ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 4 декабря 2014, 19:23

Дефицит: способы выживания

В России наблюдается повышение цен на продукты. Что наиболее ярко отразилось на примере гречневой крупы, за ноябрь подорожавшей более чем на 50%. В скором времени следует ожидать подорожания риса, пшеничной крупы, а также макаронных изделий (на 20-25%). Ожидая дефицит, угрожающий стать следующим этапом в истории злоключений на рынке продуктов, граждане уже начали делать запасы. В частности, закупается впрок, "но без экстремизма", предметами первой необходимости депутат Борис Вишевский. В беседах с ЗАКС.Ру советские диссиденты и правозащитники напомнили, как выживать в условиях тотального дефицита.

- В 90-х годах проблема для граждан была в том, что довольно быстро пустели полки. С прилавков сметали все. Я сам помню, как купил пятидесятикилограммовый мешок с сахаром, потому что всем казалось, что сахар подорожает во много раз, - рассказывает депутат петербургского ЗакСа Борис Вишневский. - Правда, все же такого подорожания не приключилось.

Парламентарий тогда оказался в ситуации, похожей на современную: произошел обвал курса рубля.

- Рубль грохнулся раз в пять, при этом часть денег у меня была тогда в рублевых облигациях. За них получить рубли удалось, даже без потерь, но в тот момент, когда получил их, в долларовом исчислении они уже в пять раз подешевели. Ничего сделать с этим была невозможно. Большие проблемы возникли у тех, кто был за границей в это время ,- говорит Вишневский.

Жена Бориса Вишневского Виктория Работнова рассказала о том, как ей приходилось считать каждую копейку.

- Я надеялась, что на день рождения ребенка подарю ему "Лего". Но к тому времени, когда малышу исполнилось два года, я утерла скупую слезу и сказала, что не смогу подарить ему долгожданный конструктор,- вздыхает Работнова. - Всю жизнь мечтала побывать на Крите. Поехать все-таки удалось, но экономила я нещадно. Вечерами, гуляя на острове по поселку, максимум, что могла позволить себе – чашку кофе.

Не просто чете Вишневских пришлось и во время кризиса 1998 года.

- В 98-м было безумно сложно. Мы все стали в три раза беднее. Работали очень много. У нас была небольшая сумма сбережений в долларах, и мы вкладывали все в рублевые облигации, - говорит Виктория Работнова.

Борис Вишневский уже начал запасаться продуктами впрок.

- Тогда, во время кризиса, люди сметали с полок все не скоропортящиеся продукты: консервы, сахар, муку, крупы. Сейчас, когда я сам хожу в магазины - особенно в сетевые - вижу, как народ изо всех сил запасается продуктами долгого хранения. Никто не верит Владимиру Владимировичу Путину в том, что от падения рубля мы только выиграем. Это все сказки для маленьких детей, потому что нефть дешевеет. Сам я, конечно, немного запасаюсь продуктами, но без экстремизма. Понимаю, прожить автономной лодкой в долгом плавании не получится, - рпизнается Борис Вишневский.

Тем временем в магазинах постепенно начинают появляться объявления из серии "Не больше 1 мешка гречки в одни руки", "Не больше 3 килограммов сахара в одни руки". О том, как справлялся с дефицитом 90-х годов, вспоминает советский диссидент, писатель Александр Скобов.

- В 91-м году начал работать в школе учителем истории. Тут много ждать не приходилось: смешная зарплата, денег было мало, в общем, было туго. Никогда не забуду, как в магазине выдавали не больше одной буханки хлеба в руки, - говорит Скобов. - Примерно в середине 90-х годов ездил по небольшим провинциальным городишкам. Помню, в одном из них местные сотрудники археологического музея, которые нас принимали, собирали где-то за городом крапиву, травы и варили суп, чем нас и потчевали.

По мнению Александра Скобова, сегодняшние цены "пока еще больно не кусают большую часть населения".

- Потому что за десятилетия нефтяного изобилия у людей накоплен определенный "жирок", на какое-то время этого запаса хватит, чтобы люди не почувствовали, что им реально стало хуже жить. Но когда кончится этот "жирок" (а я не вижу перспектив, чтобы это ухудшение прекратилось) тогда станет по-настоящему худо, - объясняет Александр Скобов.

Собеседники ЗАКС.Ру отмечают, что, быть может, не за горами те дни, когда для приобретения, например, молока, очередь в магазине придется занимать затемно.

- В январе 90 года родился ребенок, его молоком нужно кормить. А для этого - вставать в 5 утра, бежать в магазин, становиться в очередь, конец которой была на улице. Особенно сложно приходилось зимой: в мороз ждать по 1,5-2 часа ради бутылки молока. Тяжело было вообще с любыми вещами для малышей, - вспоминает Скобов.

Правозащитник, бывший депутат Госдумы Юлий Рыбаков рассказал, как он переживал "голодные девяностые".

- Большинство магазинов в первый день кризиса 1998 года просто закрылось, повесив на свои двери четыре замка. Продавцы разбежались, потому что все понимали, что за эти деньги продавать ничего нельзя. Цены росли настолько, что пока человек шел от сберкассы до магазина, нужно было бежать обратно и просить аванс, - иронизирует Рыбаков. - Я помню людей, которые приходили ко мне в приемную и в Петербурге, и в Москве, они спрашивали, как же так, на что нам жить. Я ничего не мог им ответить. Ситуация была действительно "аховая" для всех.

Анастасия Полозкова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама