ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 25 октября 2004, 17:10

Закон укрепления партийной зависимости

Российская партийная система вошла в стадию укрупнения, свидетельством чему является внесенный в Государственную Думу законопроект об увеличении минимальной численности партии с 10 до 50 тыс. членов. Не исключено, что в ходе обсуждения число 50 тыс. увеличится вдвое. С одной стороны, налицо желание власти создать в стране крупные и дееспособные партийные фигуры. Это не может не быть позитивным фактором в деле формирования политической структуры России. В то же время, отечественная практика партстроительства заставляет усомниться в реальности достижения этой цели. Гораздо вероятнее иное те, кто пройдет сито перерегистрации по новым правилам, станут гораздо более зависимыми от власти.

В настоящее время в России существуют несколько десятков политических партий. Законы, принятые в 2001 году и установившие норму в 10 тыс. человек как минимум для создания новой партии, мало что изменили в этой ситуации. Большинство карликовых партий продолжали действовать и даже принимали участие в федеральных выборах. Так, Концептуальная партия "Единение", удачно выбравшая название, даже преодолела порог в 1% голосов избирателей благодаря схожести названия с Единой Россией. Известны такие проекты как Партия мира и единства Сажи Умалатовой, Консервативная партия Льва Убожко, Либеральная Россия Виктора Похмелкина - Бориса Березовского и тому подобные структуры. Все они успешно сумели представить в Минюст паспортные данные на 10 тысяч своих активистов.

Естественно, наличие карликов невыгодно как обществу (заинтересованном в нормальной политической системе), так и власти и более крупным политическим партиям (обеспокоенной растаскиванием голосов).

Но налицо и иная сторона предложенного закона. Новые, более крупные партии, либо будут действовать по указке Кремля, либо окажутся вынуждены считаться с его интересами.

Уже порог в 50 тыс. членов (не говоря о 100 тыс.) ставит под вопрос существование практически всех имеющихся политических партий.

Без проблем порог преодолевает Единая Россия, чья численность перевалила за 800 тыс. человек и которой обеспечена активная помощь в виде административного ресурса.

Вторым кандидатом в новую партийную систему оказывается КПРФ, в рядах которой, по разным данным, состоит от 200 до 500 тыс. человек. Кстати, предлагаемая новая численность партий может поставить крест на проекте Всероссийской Коммунистической партии будущего. Способность семигинцев набрать даже 50 тыс. членов весьма спорна.

Но проблемы у КПРФ все-таки есть. Минюст, к примеру, утверждает, что коммунистов никак не более 180 тысяч. А если вычесть тех, кто ушел с семигинцами и тех, кто выбывает в силу естественных демографических причин, то через какое-то время порог в 100 тысяч активистов станет для КПРФ серьезным. Кроме того, на пятки зюгановцам в регионах будет наступать Родина, пытающаяся переманить к себе левый и в целом протестный электорат.

У либералов проблем также хватает. В СПС на сегодняшний день состоит 35 тысяч человек (часть из которых, видимо, уйдет в создаваемую Ириной Хакамадой партию), в Яблоке - 85 тысяч (и явлинцы также продолжают терять кадры). Обе партии балансируют на грани прохождения избирательного барьера, что снижает их привлекательность для избирателей и потенциальных партийных рекрутов. Естественно, можно элементарно нарисовать нехватающих партийцев. Но это, во-первых, приведет к еще большей рыхлости СПС и Яблока, а во-вторых, поставит их в жесткую зависимость от Кремля. Скрыть факт приписок будет нелегко, и это позволит держать либералов на коротком поводке, не позволяя им выходить за определенные пределы в критике действий федеральной власти.

То же самое касается и Родины с ЛДПР. Если ЛДПР преодолевает порог в 50 тыс. без проблем, то набрать вдвое большее число (реальных) партийцев нелегко будет и Жириновскому. Электоральные же успехи Родины пока не подкреплены активным организационным строительством на местах. Естественно, как и либералы, представители лево-националистического фланга российской партийной системы могут набрать в партии мертвые души. Но тогда также им придется все время оглядываться на Кремль. Впрочем, они и сейчас не находятся в серьезной оппозиции.

В итоге новая партийная система окажется вполне управляемой. С одним, но важным исключением. Крупнейшая партия Единая Россия - совсем не видится способной стать самым мощным элементом в этом механизме. Хорошо это или плохо для партии, но она интересна основной массе своих избирателей лишь пока и поскольку ее поддерживает президент Владимир Путин. Стоит главе государства пустить данный проект на самотек и предоставленные сами себе медведи рискуют потерять основную массу своего влияния. Что, впрочем, также вполне устраивает Кремль, получающий в свои руки управляемую машину для голосования.

Виктор Хейфец

Виктор Хейфец


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости24 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама