ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 2 ноября 2004, 12:22

Генпрокуратура на службе Басаева?

Учитывая стремительность и масштабы разрастания проблемы терроризма в России, нет ничего удивительного в том, что руководство страны пытается воспользоваться имеющимися наработками других государств в деле борьбы с данным феноменом. Вопрос в ином насколько адекватны действия и предложения властей.

Так, в сентябре депутат Госдумы (фракция Единая Россия) Александр Хинштейн уже предлагал поражение в гражданских правах родственников террористов (впору вспомнить знаменитую черту оседлости и слова главы царского МВД Плеве: Вы уймите ваших, а я остановлю погромы. Но это, как говорится, личное семейно-национальное дело господина депутата). Куда опаснее идея Генерального прокурора, выступившего за осуществление контрзахватов - то есть задерживать родственников подозреваемых в совершении терактов. Причем важно отметить речь идет не о временном захвате на период переговоров с террористами (в конце концов, многие страны привлекают родственников преступников к переговорам с ними, и не всегда на добровольной основе). Из контекста выступления Устинова следует, что семьи террористов планируется изолировать на неопределенное время: мол, если террорист-смертник будет знать, что денег его родственники не получат, то, "наверное, кого-то это остановит".

Конечно, не впервые в России предложено использовать неправовые методы для борьбы терроризмом. Но такого, чтобы откровенно нарушить принципы права предлагал человек, отвечающий за соблюдение законности и правопорядка, такого еще не было. По крайней мере, на уровне генпрокурора. Следующим шагом логично должна стать отмена презумпции невиновности.

Итак, что представляет из себя инициатива Владимира Устинова? Ничто иное, как реализацию принципа кровной мести и системы око за око. Заметим, однако, что ссылаться на международный опыт Генпрокуратуре вряд ли стоит. Некоторое подобие подобной системы существует в ваххабитской Саудовской Аравии и в шариатском праве, но как раз с подобной практикой вроде бы предлагается бороться?

Приведенный в качестве примера Израиль вряд ли оценит российские инициативы. Во-первых, израильтянам ни разу не приходило в головы брать заложников из числа родственников террористов (не говоря уже о смертниках, имена которых становятся известны уже после теракта). А во-вторых, даже уничтожение домов тех, кто участвовал в терактах, повлекших человеческие жертвы, осуществляется в Израиле лишь по решению Верховного суда. В нашей стране прокуроры как раз не стремятся связать себя практикой обращения в суд.

Отметим также, что спикер Государственной Думы (между прочим, бывший глава МВД) Борис Грызлов спокойно изъявил готовность рассмотреть предложение Генпрокурора и никоим образом не стал комментировать его законность и соответствие принципам права. Ладно бы власти страны просто не знали, какие международные конвенции и договоры подписывала Россия и что из этого следует. Не секрет, что Кремль, Генпрокуратура и Госдума привыкли руководствоваться принципом целесообразности, не задумываясь об его соответствии системе права.

Если данные законодательные инициативы будут в том или ином виде приняты, Россия рискует занять в глазах международного сообщества место в одном ряду с такими одиозными режимами, как давно свергнутый в Камбодже режим красных кхмеров, сомосовской Никарагуа, людоедским правительством Бокассы в ЦАР или гитлеровской Германией. Более того, еще много веков назад "Русская Правда" Ярослава Мудрого заменила большинство "натуральных" наказаний штрафами. Устинов же предлагает вернуться в средневековье.

Более того, обосновывать контрзахваты родственников террористов тем, что Россия ведет войну, является ничем иным, как медвежьей услугой собственной стране. До сей поры властям с большим трудом удается отбиваться от обвинений со стороны Совета Европы и различных неправительственных организаций в том, что мы не применяем принципы международного права. Российское правительство в ответ гордо заявляет, что поскольку речь идет о внутреннем конфликте, то и принципы национального права суверенны. На самом деле, подписанные СССР и РФ конвенции прямо предусматривают обратное. Но дело не в этом. В случае, если мы официально признаем Чечню и террористов воюющей стороной, то начнет автоматически вступит в действие Женевская конвенция о правах комбатантов. И тогда немалую часть российских военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов могут пригласить в Гаагу. На скамью подсудимых. Этого давно добиваются Шамиль Басаев и его соратники. Получается, что теперь и Владимир Устинов вошел в их число?

Борис ВОРОНИН

Борис Воронин


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама