ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 26 апреля 2005, 16:31

Приехали?

21 апреля Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал несоответствующими антимонопольному законодательству условия документации по состоявшемуся конкурсу на право осуществления пассажирских перевозок. Судебный вердикт стал серьезным ударом по задуманной Смольным транспортной реформе и поставил под вопрос ее старт с 1 мая текущего года.

Напомним, что разработанный Комитетом по транспорту план преобразований в сфере перевозок предусматривает разделение города на транспортные зоны, в которых пассажиров должны обслуживать победители конкурса. Изначально оговаривалось, что модификации обязательно коснутся и самого автопарка. Наличие больших автобусов вместо "аварийноопасных" "газелей" и собственной ремонтной базы оказались главным требованием тендера. И зональный принцип, и объявленный переход на машины большей вместимости вызвали резкие протесты большинства перевозчиков, обвинивших Смольный в выдавливании малого бизнеса с рынка в угоду крупному монополисту ГУП "Пассажироавтотрансу" (только он мог закупить требуемое количество машин, используя средства городского бюджета).

Часть "маршруточников" приняли участие в акциях протеста (последняя из них состоялась 19 апреля и была организована СПС и "Яблоком" напротив здания городского правительства). Другие заявили о намерении ездить по прежним маршрутам вне зависимости от итогов конкурса (руководствуясь лицензией на пассажирские перевозки и противоречиями между петербургским и федеральным законодательством).

Между тем, Смольный демонстрировал упорство. Объявленный конкурс прошел в конце марта и обернулся ожидаемым безоговорочным триумфом "Пассажиравтотранса", которому достались 28 лотов (еще два получило ОАО "Третий парк"). Но сразу же выяснилась правота критиков плана реформы, утверждавших, что требование закупить крупные автобусы заранее поставит под вопрос рентабельность маршруточного бизнеса: по 25 зонам комиссия победителей определила, но утверждать их не стала, потребовав до 15 апреля предъявить новый подвижной состав в количестве, необходимом для обслуживания "выигранных" лотов. По данным городских СМИ, в конце апреля ситуация не улучшилась: у перевозчиков оказалось не более половины необходимой техники.

Смольный, однако, намеревался в любом случае утвердить итоги конкурса, но решение Арбитражного суда по иску главы ООО "Престиж-Авто" Андрея Колосова вынуждает Комитет по транспорту, как минимум, отложить намеченный на 1 мая старт реформы. Тем более что в арбитраже также находятся аналогичные иски от еще двух перевозчиков, входящих в Ассоциацию независимых перевозчиков Петербурга.

Суд признал незаконными как действия Комитета по транспорту, так и конкурсную документацию. Фактически в арбитраже были поставлены под вопрос не только итоги конкурса, но и сам зональный принцип деления города (перевозчики-истцы полагали его способствующим автоматическому формированию локальных монополий). Такое развитие событий не позволяет просто откорректировать "небрежности" в организации тендера.

До решения арбитражного суда по поводу конкурса не высказывалась Федеральная антимонопольная служба, и велика вероятность того, что она поддержит перевозчиков.

До вердикта судей у Смольного оставалась возможность хотя бы распределить вакантные лоты путем розыгрыша отдельных маршрутов (как это делалось ранее), либо передать их "Пассажироавтотрансу". Последний вариант означал сохранение явочным путем монополии убыточного ГУПа, первый провал реформы, целью которой являлся отказ от конкурса по конкретным маршрутам.

Фактически Комитет по транспорту "наступил на грабли" в точном соответствии с прогнозами критиков плана изменения схемы пассажирских перевозок. В случае постепенной обкатки идеи зонального деления города оппонентам Смольного было бы сложнее опротестовывать реформу, ссылаясь на возможность полного краха собственного бизнеса. Перевозчики же получали тайм-аут для осуществления постепенных закупок более вместительного транспорта. Проигрывающей стороной, однако, оказался бы ГУП "Пассажироавтотранс", компенсировать убытки которого можно было лишь по предложенной ведомством г-на Александра Дацюка схеме. Смольный, однако, предпочел не обращать внимания на протесты критиков предложенной реформы.

На данный момент Комитет по транспорту может подать апелляцию. Тем не менее, уже практически ясно, что 1 мая продолжат функционировать прежние маршруты перевозок. Зампред Комитета Игорь Маилов не исключил, что будут пролонгированы договоры с действующими предприятиями, а новая схема маршрутов "скорее всего, будет подкорректирована". Чего и добивались противники реформы из числа мелких и средних перевозчиков. При этом правильность самой концепции перемен в схеме пассажирских перевозок не ставили под сомнение даже многие противники "Пассажиравтотранса", критиковавшие лишь форсированное проведение конкурса без какой-либо предварительной обкатки. Однако упрямство чиновников и недостаточная юридическая проработка ими спорного вопроса поставили под сомнение реформы в целом.

Андрей МИХАЙЛОВ

Андрей Михайлов


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама