ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 23 мая 2005, 19:36

Любовь Андреева: В районах глава муниципального образования, он же глава администрации, будет избираться всенародно

В конце апреля Дума Великого Новгорода в целях приведения в соответствие федеральному законодательству приняла новый Устав муниципалитета, который в случае госрегистрации кардинально изменит структуру управления городом. Первоначально принятый альтернативный вариант Устава отличался от первого варианта лишь способом избрания мэра всенародно или из числа депутатов городской Думы. Однако в ходе заседания Думы в проект Устава были внесены многочисленные поправки, которые в основном касались перераспределения полномочий от мэрии к Думе Великого Новгорода.
Корреспондент ЗАКС.Ру побеседовал с кандидатом юридических наук Любовью Андреевой о ходе процесса приведения Уставов муниципалитетов в соответствие с федеральным законодательством в Новгородской области, и, главным образом, о конституции Великого Новгорода.

- Любовь Александровна, городская Дума серьезно взялась за изменение схемы управления городом, так ли это было нужно делать в такой спешке?
- Нужно было чисто механически взять старый Устав и привести его в соответствие федеральному законодательству. А конкретно - исключить из полномочий мэра и перенести в полномочия Думы то, что ей присуще согласно законодательству, попросту уточнить исходя из норм закона полномочия мэра и Думы. Кроме того, уточнить полномочия уровня местного самоуправления. Так, например, в числе муниципальных органов в ряде районов области есть управления по сельскому хозяйству, а это государственные полномочия их надо передать региональной власти.
К слову сказать, зачем многие районы передали ЖКХ в ведение областной администрации? Ведь это функции муниципальной власти, Михаилу Прусаку к новому году придется вернуть коммуналку обратно. Вот в этом плане городская Дума поступила правильно, отказав на основе федерального законодательства губернатору в передаче ЖКХ на областной уровень.

- А как же вопросы управления городом?
- Первый вариант Устава был подготовлен по принципу компиляции: в старый Устав добавлено ряд положений. Кроме того, часть документа не структурирована и по этой причине возникало пересечение полномочий и повторение одних и тех же норм, а также неопределенность в распределении полномочий. Путаница наблюдалась в области порядка управления хозяйственной деятельностью, по кадровым вопросам и в области градостроительной деятельности. Но и второй, принятый впоследствии, вариант Устава ушел недалеко. Ряд разделов перекочевали из первого варианта без изменений со всеми огрехами. Разработчики были заняты только схемой управления, а надо было до конца разделить полномочия и привести Устав в соответствие с федеральным законодательством.
Вопрос же о форме управления городом обсуждать нужно и депутаты делать это были вправе, но это сделано не вовремя. Схему управления можно обсуждать и менять и потом, не так скоропалительно. Стоило поторопиться, чтобы принять и зарегистрировать новый Устав до 1 июля срока определенного федеральной властью, а уже затем начинать изучать все возможные схемы управления городом. А их пять, а не две, как утверждали разработчики второго варианта. Сегодня мэр избирается всем населением и является председателем Думы и главой администрации. Такой вариант можно было прописать и в новом Уставе, разумеется, временно, до конца полномочий действующего мэра. Изменять полномочия действующих выборных людей пока не окончится срок их работы, мы не имеем права.

- Пять вариантов управления городом. Какие?
- Ну да, и не только пять, можно и еще придумать варианты. Вот что, например, может быть. Мэр избирается горожанами, депутаты также избираются по округам. При этом мэр является председателем Думы, а глава администрации назначается по контракту по конкурсу. Еще - вариант предложенный депутатом Владиславом Букетовым - избираются только депутаты по округам и потом из своей среды избирают мэра и назначают по контракту главу администрации. Кроме того, можно всенародно избирать мэра, который становится председателем Думы. При этом глава администрации избирается из состава депутатов. Также можно рассматривать ситуацию, когда всенародно избираются только депутаты, и из своего состава выдвигают мэра, который одновременно становится и главой администрации. Еще вариант - избираются только депутаты и назначают по контракту главу администрации, который одновременно считается мэром.
Надо чтоб народ во всем этом тщательно разобрался, и в том числе и депутаты.

- Любовь Александровна, вы полагаете, что депутатов Думы Великого Новгорода необходимо подучить, чтобы изменять схему управления городом?
- В 1995 году, когда формировали местное самоуправление в регионе я, как зампред Облдумы, организовывала обучение районных депутатов: уставное право, бюджетирование, решение вопросов социального блока. Кто мешает такую же схему обучения создать сегодня и пропустить через нее городских депутатов.
А для того, чтобы в вопросе разобрались простые граждане, можно проводить круглые столы, где обсуждать все возможные схемы управления городом.

- А как обстоят дела с приведением в соответствие федеральному законодательству Уставов других муниципалитетов области?
- В районах глава муниципального образования, он же глава администрации, будет избираться всенародно, почти во всех муниципалитетах иных вариантов даже не обсуждалось.
Кстати, в Боровичском районе изменения в Устав были приняты заранее. Здесь уже приведено все в соответствие с новыми законами о МСУ еще в середине 2004 года. Председатель местного Совета работает на неосвобожденной основе, а выборное должностное лицо возглавляет исполнительный орган.
Не нужно было ломать копья в таком скоростном решении о схемах управления. Сперва надо просветить депутатов, затем граждан. Есть масса вариантов выборных и назначаемых мэров. И еще есть положительные примеры работы над реформой, как в Боровичах, о которых никто не говорит.
А в Великом Новгороде от принятия нового варианта Устава ничего не изменилось. Мэр будет исполнять свои обязанности до конца срока полномочий, а депутаты затем не смогут избрать нового из своей среды по закону об МСУ.

- А как Вы могли бы прокомментировать слухи, что скоро губернаторы мэров назначать будут?
- Это исключено. Так как МСУ по конституции отделено от госвласти, также как и по международной конвенции о МСУ, которую РФ ратифицировала. Но остается вопрос передачи в МСУ госполномочий, и здесь есть два варианта.
Например, в Новосибирске уровень региональной госвласти заканчивается территориальными подразделениями на уровне того, что в Новгородской области называем районами и поселенческое местное самоуправление. Таким образом, госполномочия МСУ практически не переданы, но реализуются в полном объеме. Там так с 1997 года. Для создания такой схемы в Новгородской области нужна политическая воля.
Еще вариант в Ленинградской области разработана схема передачи госполномочий МСУ по максимуму при этом МСУ может не взять госполномочия в зависимости от необходимости. В этом плане может помочь многоуровневая система МСУ, в которой определяется, на какой уровень должны передаваться те или иные полномочия. К вопросу о вариантах - МСУ может иметь до трех уровней без соподчинения друг другу.

- А как отражен в новом уставе Великого Новгорода вопрос территориального самоуправления?
- Взаимодействие МСУ и ТОСов не нашло отражения в новом Уставе ни в первом варианте, ни во втором. Лишь написано, что ТОСы регулирует Дума, строит какие-то взаимоотношения. А ведь территориальное общественное самоуправление - важный уровень МСУ, значит он может иметь свой устав, думу, бюджет, администрацию, и деньги на решение вопросов местного значения должны спускаться именно сюда. Именно Уставом города должны были быть прописаны финансовые взаимоотношения ТОС и МСУ. Фактически сегодня в городе органов территориального общественного самоуправления не существует. Эта система не сформирована есть ТСЖ, самоуправляющиеся неподконтрольные администрации города, организованы в рамках международного проекта территориальные подразделения администрации города. В какой уровень МСУ войдет все это неизвестно в новом Уставе про них ни слова. Не определена и схема управления городом (как и у губернатора регионом) а утверждения этой схемы требует федеральный закон.

- Какие еще белые пятна можно увидеть в новом городском Уставе?
- Договорные отношения с другими муниципальными образованиями. Для города это особенно актуально. Великий Новгород и Новгородский район используют совместно ряд объектов инфраструктуры жизнеобеспечения. А схема этих отношений в уставе не отражена.
Еще важный момент правотворческая инициатива граждан. Например, студент Ионов мог бы направить свой проект Устава в порядке личной правотворческой инициативы гражданина жителя города. Это разрешено новым законом об МСУ, и некоторые моменты этой нормы были прописаны, не очень четко в первом варианте Устава. А ведь восприимчивость власти к инициативам граждан, это тоже признак демократичности управления и возможность для людей принимать активное участие в жизни города.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости18 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама