ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 6 июля 2005, 17:51

"Вольная" Родина

Очередной раунд борьбы за контроль над партией "Родина" привел к серьезным пертурбациям внутри одноименной думской фракции. Вслед за исключением из депутатского объединения вице-спикера Сергея Бабурина последовал раскол, приведший к формированию клона "Родины" на базе "народовольческой" части предвыборного блока. Помимо вполне очевидных личных распрей среди "родинцев" ситуация обострилась вследствие борьбы различных групп президентской администрации за контроль над потенциально перспективным предвыборным ресурсом.

Напомним, что первоначально вместо "Родины" должен был появиться левый блок "Товарищ", объединяющий как некоммунистических левых, так и бывших "яблочников" вроде Игрунова и часть профсоюзов. Но, осознав недостаточную эффективность этой затеи, Кремль на ходу перестроил свои планы, реализовав в итоге объединение лояльных президенту Владимиру Путину депутатов вроде Дмитрия Рогозина, левых, ориентировавшихся на Сергея Глазьева, и националистов различного толка. Среди последних главную скрипку играла партия "Народная воля" во главе с ветераном российской политики Сергеем Бабуриным. Гремучая смесь антиолигархических лозунгов и националистическая популистская риторика привели "Родину" в Госдуму с высоким рейтингом около 10%.

Но сразу же после этого у блока начались проблемы. Его участники осознали свою потенциальную электоральную перспективу и многие из "родинцев" задумались о возможности повести самостоятельную игру. Едва перед лидерами блока встал вопрос о степени лояльности Кремлю, наметился первый раскол. Сергей Глазьев принял решение бороться за пост президента, строя кампанию на критике действующей исполнительной власти, что категорически не устраивало окружение Дмитрия Рогозина, открыто объявлявшего партию "президентским спецназом". В итоге блок объявил о поддержке Виктора Геращенко.

Сергей Глазьев лишился должности лидера блокообразующей Социалистической единой партии России (который достался бывшему тренеру Путина по дзюдо Василию Шестакову) и поста лидера думской фракции "Родина". Тогда фракция устояла лишь благодаря двум обстоятельствам. Опальный экс-лидер "Родины", хотя и активизировал сотрудничество с КПРФ и даже заигрывал с либералами в лице "Яблока" и Ирины Хакамады, депутатское объединение не покинул. Во-вторых, Рогозину помог руководитель "Народной воли" Сергей Бабурин, обменявший поддержку на пост вице-спикера Госдумы.

Следующий кризис внутри фракции произошел в разгар отмены монетизации льгот. Непопулярность реформы среди избирателей "Родины" и активистов партии не могла не заставить Рогозина сыграть на протестных настроениях. И если поначалу рогозинцы высказывали свое недовольство, не выходя за рамки системной оппозиции, то открытое пренебрежение ими со стороны "Единой России" и электоральное усиление партии на Сахалине и в Воронежской области привели к радикализации выступлений "родинцев", осознавших возможность конкурировать с "партией власти". Но попытка сыграть самостоятельную игру не устраивала ни Кремль, ни конкурентов Рогозина во фракции, опасавшихся потеряться на фоне лидера "Родины". Именно по этой причине Сергей Бабурин и его сторонники изначально противились объединению на базе Партии российских регионов, фактически приватизировавшей название всего блока, добиваясь альянса на равных для всех участников правах.

Президентская администрация, естественно, неоднородна, и потеря "кураторов" в лице Владислава Суркова была компенсирована, по оценкам экспертов, налаживанием отношений с "силовой" группировкой во власти. Одновременно Рогозин начал восстанавливать отношения с Сергеем Глазьевым и активизировал сближение с КПРФ, поддержав, в частности, инициативы по проведению всероссийских референдумов против реформ.

Именно в этот момент Бабурин получил возможность повести наступление на Рогозина: его личные карьерные интересы совпали с планами Кремля по одергиванию зарвавшегося руководителя "Родины". Лидер "Народной воли" объявил, что его коллега по блоку "заступил за грань, за которой кончается конструктивная оппозиция" и обвинил членов партии "Родина" в получении денег от Бориса Березовского. В этот момент нервы не выдержали уже у Рогозина, добившегося исключения своего критика из фракции за "дискредитацию ее идей".

Хотя лидеру "Родины" удалось добиться очень важной для себя поддержки со стороны депутатов Валентина Варенникова и Наталии Нарочницкой (ранее считавшихся более близкими к Бабурину, чем к Рогозину), раскол во фракции стал очевиден за исключение проголосовали лишь 26 из 40 депутатов от блока.

Лишившийся места в депутатском объединении вице-спикер на данном этапе вполне может торжествовать. Хотя ушедших за ним 8 депутатов явно недостаточно для формирования фракции (даже с учетом присоединившегося к бабуринцам независимого думца Черепкова), парламентский комитет по регламенту явно сыграл на стороне Бабурина, уточнив возможность создания блокообразующими партиями нескольких объединений. Если вспомнить, что независимым депутатам понадобится не менее 55 человек, чтобы зарегистрировать свою группу, становится очевидно: "Единая Россия" явно решила помочь исключенному из "Родины" парламентарию.

Более того, Рогозин может при определенных обстоятельствах лишиться и права на бренд "Родины". Выяснилось, что права на одноименный товарный знак зарегистрировал в декабре 2003 года один из руководителей СЕПР Валерий Епонешников, а лидер СЕПР Шестаков теперь покинул "большую" "Родину". В случае слияния СЕПР и "Народной воли" Минюст, не исключено, признает за такой партией право наименоваться "родинцами". Даже если Рогозину и удастся отстоять свои права на название, ему придется потратить немало сил и отвлечься от активной конкуренции с "единороссами".

В этой связи лидер "Родины" оказался просто вынужден договориться с Сергеем Глазьевым и беспартийными "родинцами", уступив пост руководителя фракции и согласившись на введение института сопредседательства. Учитывая "работу" Глазьева и Рогозина в разных электоральных нишах среди левоориентированных избирателей и среди националистически настроенного электората (соответственно), альянс данных двух политиков может способствовать их успеху на выборах. Более того, "большая "Родина" может выиграть в имидже, поскольку основная часть авторов скандального антисемитского запроса в Генпрокуратуру ушла к Бабурину (впрочем, кое-кто остался и с Рогозиным), и теперь из них можно сделать политических "козлов отпущения".

В то же время проблема лидерства в "Родине" не решена, а лишь отложена на потом. И Глазьев, и лидер партии "Родина" будут стремиться к максимальному единоличному контролю над перспективным электоральным ресурсом, что в будущем вызовет еще не один конфликт.

В целом же партия после разрыва с "Народной волей" оказалась в не самом хорошем положении. Вполне вероятна потеря ею большей части административного ресурса, благоприятствовавшего Рогозину, Глазьеву и Бабурину на выборах 2003 года. "Родинцы" могут попытаться еще сильнее сдвинуться в сторону радикального национализма, но на этом поле им придется конкурировать и с Владимиром Жириновским и с Сергеем Бабуриным (который если и не перейдет семипроцентный барьер, то сможет отобрать у рогозинцев немало голосов).

В то же время "Родина" будет, видимо, еще больше сближаться с "силовиками" в президентской администрации, претендуя на роль "идеологически новой партии власти". В этой связи совсем неслучайна резкая критика рогозинцев, прозвучавшая в интервью Владислава Суркова журналу "Шпигель". По мере приближения думских выборов и тем более "проблемы-2008" ставки в политической игре будут расти, и, как и во что попытается трансформироваться "Родина" к тому времени, не знает, пожалуй, и сам Дмитрий Рогозин.

Влад ДУМЕНКО

Влад Думенко


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама