ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 10 декабря 2004, 13:16

Уроки украинского для России?

Послевыборный кризис на Украине, похоже, постепенно входит в завершающую фазу, и политическая система соседнего государства претерпит явные изменения. Эти события и трансформации оказываются интересны не только специалистам по исследованию СНГ, но и тем россиянам, кто хотел бы получить ответ на вопросы: насколько всесилен административный ресурс и может ли Россия, поддерживая разных кандидатов, выйти на площадь подобно Украине. Иначе говоря заговорит ли страна языком украинской революции, как нас стращают отдельные политологи.

На первый взгляд, параллели провести несложно два крупных славянских государства со схожей экономической системой, политический режим президента Кучмы во многом похож на правление Владимира Путина. И все же, полностью отождествлять российскую и украинскую ситуации было бы преждевременно.

Вполне очевидна разная степень политического плюрализма в России и на Украине. Если поначалу именно Россия стала первопроходцем в деле развития разнообразных мнений, теорий и взглядов, в формировании многопартийной системы, то долго раскачивавшаяся Украина успешно обошла на вираже бывшего старшего брата, тогда как россияне свой плюрализм постепенно загоняют в подполье.

В то время как в России для недопущения победы оппозиционного кандидата-коммуниста демократическая или полудемократическая власть сумела научиться манипулировать общественным мнением, украинский президент Кравчук в силу своего партократического происхождения и менталитета провалил избирательную кампанию изначально. К власти пришел оппозиционер Леонид Кучма. Вопреки ожиданиям, это не привело к существенной перетряске элит и не вызвало социального взрыва в обществе. Правда, сравнивать особенно не с чем. В странах СНГ случаев провала на выборах действующего президента, пожалуй, и не было. Если не считать молдаванина Снегура, но там совсем особая ситуация

Кроме того, все годы существования независимой Украины в стране сохранялась система сдержек и противовесов между президентом и Верховной Радой, которую так и не удалось разрушить ни Леониду Кравчуку, ни Леониду Кучме. Этому немало способствовала сложившаяся на Украине партийная система, где оппозиционные коммунисты никогда не были единственными весомыми противниками власти, наличествовали и иные левые силы, а центристы, напротив, существовали на деле, а не только на словах.

Из данной ситуации естественным образом вытекало сохранение плюрализма СМИ, в котором оказались заинтересованы все политические структуры незалежной Украины.

Ну и, last not least, особый исторический путь развития Западной и Восточной Украины не мог не стать фактором, также детерминирующим политический плюрализм.

"Естественный" плюрализм общественных настроений, в огрубленном виде предстающий как противоречие между антироссийским западом и пророссийским востоком страны. Традиционно принято выделять именно противостояние этих двух регионов. На самом деле Украина значительно более сложное государство, что и продемонстрировали выборы. Действительно, Галичина и соседние области решительно поддержали Виктора Ющенко, за его же соперника Виктора Януковича не менее решительно вступился Восток. Но обнаружился и центр, который также качнулся в сторону оппозиционного кандидата. Причем центр совсем нельзя квалифицировать как антироссийски настроенные регионы. Проиграв, центр, кандидат власти и власть были просто вынуждены учитывать всеобщее требование политического компромисса и дальнейшего раздела власти и не только на уровне парламента, правительства и президента, но и на уровне государства в целом и регионов. В этом плане выступления с требованиями автономизации ничуть не менее важное явление, чем нон-стоп митинг на Майдане Незалежности.

То, что именно экс-премьер Ющенко стал объединенным кандидатом большинства оппозиции, вызвано прежде всего серьезным расколом украинской элиты. Не будучи способной консолидироваться, она была просто обречена ориентироваться на политика, обладавшего известностью, публичностью и привлекательностью для немалой части избирателей и бюрократов. Действующий глава правительства этим похвастаться не мог. Именно поэтому Ющенко не лишился статуса кандидата и выстоял в ходе массированной пиаровской кампании, в которой термин бандеровец нередко являлся самым вежливым.

При этом элита, ориентированная на власть, не могла не сплотиться вокруг Януковича, просто потому, что он показался самым проходным. В итоге шансы стали почти равны, но административный ресурс потерял свою магию. В этом Украина принципиально отличается от России.

То есть, знаменитая карусель, конечно, была. И пресловутые открепительные талоны, и голосование на дому, и голосование по нескольким паспортам. Причем и на Востоке, и на Западе страны. С одной стороны, россиянам хорошо известно как происходит волеизъявление в национальных республиках. В 1995 году Ингушетия решительно голосовала за НДР, в 1999 г. за ОВР, в 2003 г.- за Единую Россию. Даже цифры почти не различались. И таких регионов в стране немало. Важно, чтобы региональные руководители непрозрачно намекнули, за кого голосовать, и нужный результат могла получить как партия власти, так и оппозиция. А вот на Украине история иная в Донецкой области победа Ющенко исключена при любом раскладе, как и победа Януковича во Львове или в Ивано-Франковске. Поскольку есть серьезные электоральные настроения и желание добиться своего.

И тогда административный ресурс начал рушиться под давлением местных оппозиционных парламентов, авторитетом тех или иных политиков, да и под завораживающим влиянием многотысячного митинга в Киеве, который украинцы увидели по телевизору. И поняли: власть вынуждена терпеть массовые протесты, а значит, голоса действительно украли. И если бы не было массового недовольства откровенным жульничеством режима, то никакие подготовленные заранее палатки и оранжевые шарфы, и никакое давление со стороны Евросоюза не помогли бы. Достаточно вспомнить провал акции Украина без Кучмы пару лет назад. Разве мнение Евросоюза способно заставить российский ЦИК пересмотреть результаты думских выборов в РФ?

Россию смена власти должна ждать в 2008 году (будем исходить из того, что Владимир Путин не станет баллотироваться на третий срок, как не стал этого делать Леонид Кучма). Повторение операции Преемник может пройти и успешно, если, конечно, сохранится стабильное состояние экономики, не произойдет социальный взрыв в результате отмены льгот, не рухнет устойчиво высокий рейтинг (уходящего) президента Путина, наконец, если элиты договорятся о возможном кандидате на пост преемника.

Рухни цены на нефть, или реши одна из властных группировок в России повести свою игру, и сценарий спокойной передачи власти можно похоронить российские кризис-менеджеры не умеют выбираться из подобных ситуаций, просто нет опыта. Хуже того, по сравнению с 1999-2000 гг. исчезнут дополнительные политические амортизаторы избранные губернаторы, относительно автономный парламент, оппозиционные партии. Их или не будет, или они будут ослаблены. То есть вертикаль власти все время укрепляется и утяжеляется, но не получает дополнительных опор. Известно, что может произойти с Александринской колонной в случае внезапного торнадо (слава Богу, что их в Петербурге не бывает), но в обычной ситуации сие архитектурное произведение будет стоять как ни в чем ни бывало.

Выйдет ли Россия на площадь вопрос риторический. Но ответ на него есть крайне маловероятно. Россияне отмитинговали еще во времена перестройки и первых лет независимости. Так что для выведения толпы на площадь надо, чтобы имеющиеся недовольные (а это не менее четверти населения) почувствовали прямую угрозу своему социально-политическому статусу или физическому существованию. Или чтобы политическую активность проявила молодежь, но пока такой тенденции нет.

В России, как отмечено выше, практически не осталось независимых СМИ. Однако это преодолимо, если мощный социальный протест выплеснется, а власть не решится подавить его вооруженным путем.

Требуется, однако, чтобы общество устало от нынешней стабильности. Этого пока также не наблюдается. Прежняя элита достаточно серьезно запугана и не способна ни консолидироваться, ни хотя бы активно протестовать. Путинский призыв об этом не помышляет по определению. Так что пока резко не обрушится благосостояние большинства общества или население не устанет от бюрократии, повести его на улицу представляется бесперспективным.

В России пока что нет и фигуры, равнозначной статусу оппозиционного лидера. Ирина Хакамада совсем не тянет на Юлию Тимошенко, а все без исключения руководители партий, именующих себя оппозиционными, являются лишь слабой пародией на Ющенко. Показательно, что согласно опросам социологов, россияне считают оптимальными лидерами либеральной оппозиции Владимира Путина и Владимира Жириновского.

Иначе говоря, постепенная эрозия существующей модели на протяжении недель маловероятна, только за несколько лет. Или же развитие событий пойдет по иному пути полный развал системы со всеми прелестями русского бунта, бессмысленного и беспощадного. Ну и, наконец, вариант возврата к относительной демократии. Что выберет страна, узнаем ближе к 2008 году.

Влад ДУМЕНКО

Влад Думенко


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама