Говорят, что новая метла сильнее метет только для того, чтобы пустить пыль в глаза. Давайте попробуем разобраться, действительно ли это так в случае всем нам знакомой сферы ЖКХ. Тем более что вышеупомянутый инструмент имеет к этому самое непосредственное отношение.
В начале 2005 года жилищно-коммунальная сфера Петербурга претерпела значительные изменения. ЖЭСы (Жилищно-коммунальные службы) стали называться Жилкомсервисами, а то и вовсе были заменены на частные обслуживающие конторы. За последние годы, живя в этой непростой стране России, мы, россияне, уже привыкли от любых перемен ожидать неприятностей, после которых если уж и не пойдешь на паперть, то в себя будешь приходить достаточно продолжительный промежуток времени. Даже от смены времен года ждем какого-нибудь подвоха.
Так и в этом случае никто не надеялся на чудо. Происходящее воспринималось как просто смена табличек с официальными названиями служб на такие же таблички с другим набором букв славянского алфавита. По традиции последствия перемен не заставили себя долго ждать и уже в этом месяце многие получили (а если еще нет не расстраивайтесь, это счастье вас не минует) квитанции на оплату услуг ЖКХ, в которых итоговая сумма несколько подросла, а в недалеком будущем станет еще больше.
Но был бы толк. Что у нас убыло, мы без труда заметили. А что прибыло? А вот с этим и будем разбираться. За советом я обратился в один из городских Советов. К тем, кто повседневно сталкивался в своей работе с ЖЭСом, а теперь и с Жилкомсервисом. И вот что мне там рассказали: оказывается отличия у этих организаций есть, хотя там продолжают работать те же самые люди. И отличия есть как положительные, так и отрицательные.
Начнем, пожалуй, с самого простого положительных моментов. Если кто не знает, в бытность ЖЭСов деньги, которые мы с вами, уважаемые читатели, платили по розовеньким бумажкам, оседали в Жилищном комитете правительства Петербурга, а потом распределялись по районам, так сказать на нужды. Только вот распределение это было далеко не равномерным, а если, как говорил незабвенный Михаил Сергеевич, углубиться в суть проблемы, то и не равноправным: жилищные агентства центральных районов города получали денег больше (понять, конечно, можно, ведь центр лицо Петербурга), а спальные районы соответственно меньше. То есть раньше те, кто жил на окраине, оплачивали удобства проживания жителей центра. И вот тут-то и есть первый плюс теперь, по новым правилам, деньги жителей остаются в Жилкомсервисе, который обслуживает их территорию.
Плюс второй: раньше у каждого сантехника и электрика коммунальных служб был свой, строго регламентированный оклад, выше которого не прыгнешь. Стимул к работе заключался только в ненормативных сборах с жильцов, которые не хотели ждать по нескольку лет, чтобы устранить течь в своем унитазе. Теперь же, если работник начинил больше унитазов, то и денег он за это получит больше, чем составляет его оклад.
На этом, собственно, положительные стороны дела и заканчиваются. Перейдем к отрицательным. Несмотря на то, что жилкомсервисы стали сами распоряжаться деньгами населения и у директоров новоявленных фирм появилась возможность финансово стимулировать своих подчиненных, не каждый руководитель к этому стремится. Главным показателем отчетности стала прибыль. Не столь важно показать вышестоящему руководству, а оно есть у каждого жилкомсервиса, количество отремонтированных унитазов и другой сантехники, сколько отчитаться о полученной прибыли. Отсюда появляются недоплаты и обрезание премиального фонда для тех же электриков и сантехников. Вернулись к тому же стимула к работе нет. Соответственно страдаем снова мы жильцы, продолжающие платить, а теперь еще больше, за услуги, которые не дополучаем.
Минус второй: есть неформальная установка на то, чтобы в первую очередь обслуживались жители подъездов, которые объединились в товарищества собственников жилья и где установлены металлические двери с домофоном или кодовым замком, наконец. Опять упираемся в неравноправие платят-то все квартплату одинаково.
А уж если ваша квартира приватизирована, то можете смело начинать посыпать пеплом свою голову как и год и два назад в услугах ремонтников на территории вашей частной собственности будет отказано.
Вот такая картина складывается. Осталось сложить плюсы и минусы и сделать вывод о том, как конкретно на Вас отразилась реформа ЖКХ. Правда, бытуют мнения, что новая структура обслуживания населения только начала свою работу и пока не развернулась. А уж как развернется тогда ух! Что же, время покажет.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1