ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 20 января 2005, 17:07

Виктор Черкесов на антинаркотическом фронте без перемен

В марте 2003 года, покинув пост полномочного представителя президента в СЗФО, Виктор Черкесов возглавил новую структуру Государственный Комитет по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных средств. Президент России пояснил создание Госнаркоконтроля следующим образом: Мы не можем утверждать и считать, что государственные организации в этом достаточно эффективны и действовали согласованно. В связи с этим создается специальный федеральный государственный комитет.

Итак, какова же оказалась деятельность бывшего главы петербургского УФСБ и экс-полпреда на посту главного российского борца с распространением наркотиков?

Первые итоги были подведены уже к середине 2003 года.
За 5 месяцев 2003 года по возбужденным уголовным делам в России было изъято около 7 тонн наркотиков, зарегистрировано более 105 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Свыше одной трети таких преступлений квалифицируются как тяжкие и особо тяжкие. Статистика внушительная.

Но не стоит поддаваться магии цифр. Сам Черкесов в конце июня 2003 г. был вынужден признать: после появления ГНК число зарегистрированных наркопреступлений оказалось значительно выше, чем было годом ранее. За следующий месяц российские наркополицейские зарегистрировали почти 38 тыс. наркопреступлений, более 70 процентов из которых - тяжкие и особо тяжкие. Из незаконного оборота изъято свыше 30 тонн наркотиков и психотропных веществ, в том числе более 5 тонн сильнодействующих. Учитывая, что за один месяц число регистрируемых преступлений составило треть от полугодового объема, возникает невольный вопрос то ли работать лучше стали, то ли процент регистрации от числа совершаемых правонарушений остался прежним, а число их возросло?

Второй вариант, судя по всему, ближе к истине. Понимая катастрофическое положение на вверенном ему фронте работ, в сентябре 2003 г. бывший бравый чекист начал активно внедрять методы работы, принятые в его прежнем ведомстве. Госнаркоконтроль предложил петербуржцам и жителям Ленинградской области "стучать" на наркоманов (или, говоря официальным языком, сообщать по телефону доверия (на условиях конфиденциальности) сведения о незаконном производстве, распространении, хранении наркотиков). Видимо, правы оказалась те, кто прогнозировал, что упразднение УБНОНов и укомплектование штата ГНК бывшими налоговыми полицейскими будет сказываться на эффективности работы нового ведомства. Стоит вспомнить, что в конце 1990-х гг., когда Черкесов еще трудился в ФСБ, Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти тоже открыто опубликовало телефон доверия практически во всех справочниках. По некоторым данным, после этого количество звонков о нападениях инопланетян и облучении жильцов отдельных квартир психотропным оружием резко увеличилось.

Нашло черкесовское ведомство и иные способы борьбы с наркотиками. Книжные магазины оказались под пристальным оком сотрудников Госнаркоконтроля. В Екатеринбурге, Красноярске, Иркутске, Самаре и некоторых других городах с прилавков книжных магазинов были изъяты книги, в которых якобы пропагандировалось употребление наркотических средств. Книгоиздатели и книготорговцы оказались недовольны тем, что изъятие проходило без предварительной экспертизы, а в списках "вредной" литературы в том числе оказались классическая художественная литература и книги, в которых современная наркокультура подвергается критике. Что ж, фээсбэшное прошлое Черкесова не могло не дать о себе знать. Привычка борьбы с диссидентами, знаете ли

Вскоре у Госнаркоконтроля появилось новое ноу-хау. Посетив подмосковную школу (что же он там увидел?), Виктор Черкесов предложил в обязательном порядке тестировать учителей на наркозависимость. Такое же принудительное тестирование он пообещал водителям, авиадиспетчерам и медикам.

Особых успехов подобные методы не принесли. По данным на конец 2004 г., на международном форуме Антинарко подчиненные Виктора Черкесова были вынуждены признать по сравнению с западными коллегами хвастать им особенно нечем оборот наркоторговли в России достиг 10 млрд долларов. Сам глава Госнаркоконтроля в 2004 году сквозь зубы подтвердил: бравая статистика только запутывает общество. Несмотря на регистрируемые 200 тыс. в год наркопреступлений в стране имеется от 3 до 4 миллионов наркозависимых людей, следовательно, ежедневно сделок с наркотиками совершается столько, что цифра в 200 тысяч никак не отражает реальное количество преступлений. Она лишь подтверждает активность правоохранительной системы. Что ж, лучше генерала Черкесова и не скажешь, пожалуй.

ПЕТЕРБУРГСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Большинство сотрудников петербургского ГНК в прошлом были налоговыми полицейскими, включая нынешнего руководителя Александра Кармацкого. Экс-налоговики уверяют, что переквалифицировались полностью и теперь растут в профессиональном плане. Возможно. Но есть факты: вместе с их профессионализмом растет наркопреступность. Героин везут с юга, канабис - отовсюду, синтетические наркотики делают либо в Петербурге, либо доставляют из Прибалтики, Польши, Голландии. Петербург не только активный потребитель, но и международный перевалочный центр.

Кстати, в свое время в Петербурге чуть не начали засевать газоны коноплей. Специалисты НИИ растениеводства имени Вавилова всерьез рассматривали такую возможность. А комиссия при Викторе Черкесове, бывшем тогда полпредом, даже приняла соответствующее решение. Но в Управлении садово-паркового хозяйства идею зарубили на корню. Одной из причин этого явилось то, что полпред Черкесов, в ведомстве которого поддержали смелую идею, уехал в Москву. Кстати, уж не за планы ли по разведению конопли его назначили в Госнарконтроль?

Между тем, на родине Черкесова, как и во всей стране, ситуация с распространением наркомании остается аховой. Только по официальным данным, в Северо-Западном федеральном округе зарегистрировано более 20 тысяч наркозависимых. Реальное же число наркоманов - в 3-5 раз больше.

ОБОРОТНИ В ПОГОНАХ В ГОСНАРКОКОНТРОЛЕ
Еще летом 2003 г. г-н Черкесов объявил: Госнарконтроль начинает с чистого листа, и оборотней в погонах в ведомстве появиться не должно.

Тут, правда, ошибочка вышла. Не прошло и месяца, как в сентябре того же года старший оперуполномоченный Московского управления ГНК подполковник Сергей Семенов был задержан в момент получения взятки в размере 20 тыс. долларов. Деньги передал ему некий гражданин, задержанный за сбыт 10 граммов кокаина. Подставил Семенов шефа, нечего сказать.

А сразу после этого стало известно об аресте пятерых работников столичного управления Госнаркоконтроля. Они подозреваются в вымогательстве. Операция по их задержанию стала продолжением борьбы спецслужб и МВД России с "оборотнями в погонах". В Башкирии практически одновременно был задержан сотрудник ГНК по Приволжскому ФО за сбыт наркотика. В отношении сотрудника ГНК по Тамбовской области было возбуждено уголовное дело за получение взятки от наркоторговца. Еще один сотрудник ГНК по Челябинской области умер от передозировки наркотиков в туалете кинотеатра КиноМакс. В ноябре другой борец с героином был задержан за похищение девушки и вымогательство. А ведь Черкесов на всех углах клялся, что всех кандидатов в его ведомство ФСБ проверяла. Или так проверяла?

КЕТАМИНОВЫЙ СКАНДАЛ
Одним из самых грандиозных достижений черкесовского ведомства стал так называемый кетаминовый скандал. Эта история берет начало в 1998 году, когда кетамин (практически единственный препарат, используемый в ветеринарии для обезболивания) был исключен Минсельхозом из перечня разрешенных препаратов.

С 1998 года московский завод прекратил выпуск запрещенного препарата. Невозможным стал и легальный ввоз импортного кетамина. Тем не менее, многие ветеринары от использования препарата не отказались. До определенного времени их не совсем законные действия в поле зрения правоохранительных органов не попадали. Все было спокойно до конца 2003 года, когда в Госнаркоконтроле вспомнили про не значащийся в разрешительных документах кетамин.

Одним из первых задержанных по кетаминовому делу стал московский врач Александр Дука, которого вызвали на операцию собаки. Как только врач достал шприц с обезболивающим, владельцы собаки, которые оказались сотрудниками Госнаркоконтроля, вручили ему меченые купюры. В итоге на медика завели уголовное дело.

Подобные акции прошли во многих городах России. Попутно проверялись и сами клиники, где работали задержанные ветеринары. Кетамин, естественно, был обнаружен всюду. Задержанным врачам намеревались вменить статьи, предусматривающие ответственность не просто за работу с наркотиками без лицензии, а за незаконное приобретение, хранение и перевозку психотропных средств в крупном размере и за попытку их сбыта. Это от 5 до 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества.

Ветеринарные врачи и общественность стали бить в набат. Обращались и к правительству, и к президенту, и к Черкесову. За российских врачей вступилась даже известная французская актриса Бриджит Бардо. Прецедентов, подобных российскому, не было нигде в мире. Дело было даже не только в кетамине, но в самом способе борьбы с ним. Сотрудники ГНК устраивали обычные провокации, что встретило однозначную реакцию общества.

Ситуация накалилась до предела в начале 2004 года в суде находилось уже несколько кетаминовых дел. Власть была вынуждена подсуетиться в январе 2004 года был опубликован совместный приказ Минсельхоза и Минздрава о включении кетамина в список разрешенных в ветеринарии препаратов, появившийся в январе 2004 года. В сентябре 2004 года правительство приняло положение об использовании наркотических и психотропных веществ. В связи с этим в сентябре 2004 года суд освободил Дуку от наказания как лицо, не представляющее опасности для общества.

Тогда Черкесов от лица Госнаркоконтроля был вынужден признать, что тактика его ведомства была ошибочной, и повинился перед пострадавшими ветеринарами.

Публика возрадовалась - докторов оставят в покое! Но напрасно. Оставив в покое ветеринаров, сотрудники Виктора Черкесова взялись за обычных врачей.

Полным ходом идет дело нарколога Николая Трухина. Он, как и ветеринар Дука, попался на банальной провокации. Приехал на вызов, попытался помочь человеку, которому эта помощь действительно была необходима. Теперь ему инкриминируют сбыт сильнодействующего препарата. Основной козырь обвинения состоит в том, что у Трухина не были надлежащим образом оформлены отношения с работодателем. Он работал без трудовой книжки.

По всей стране идут проверки аптек, больниц и даже школ. В любом химическом кабинете найдется серная кислота или, в крайнем случае, соляная. А это прекурсоры - вещества, которые можно использовать для изготовления наркотических средств. Их надо хранить и учитывать специальным образом. И не дай бог не так зашнуровать журнал учета. Надо же ведомству Виктора Черкесова рапортовать об успехах

ПУТИН ПОДВЕЛ ИТОГИ РАБОТЫ ЧЕРКЕСОВА
В сентябре 2004 года на рабочей встрече Владимира Путина и руководителя Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктора Черкесова, можно было заметить плохо скрываемое президентом недовольство. Президент обрушился с критикой на миротворческие силы, расквартированные в Афганистане, за то, что "они ничего там не делают", чтобы наркоугроза, исходящая из этой страны, хотя бы немного снизилась. Последовавший доклад Черкесова о результатах масштабной операции, проходившей в сентябре на территории стран-участниц Договора о коллективной безопасности, несколько смягчил ситуацию. По данным главы Госнаркоконтроля, было изъято около 3 тонн наркотических веществ (в том числе 131 кг героина), попутно раскрыто около 4, 5 тыс. преступлений и изъято 276 единиц огнестрельного оружия. Но и эти внушительные цифры не удовлетворили Путина, ведь количество наркоманов не только не сократилось (по данным самого ГНК), но и увеличилось. И тут уже стоит побеспокоиться самому Виктору Черкесову.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама