ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 21 ноября 2016, 20:32

Атипичная апатия

Продавливаемое Смольным значительное удорожание общественного транспорта (сразу на 28-33%) в той или иной степени ударит по кошельку большинства жителей Петербурга. Как выяснилось, даже такой повод не способен вызвать в городе хоть сколько-нибудь заметный протест. В причинах глубокой апатии петербуржцев ЗАКС.Ру разбирался вместе с политиками и экспертами.
 
В субботу, 19 ноября, на Марсовом поле прошел митинг против повышения стоимости проезда. Полиция оценила количество участников акции в сотню, организаторы —  вчетверо больше, унылая реальность была где-то посередине. Выступления депутатов сопровождались скромными аплодисментами, общий антураж был под стать мрачной осенней погоде, выдавшейся в этот день. "Мало плакатов. Мы думали, что Партия роста их распечатает", —  жаловались некоторые участники у сцены.
 
Субботний митинг выглядел еще большим провалом, чем предыдущая и тоже вроде бы общегородская протестная акция, состоявшаяся летом. Тогда вся страна бурно обсуждала в интернете присвоение мосту через Дудергофку имени Ахмата Кадырова. Оппозиционные депутаты грозили проведением общегородского референдума и рассчитывали сделать скандальную тему едва ли не главным козырем в начинавшейся избирательной кампании. Однако на митинг собралось всего несколько сотен человек, а на сентябрьские выборы избиратели и вовсе не дошли, показав самую низкую явку в истории города.
 
Вкупе эти события приводят к неутешительному выводу: петербуржцев охватила политическая вялость.
 
Виноваты СМИ и холод
 
— 100 человек, — равнодушно оценил в субботу количество участников дежуривший на митинге полицейский, а затем с усмешкой добавил: — И больше не будет.
 
Депутат Партии роста Оксана Дмитриева, спустившись со сцены, сообщила, что пришли 300-400 человек. После сорокаминутного митинга Дмитриева в беседе с корреспондентом ЗАКС.Ру мгновенно нашла виновных в низкой протестной активности:
 
— СМИ плохо информировали граждан. У нас много вопросов к так называемым "оппозиционным" СМИ. У Партии роста нет таких средств, чтобы обеспечить достаточное информирование петербуржцев.
 
Координатор общественной кампании "Стоп Тариф!", член политсовета петербургского "Парнаса" Вадим Суходольский признал, что организаторы рассчитывали на гораздо большее количество участников. Он также считает, что акция не получила необходимую информационную поддержку.
 
— В интернете мы собрали десятки тысяч подписей против повышения тарифов. Этот вопрос волнует людей, но на митинг пришли всего 200 человек. В частности, здесь есть и наша вина, некоторые не знали о том, что митинг состоится, — говорит Суходольский.
 
Выступавший на митинге координатор движения "Весна"*** Николай Артеменко политическую вялость горожан объясняет просто: люди привыкли, что "власть может все что угодно".
 
— Если бы тариф подняли до 300 рублей, то, возможно, людей было бы больше. Люди привыкли к тому, что повышение стоимости проезда происходит каждый год. Они не верят, что с помощью митинга можно остановить рост тарифов, — пояснил активист.
 
Тем не менее он уверен, что акцию протеста провести было необходимо, пусть она и не стала массовой. По мнению Артеменко, в сознании людей закрепилась "средневековая модель поборов с населения". От нее нужно отходить и нельзя допустить, чтобы она вошла в привычку, считает координатор "Весны".
 
По его словам, активисты движения до конца года планируют провести и другие мероприятия против роста тарифов на проезд. Артеменко уверен, что с помощью общественных акций можно повлиять на власть, и подобные прецеденты были.
 
— Мы уже добились ночных автобусов и ночного поезда в метро, хотя никто не верил, что это возможно сделать — отметил активист. — Поэтому вполне возможно, что в этот раз нам удастся избежать необоснованного роста тарифов.
 
Депутат ЗакСа от партии "Яблоко" Борис Вишневский объясняет пассивность горожан плохой погодой и неудобным расположением Марсова поля. Впрочем, полагает депутат, более успешную гражданскую акцию против роста цен собрать, скорее всего, уже не удастся. С ростом тарифов необходимо бороться "парламентскими методами", считает Вишневский. Он напомнил, что поправки в бюджет о заморозке транспортных тарифов внесли все оппозиционные фракции, кроме ЛДПР, а депутаты от "Яблока" предложили поправку, которая позволила бы ограничить рост тарифов на проезд в общественном транспорте уровнем инфляции.
 
— Хотелось бы верить, что хотя бы одна из этих поправок пройдет, — добавил депутат.
 
(Уже в понедельник стало известно, что не пройдет ни одна: на заседании бюджетно-финансового комитета городского парламента все оппозиционные поправки были отклонены "Единой Россией" и ЛДПР).
 
"Изменения произойдут в неожиданный момент"
 
Руководитель департамента социологии Высшей школы экономики в Петербурге Эдуард Понарин полагает, что люди сознательно избегают протестных движений, поэтому и митинг против роста тарифов на транспорт не собрал большого количества петербуржцев.
 
— Прецедент "болотных" событий всем протестным движениям дал нехороший политический оттенок. Люди избегают участия в подобных мероприятиях, потому что митинги могут приобрести политическую окраску, — считает эксперт.
 
По его словам, одна часть горожан хочет обезопасить себя, а другая поддерживает власть и не желает участвовать в протестных акциях. Эксперт предположил, что в ближайшее время протестное движение в основном будет развиваться в сети.
 
— Подписать четко сформулированную петицию в интернете гораздо безопаснее, чем выйти на демонстрацию, потому что неизвестно, какие лозунги может выдвинуть толпа демонстрантов, — говорит Понарин.
 
При этом он полагает, что власть будет реагировать на протесты в интернете, поскольку ее представители заинтересованы в стабильности и не хотят "раскачивать лодку".
 
Эксперт также отметил, что на улицу народ сможет выйти только в случае острых "экономических или внешнеполитических кризисов".
 
Политолог Александр Конфисахор констатирует, что петербуржцев охватила апатия во всех сферах: политической, социальной, экономической.
 
— Будет сделано все так, как хочет власть, и никакие доводы особо не смогут ее поколебать в собственных решениях. Люди понимают, что это пустая трата времени и нервов, затягивают потуже пояса и с ужасом ждут, что еще может произойти в дальнейшем.
 
Конфисахор отмечает, что для Петербурга критическое отношение к власти является традиционной чертой. Однако на данный момент подобное отношение создало ситуацию, в которой петербуржцы махнули рукой на живущую в своем измерении власть.
 
— Такие эксперименты, которые сейчас проводятся над людьми, в другой стране всё бы уже растрясли к чертовой бабушке. Люди в других странах готовы тысячами бастовать и против меньшего зла. Мы же смирились с такой жизнью. Даже у дальнобойщиков — людей, которые привыкли надеяться сами на себя, — после введения "Платона" протестный потенциал оказался достаточно низким. Что же говорить о людях, привыкших к домашним условиям?
 
Политолог не взялся назвать конкретные обстоятельства, при которых петербуржцы начнут массово реагировать на происходящее. Но такой критический момент все же может наступить.
 
— Это называется "точкой бифуркации" — когда система доходит до некоего состояния, в котором с ней происходят неожиданные изменения, ведущие к непредсказуемым последствиям. Найти и не допустить эту точку — одна из сложнейших проблем политики и власти. Это может случиться в очень неожиданный момент и сделать ситуацию неконтролируемой. Боюсь, сейчас никто не сможет предсказать, когда наступит этот момент. Теории есть, но они слишком часто ломаются в российской реальности.
 
А до тех пор, полагает Конфисахор, правительство может и будет делать все, что ему угодно, не боясь ответной реакции.
 
Серафима Курдюбова, Владислав Чирин

*** Движение "Весна" по решению суда от 6.12.2022 признано экстремистской организацией, его деятельность запрещена. Движение "Весна" также внесено в реестр незарегистрированных объединений - иностранных агентов.


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости19 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама