парламенте Бюджетно-финансовый комитет, Никешин ревностно защищал интересы окружения Владимира Яковлева. Вместе со спикером Тарасовым он лоббировал ограничение в правах Контрольно-счетной палаты, оказавшейся на стороне полпредства. Дошло до скандала: на одном из заседаний Сергей Николаевич оскорбил председателя КСП Буренина, а тот заявил, что Никешин, Анденко и Матвеев ему угрожали.

Никешинскому перу принадлежал один из проектов закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Петербурга "О контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга". В частности, Сергей Николаевич предлагал исключить статью 3, где говорилось, что КСП действует на основе гласности, независимости, законности, объективности. Проект давал право КСП участвовать в заседаниях ЗакСа и администрации города лишь с совещательным голосом. Исключал проект и часть 5 статьи 6, позволявшую председателю КСП право самому формировать штат палаты. Поговаривали, что у главы БФК был свой конкретный интерес в этом деле. Он частенько намекал на необходимость своего перевода на работу в Смольный, в кресло главы Комитета финансов. Правда, полпредство Буренина и КСП отстояло уж очень мощным оружием это было в противостоянии со Смольным.

В ходе баталий вокруг попытки перенести срок выборов губернатора на выгодную для Яковлева дату Сергей Николаевич разошелся не на шутку, и даже попытался побить ногами коллегу из яблочной фракции. Кстати, Никешин известный специалист по ногоприкладству. В 1999 году против него было возбуждено уголовное дело за избиение руками и ногами депутата ЗакСа Анатолия Кривенченко. Под Новый год, правда, дело закрыли: Сергей Николаевич деятельно раскаялся.

Как опытный бизнесмен, Никешин не стремился складывать все яйца в одну корзину. Оставаясь верным яковлевцем, он на всякий случай наладил и контакты с вполне пропутинским Единством.

Выборы декабря 2002 года стали для Сергея Николаевича серьезным испытанием. Как человек, привыкший мыслить практически, он понимал: от исхода голосования будет зависеть политический ландшафт города. Поэтому важно было не прогадать. И, оставаясь в рядах сторонников третьего срока для Яковлева, он не забыл о добрых отношениях и с полпредством. В итоге основную часть своей агитации в печатных СМИ Сергей Николаевич осуществлял во вполне антисмольнинской газете Петербургский Час Пик. Те выборы Никешин выиграл, собрав три четверти голосов в округе.

Но потом пришло разочарование. Довольно быстро выяснилось, что фракция Сергея Анденко, в которую вновь вошел Никешин, не может рассчитывать на руководящие посты, как и весь блок Единый город. В лучшем случае за блоком полпредовской большинство резервировало кресло второго вице-спикера. Но Сергей Николаевич-то хотел сохранить за собой должность главы БФК. Смольному тоже был нужен на посту председателя БФК именно Никешин. Ведь у его преемника могли бы возникнуть нелицеприятные вопросы, способные развеять околоюбилейную помпу, с помощью которой городская администрация рассчитывала получить небывалые политические дивиденды. А Сергей Николаевич человек проверенный не должен был подвести. Увы На означенный пост нашлось много желающих. Ведь приближалась весенняя корректировка юбилейного бюджета, и этот пирог был воистину сладок.

В пылу борьбы за руководство БФК г-н Никешин не постеснялся публично озвучить компромат на коллегу, которого считает своим главным конкурентом. Его замечание о том, что член фракции КПРФ-НПСР Владимир Барканов в свое время был уволен из комитета по экономике за некомпетентность и недоверие, оказалось забавно по форме и обоюдоостро по существу. Ибо теперь парламентские оппоненты Сергея Николаевича оказались более не связаны канонами корпоративной солидарности и сочли себя вправе обнародовать вышеназванные пикантные подробности его богатой на события предпринимательской и политической биографии.

Позднее Городские районы, ставшие фракцией Мариинская вошли в блок с Единой Россией. Особо не скрывалось целью альянса являлся пересмотр пакетного соглашения и избрание Анденко вице-спикером, а Никешина главой БФК. Но вновь не сложилось. И тогда, выждав еще полгода, Сергей Николаевич без малейших сожалений покидает фракцию, перебравшись в ряды медведей. Там как-то надежнее показалось.

В общем, подводя итог, отметим неуклонное стремление Никешина быть всегда при власти. А близость к ней позволит получать хорошие дивиденды. К примеру, занять кресло главы КСП или БФК.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 марта
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама