Одна из излюбленных тем российских оппозиционеров – то, как проводить люстрацию в России после падения режима. Сейчас процесс люстрации проходит на Украине. Многие российские противники действующей власти следят за соседями, чтобы, наученные их опытом, попытаться люстрировать представителей власти на родине. Однако кое-кто из несогласных пока не определился, насколько и в какой мере люстрация в России необходима.
Российские "задумки"
Люстрация - это законодательные меры и практика недопущения в государственную службу, аппарат государственного управления, правоохранительные органы, на иные важные посты и в учреждения системы образования лиц, так или иначе связанных с репрессивным аппаратом прежних режимов или замешанных в коррупции.
Разговоры о люстрации, активно ходившие в первые годы постсоветской России, но стихшие впоследствии, возродились после широких протестных выступлений 2011-2012 годов. В частности, оппозиционер Алексей Навальный был и остается горячим ее сторонником.
-Я считаю, что это важная необходимая мера. Поскольку в "Единую Россию" заставили вступить всех – врачей, учителей. Если мы будем говорить: "Давайте всех исключим из любых систем управления и запретим всем, например, заниматься преподавательской деятельностью", как это было, например, в странах Восточной Европы, мы половину учителей просто-напросто выгоним. Но те люди, которые занимали высшие руководящие посты, которых никто никуда не заставлял, они сами хотели, я считаю, что эти люди непосредственно виновны в совершении преступления. Они непосредственно занимаются организацией фальсификации. Для всего народа было бы благом, если бы эти люди не занимались политической деятельностью и ушли, куда угодно: в бизнес, мемуары писали. Это сработало в Восточной Европе, - объяснял свою позицию Алексей Навальный.
В начале 1990-х в России обсуждались предложения о люстрации по восточно-европейскому образцу. Суть высказывавшихся предложений состояла в том, чтобы отстранить организаторов и проводников тоталитаризма из общественных и хозяйственных сфер. Пришедшие к власти в 91 году демократы не смогли реализовать эти инициативы, хотя предложения и оформлялись законодательно. Законопроект "О запрете на профессии для проводников политики тоталитарного режима" дважды безрезультатно рассматривали в Государственной Думе. Затем сторонники люстрации сдались, не в последнюю очередь из-за того, что не все в демократическом лагере поддерживали данную идею. Правда, по истечении лет многие посчитали такое отношение к люстрации ошибкой. Адвокат Аркадий Чаплыгин признается, что, столкнувшись с “беспределом” исполнительной власти из категорических противников люстрации перешел в стан сомневающихся.
- Я до последнего времени был категорическим противником люстрации, но после событий в Екатиренгофском округе (имеются ввиду фальсификации на прошедших выборах – прим. ЗАКС.Ру) мнение стало меняться, - рассказывает ЗАКС.Ру Аркадий Чаплыгин. - После того как я лично убедился, насколько грубо представители исполнительной власти нарушают закон, я колеблюсь. Но пока принципиальным сторонником люстрации назвать себя не могу - пока еще в процессе эволюции нахожусь.
Адвокат переживает за то, что пострадать могут невиновные.
- Люстрация содержит большое количество минусов, которые избежать не удастся. Права граждан будут ограничиваться по профессиональному признаку, по признаку политической принадлежности, - размышляет Чаплыгин. - Все-таки, нужно оценивать действие, а в этом случае люстрирующий орган будет принимать случайные ошибки за злонамеренные. Если судить по тому, что я читал о люстрации в Румынии и некоторых других странах Восточной Европы, претензий и неоднозначностей было там много.
К осторожности призывает и сопредседатель петербургского отделения партии "РПР-ПарНаС" Андрей Пивоваров.
- Я – максимум – за 10-процентную люстрацию. Знаю, что есть люди, которые за тотальную. Но они, по-моему, не понимают, о чём говорят. Десять процентов - это примерная цифра. Люди подвергаются люстрации "списочно", то есть те, кто заработал, кого мы конкретно знаем. Нельзя это делать массово. Иначе это будет хаос, - объясняет свою позицию Пивоваров. - Для примера: судебный корпус. Он огромный. Предположим, проводится люстрация всех. Но где взять столько юристов, готовых квалифицировано придти на их места? А решать это надо быстро - так как если это озвучено, то старые судьи работать не будут, а новых нет. Хотя бы в СИЗО сидят тысячи людей, у которых идет следствие, апелляция и так далее… Отпускать нельзя, судить некому, ждать незаконно. А вот если 10 процентов уберем, то оставшиеся 90 процентов понимают, что судить по старым правилам уже нельзя. И кто будет работать также, банально сядет или уйдет, и это даст очистку.
Украинский опыт
Активист украинского анархистского движения "Автономная опора" Антон Борода рассказывает ЗАКС.Ру про то, как проходит люстрации на Украине.
- Настоящая люстрация у нас не происходит. Чиновники, например, восстанавливаются по суду после люстрации, - рассказывает активист. - Прокурором Львова стал Роман Федик – его просто перевели из Днепропетровской области, где он попадал под люстрацию. Таких примеров много. Например, до сих пор "ведется производство" дел беркутовцев, которые подозреваются в том, что убивали протестующих на Майдане. Но никого не наказали. Честно говоря, я сразу предупреждал, что так и будет. Но тогда, после Майдана на меня люди смотрели, как на сумасшедшего.
Борода считает, что для настоящей люстрации нужны по-настоящему заинтересованные люди.
- Сейчас люстрационный комитет – это несколько человек, которые набираются из желающих. Единственная хорошая вещь – они обсуждают, кого они считают достойным люстрации, после чего голосуют. Сейчас люстрации во Львове подверглись человек сто. Но до самых вопиющих чиновников все равно не добираются. Людьми, которых комитет выбрал, занимаются правоохранительные органы. То есть люди, которые сами занимаются тем, за что нужно люстрировать. Да еще комитет может забыть о человеке, после того как проголосовал. Дело в неорганизованности людей. Если они начнут сильнее давить снизу, то можно провести уже настоящую люстрацию, даже по такой же процедуре. Процедура-то неплохая, - говорит собеседник ЗАКС.Ру.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1
Наш сайт использует куки. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.